Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - ГИМНАЗИЯ № 13 ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ – гимназия №13 Р.Б.Стихина _________________ Протокол №16 от 25.08.2021г. Приказ № 286-01.09 от 01.09.2021 Шахматы Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности для обучающихся 7 – 12 лет, срок реализации 2 года Разработчик: Безденежных Елена Сергеевна педагог дополнительного образования МАОУ – гимназии №13 Екатеринбург 2021 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА «Никто не пожалеет о времени, отданном Шахматам, ибо они помогут в любой профессии...» Тигран Петросян (Экс-чемпион мира по шахматам) Направленность и актуальность программы С древних времен шахматы увлекали людей разного возраста и положения в обществе. Опыт, накопленный педагогической наукой, говорит о громадных потенциальных возможностях развития детей посредством игры в шахматы. Наиболее известны на сегодняшний день следующие программы обучения начинающих шахматистов: Зак В.Г. «Шахматы. Программа для детских спортивных школ по подготовке юных шахматистов IV и III разрядов», ЦШК, М., 1959. Голенищев В.Е. «Программа подготовки юных шахматистов IV и III разрядов», ВШК, М., 1969. Костьев А.Н. «Шахматы для детско-юношеских спортивных школ, специализированных школ Олимпийского резерва и школ ВСМ» утверждена Комитетом по физкультуре и спорту при Совете Министров СССР еще в 1978году. Все эти программы были написаны традиционным методом, предполагающим исключительное использование шахматного материала в форме руководства по правилам игры и классический учебник. Отличительной чертой данной программы является выделение большого места практическим занятиям, непосредственно самой игре. Для того чтобы научить ребенка воспринимать шахматную позицию как единое целое и видеть угрозы соперника без особых усилий необходима интенсивная практика. Игра в шахматы позволяет повысить уровень логического мышления детей, способствует обретению детьми умения самостоятельно принимать решения, умения учиться. Именно поэтому мы включили данную дисциплину в процесс обучения как дополнительный инструмент развития детей. Цель программы - воспитание умственных способностей и творческой активности в процессе игровой и учебной деятельности, привития интереса к занятиям шахматами и к интеллектуальной деятельности вообще. Задачи: Обучающие: познакомить с историей появления шахматной игры, развитием ее, великими шахматистами; познакомить с основами шахматной игры: терминологией, фигурами, правилами; научить решать шахматные задачи. 2 Развивающие: совершенствовать психические процессы и такие качества, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением; сформировать умение осознанно решать творческие задачи и стремление к самореализации. Воспитательные: формировать эстетическое отношение к красоте окружающего мира; развить умение контактировать со сверстниками в творческой и практической деятельности; научить испытывать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности. Условия реализации программы Программа обучения рассчитана на 2 года обучения без предварительного отбора. На освоение каждого годичного цикла отводится 210 часов (6 часов в неделю) на каждую группу. 1 год обучения - дети с 7 до 11 лет. Количество занятий в неделю на 1 ребёнка – 3(продолжительность занятия 2 часа). Количественный состав групп: от 10 до 15 человек. Курс 1-го года обучения включает в себя шесть тем: «Шахматная доска», «Шахматные фигуры», «Начальная расстановка фигур», «Ходы и взятие фигур», «Цель шахматной партии», «Игра всеми фигурами из начального положения». На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а конь сильнее ладьи. 2 год обучения - дети с 8 до 12 лет. Количество занятий в неделю на 1 ребёнка – 3. (продолжительность занятия 2 часа). Количественный состав групп: от 10 до 15 человек. В курсе 2-го года обучения основное внимание уделяется изучению простейших методов реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”; “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”. В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним. 3 Ведущие формы и методы работы Организационной формой процесса обучения является групповое занятие. Чтобы не допустить переутомления обучающихся, нервного истощения и статических перегрузок занятия проводятся в игровой форме с включением двигательного компонента в структуру занятия. Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций. Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики. Образовательный процесс в коллективе строится с учетом возрастных психологических и физиологических особенностей детей. Формы контроля В учебном процессе используются как групповые, так и индивидуальные формы контроля освоения программы. Виды, формы и методы контроля, а также цель и время их проведения указаны в таблице. Виды контроля, сроки Текущий (в течение всего учебного года)/коррекционный Содержание Формы контроля Выявление ошибок Индивидуальный и успехов в освоении Групповой материала Методы контроля Наблюдение, Дидактические игры и решение заданий Итоговый (аттестация) Текущая (конец 1го полугодия) Промежуточная (конец 2-го полугодия) Отслеживание динамики, прогнозирование результативности дальнейшего обучения Индивидуальный Шахматный Турнир Групповой Определение Индивидуальный уровня сформированности Групповой знаний, умений и навыков по Шахматный турнир 4 окончании курса обучения каждого года. Итоговая (конец всего курса обучения) Определение Индивидуальный уровня сформированности Групповой знаний, умений и навыков по окончании всего курса обучения по программе. Шахматный турнир Итоговый контроль обучающихся осуществляется при проведении текущей, промежуточной (итоговой – для 2-го года обучения) аттестации через механизм наблюдения и проходит в виде викторины по отдельным темам пройденного материала и шахматного турнира. Сроки проведения аттестации устанавливаются администрацией образовательного учреждения и фиксируются в его общем учебном плане: для текущей аттестации – это последняя учебная неделя 1-го полугодия; для промежуточной (итоговой – для последнего года обучения) – последняя учебная неделя 2-го полугодия. В процессе итогового контроля отслеживается усвоение знаний и динамика развития обучающихся по основным критериям: осмысленность и свободное использование специальной терминологии; соответствие уровня подготовки программным требованиям; соответствие степени усвоения материала программным требованиям; творческое отношение к выполнению поставленной задачи; уровень развития чувства коллективизма, ответственности, умения работать в команде. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения (мотивация, познавательная сфера, регулятивная сфера, коммуникативная сфера) в соответствии с критериями и степенью выраженности того или иного качества. 5 1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель 1-го года обучения - формирование мотивации к занятиям, пробуждение интереса к игре. Задачи: познакомить с историей и с терминологией игры; познакомить с шахматной доской, фигурами, их начальной расстановкой, ходами и взятием фигур; развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением развивать способность к сотрудничеству. Планируемые результаты Личностные: интерес к шахматной игре; стремление узнавать новое. Метапредметные: умение определять цель своих действий; планировать действия в соответствии с поставленной целью; умение слушать педагога; стремление к конструктивному общению и сотрудничеству; Предметные: владение терминологией игры: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья; умение ориентироваться на шахматной доске; умение правильно расставлять фигуры перед игрой; умение определять шахматные фигуры: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король; владение правилами хода и взятия каждой фигуры; умение играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса; умение правильно помещать шахматную доску между партнерами; умение рокировать, объявлять шах, ставить мат; умение решать элементарные задачи на мат в один ход. 6 Учебный план курса «Шаматы» (210 часов) 1 года обучения (интегрированные занятия: теоретические понятия и практика) № Тема Общее кол-во часов В том числе теор. практ. занятия занят ия 2 2 1 Введение История шахмат 4 1 Шахматная доска 3 1 2 Шахматные фигуры 4 1 3 Начальная расстановка фигур 3 1 2 Ходы и взятие фигур 45 15 3 0 Цель шахматной партии 22 6 1 6 8 Игра всеми фигурами из начального положения 32 2 3 0 9 Дебют 24 2 10 Миттельшпиль 24 2 11 Эндшпиль 24 2 12 Тактика 18 2 13 Заключительное занятие 2 14 Итоговый контроль Итого: 4 210 1 2 3 4 5 6 7 2 2 2 2 2 2 1 6 Формы/методы аттестации/контроля Групповой/ опрос Групповой/ опрос Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ наблюдение, дидактические игры Групповой/ 37 2 наблюдение 4 Шахматный турнир 173 7 Содержание курса 1-го года обучения Тема 1,2 Введение. Теория: Знакомство с группой, правилами поведения на занятии и в учреждении. Цель и задачи Курса. Знакомство с историей шахмат. Тема 3. Шахматная доска. Теория: Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Шахматная доска и шахматные поля. Количество полей в горизонтали. Количество горизонталей на доске. Вертикальная линия. Количество полей в вертикали. Количество вертикалей на доске. Чередование белых и черных полей в горизонтали и вертикали. Диагональ. Отличие диагонали от горизонтали и вертикали. Количество полей в диагонали. Короткие диагонали. Центр. Форма центра. Количество полей в центре. Расположение доски между партнерами. Практика: Чтение и инсценировка дидактической сказки «Удивительные приключения шахматной доски». Чтение и инсценировка дидактической сказки «Котята – хвастунишки». Дидактические задания и игры «Горизонталь», «Вертикаль», «Диагональ». Тема 4. Шахматные фигуры. Теория: Белые, черные, ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король. Практика: Чтение и инсценировка дидактической сказки И.Г. Сухина «Приключения в шахматной стране». Дидактические задания и игры «Волшебный мешочек», «Угадай-ка», «Секретная фигура», «Угадай», «Что общего?», «Большая или маленькая». Тема 5. Начальная расстановка фигур. Теория: Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”; связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальной расстановкой фигур. Практика: Дидактические задания и игры «Мешочек», «Да и нет», «Мяч». Тема 6. Ходы и взятие фигур. Теория: Знакомство с шахматными фигурами. Ладья. Ладья в игре. Слон. Слон в игре. Ладья против слона. Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Ферзь. Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. Конь. Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи слона. Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Король. Король против других фигур. Термин «стоять под боем». Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение», белопольные и чернопольные слоны, одноцветные и разноцветные слоны, 8 качество, легкие и тяжелые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. Практика: Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин», «Кратчайший путь», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля», «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности», «Игра на уничтожение»: ладья против ладьи, две ладьи против одной, две ладьи против двух; слон против слона, два слона против одного, два слона против двух; ладья против слона, две ладьи против слона, ладья против двух слонов, две ладьи против двух слонов, сложные положения; ферзь против ферзя; ферзь против ладьи, ферзь против слона, ферзь против ладьи и слона, сложные положения; конь против коня, два коня против одного, один конь против двух, два коня против двух; конь против ферзя, конь против ладьи, конь против слона, сложные положения; пешка против пешки, две пешки против одной, одна пешка против двух, многопешечные положения; пешка против ферзя, пешка против ладьи, пешка против слона, пешка против коня, сложные положения; король против короля; король против ферзя, король против ладьи, король против слона, король против коня, король против пешки. Тема 7. Цель шахматной партии. Теория: Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Мат. Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, пешкой (простые приемы). Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур. Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки. Практика: Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов», «Защита от шаха». Дидактическая игра «Первый шах», «Мат или не мат», «Мат в один ход, «Дай мат в один ход», «Пат или не пат», «Рокировка». Тема 8. Игра всеми фигурами из начального положения. Теория: Самые общие представления о том, как начинать шахматную партию. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Практика: Дидактическая игра «Два хода». Тема 9. Дебют. Теория: Как начинать партию, развивающие ходы, создание угроз в дебюте, плюсы и минусы раннего вывода ферзя. Практика: Детский мат,классификация дебютов: открытые, полуоткрытые, 9 закрытые, знакомство с дебютами (определяющие дебют ходы, дебютные ошибки основные принципы разыгрывания дебюта), мобилизация фигур, борьба за центр, безопасность короля, план в дебюте, оценка позиции в дебюте, изучение основных вариантов итальянской партии, дебюта 4-х кон, знакомство с гамбитом Эванса, центральным дебютом (гамбитом), северным гамбитом, королевским гамбитом, изучение основных принципов шотландской партии, знакомство с шотландским гамбитом. Тема 10. Миттельштиль Теория: Что делать после дебюта. Развитие фигур. Создание угроз. Отражение угроз соперника. Ловушки. Практика: Основные принципы разыгрывания середины партии»: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач, использование материального перевеса. Тема 11. Эндшпиль. Теория: Определение эндшпиля. Роль короля. Активность фигур в эндшпиле. Матование одинокого короля. Линейный мат. Проведение пешки в ферзи. Пешечные окончания. Правило квадрата. Оппозиция. Практика: Цугванг. Король и пешка против ферзя. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки. Матование одинокого короля ферзем (ладьей). Виды матовых позиций. Тема 12 Тактика. Теория: Понятие о тактике. Основные тактические приемы. Практика: Основные тактические приемы. Связка, полусвязка, двойной удар, открытое нападение, открытый шах, отвлечение, завлечение, рентген, освобождение поля, (линии), двойной шах, уничтожение защиты, блокировка, комбинации с мотивами. Тема 13. Заключительное занятие. Практика: Викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. Тема 14. Итоговый контроль: текущая и промежуточная аттестация Практика: шахматный турнир. 2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ Цель 2-го года обучения - формирование личностных качеств шахматиста. Задачи: познакомить с легендами о шахматах и чемпионами; научиться записывать шахматную партию; определять ценность шахматных фигур; проводить элементарные шахматные комбинации; развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, формы волевого управления поведением развивать способность к сотрудничеству. 10 Планируемые результаты Личностные: Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций. Метапредметные: Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Определять наиболее эффективные способы достижения результата. Предметные: умение обозначать горизонтали, вертикали, поля, шахматные фигуры; умение определять ценность шахматных фигур и их сравнительную силу; умение записывать шахматную партию; умение матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей. Учебный план курса «Шаматы» (210 часов) 2 года обучения (интегрированные занятия: теоретические понятия и практика) № Тема Общее В том числе кол-во теор. практ. часов занятия занятия 4 2 2 4 2 2 10 2 8 1 2 3 Введение Шахматная нотация Ценность шахматных фигур 4 Игра всеми фигурами начального положения 5 Дебют 18 6 Миттельшпиль 32 7 Эндшпиль 18 8 Тактика 32 9 Шахматная комбинация 24 из 20 2 18 2 16 2 30 2 16 2 30 2 22 Формы/методы аттестации/контрол я Групповой/ опрос Групповой/ опрос Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ 11 10 Тренировочные партии 26 26 11 Учебные сеансы одновременной игры 16 12 Заключительное занятие 2 2 13 Итоговый контроль Итого: 4 210 4 192 16 18 наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры. Групповой/ наблюдение,дидакт ические игры Групповой/ наблюдение Шахматный турнир В курсе 2-го года обучения основное внимание уделяется изучению простейших методов реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат. Учебный курс включает в себя одиннадцать тем: “Краткая история шахмат”; “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация” и другие. В программе дается перечень дидактических игр и заданий. Включает в себя тренировочные партии, учебные сеансы одновременной игры, тематические консультационные партии, решение задач и упражнений, выполнение упражнений для улучшения техники расчета вариантов, разбор с тренером-преподавателем партий учащихся, анализ типовых позиций. Разыгрывание позиций с тренером Разыгрывание позиций учениками. Тест-партии или тест-позиции. Конкурс «Играем с гроссмейстером». Итоговым результатом занятий является успешное решение заданий на зачетных занятиях, а также выполнение детьми норм спортивных разрядов по шахматам и поступления в спортивную школу при желании. Схема занятий заключает в себе изучение теоретической части и закрепление полученных знаний на практике, проведение конкурсов решений, турниров. Данная программа рассчитана на учащихся начальной и младшего звена средней школы, два года обучения. 12 Учебно – методическое обеспечение программы 1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования http://fgosreestr.ru/;. 2. Методические указания Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.10.2009 № ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»; 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.09.2010 № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»; 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»»; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2012 №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений»; 6. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 20.05.2016 № 09-021/1454-16 «Методические рекомендации по разработке рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных организациях Калужской области» (http://kgiro.kalugaedu.ruв разделе «Методические рекомендации»); 7. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 18.01.2016 № 07-021/133-16 «О рекомендациях по организации самоподготовки обучающихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам». 8. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 25.08.2016 № 07-021/2418-16 «О внедрении и реализации проекта «Шахматы – в школу» в общеобразовательных организациях Калужской области». 9. Письмо министерства образования и науки Калужской области от 21.03.2017 № 07-021/2418/4-16 «О внедрении и реализации проекта «Шахматы – в школу» в общеобразовательных организациях Калужской области 13 10. Шахматы в школе, Методические рекомендации, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017 11. Книги о шахматах и шахматистах https://obuchalka.org/20200824124049/shahmati-v-shkole-metodicheskie-rekomendaciichetvertii-god-obucheniya-uchebnoe-posobie-dlya-obscheobrazovatelnih-organizaciivolkova-e-i-prudnikova-e-a-2017.html Рекомендованная литература: Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995 Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:Поматур, 2000. Литература для детей: Сухин И. От сказки – к шахматам. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмы ACT, 1993. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. Материально – техническое обеспечение Оборудование и дидактический материал 1 Шахматы с доской по 1 комплекту на 1 пару 2 Шахматы демонстрационные 1 комплект на группу 3 Часы шахматные по 1 шт. на 1 пару 14 Список литературы 1. Бабанский Ю. Педагогика. М.: Просвещение, 1988. ГКСЭН РФ 31.10.96 № 49 СанПиН 2.4.2.-576-96 М. «Вестник образования» №10/97 2. Дьяков И, Петровский Н., Рудик П.Психология шахматной игры, Москва, 1926 3. Закон РФ «Об образовании. М «Юристъ» 1998 4. И.Г. Сухин Шахматы второй год, или Играем и выигрываем: Рабочая тетрадь для четырехлетней начальной школы. В 2-х частях. Часть 1 Обнинск: Духовное возрождение, 2005 5. И.Г. Сухин Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Рабочая тетрадь для четырехлетней начальной школы. В 2-х частях. Часть 2 Обнинск: Духовное возрождение, 2005 6. И.Г. Сухин Шахматы первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны: Тетрадь для проверочных работ Обнинск: Духовное возрождение, 2005 7. И.Г. Сухин Шахматы первый год: Задачник, мат в один ход: 1500 малофигурных позиций. Обнинск: Духовное возрождение, 2005 8. Карпов А., Гик Е. Шахматный калейдоскоп. М.: Наука, 1984. 9. Костев А.Н. Уроки шахмат: метод.материал для работы с детьми. М.: Физкультура и спор, 1984 10. Костев А.Ню Учителю о шахматах: Пособие для учителя. М: Просвещение, 1986 11.Нормативно-правовые основы, регулирующие деятельность спортивных школ . М. Письмо Министерства образования и науки 2006 12.Петрушина Н.М. Шахматный учебник для детей. Ростов н/Д: Феникс, 2007 13.Позин С.Б. 25 уроков шахмат. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. 14.Позин С.Б. тетрадь для контрольных работ № 1. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003. 15.Позин С.Б. тетрадь для контрольных работ № 2. Екатеринбург: Изд-во Урал. Ун-та, 2003 16.Правила Шахмат ФИДЕ 17.Савенков А. Одаренные дети в детском саду и в школе. М.: Академия, 2000. 18.Сухин И.Г. Удивительные приключения в Шахматной стране. Ростов н/Д: Феникс, 2004 19.Сухин И.Г. Шахматы первый год, или Учусь и учу: Пособие для учителя. Обнинск: Духовное возрождение, 1999 20.Тишков А. Шахматная задача-миниатюра. М.: ФиС, 1985. 21.Шарабин С.Н. Коган Э.В Шахматы для самых маленьких: Использование элементов игры в процессе обучения 6-8–летних детей шахматам М.: ИД Манускрипт, 2008 15 Сведения о разработчике Безденежных Елена Сергеевна Педагог дополнительного образования МАОУ – гимназия №13 Образование – УрГППУ, инженер-педагог, специальность – профессиональное обучение Педагогический стаж – 5 лет Соответствие должности педагога дополнительного образования. Аннотация На занятиях по шахматам Ваш ребенок познакомится с правилами этой удивительной древней игры, которая поможет ему развить: самостоятельность, терпение и усидчивость, распределять и концентрировать внимание, ну и, конечно же, память. Занятия по шахматам проходят в игровой форме, в стихах и сказках, в небольших группах. Итоговым результатом занятий является успешное решение заданий на зачетных занятиях, а также выполнение детьми норм спортивных разрядов по шахматам и поступления в спортивную школу при желании. Схема занятий заключает в себе изучение теоретической части и закрепление полученных знаний на практике, проведение конкурсов решений, турниров. Данная программа рассчитана на учащихся начальной и младшего звена средней школы, два года обучения. 16 КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК 2021-2022 учебный год № Учебные недели 1 01.09 – 03.09 2 3. 6.09 -10.09 4. 5 6. 7. 13.09 -17.09 8. 9 10. 20.09 -24.09 11. 12. 27.09-01.10 13 14 15 16 04.10 - 08.10 17 18 11.10 -15.10 19 20 21 Наименование темы занятия Форма занятия Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Цель и задачи курса. Введение. Знакомство с историей шахмат. Беседа Правила игры. Шахматные фигуры. Шахматная доска, белые и черные поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Чередование белых и черных полей на шахматной доске. Комбинированное занятие Начальная расстановка фигур Начальное положение (начальная позиция); расположение каждой из фигур в начальной позиции; правило “ферзь любит свой цвет”. Игра «Мешочек». Ходы и взятие фигур Ладья. Ладья в игре. Комбинированное занятие Ходы и взятие фигур Конь. Конь в игре. Конь против ферзя, ладьи слона. Знакомство с пешкой. Пешка в игре. Пешка против ферзя, ладьи, коня, слона. Ходы и взятие фигур «Игра на уничтожение»: ферзь против ферзя. Король. Король против других фигур. Игра всеми фигурами из начального положения. Комбинированное занятие Ходы и взятие фигур Правила хода и взятия каждой из фигур, игра «на уничтожение». Цель шахматной партии Дидактическая игра «Первый шах», «Мат или не мат». Дидактические задания и игры: «Лабиринт», «Перехитри часовых», «Один в поле воин» Ходы и взятие фигур «Кратчайший путь», «Сними часовых», «Атака неприятельской фигуры», «Двойной удар», Цель шахматной партии «Мат в один ход, «Дай мат в один ход», «Пат или не пат». Комбинированное занятие Колво часов Формы/ методы контроля 2 2 Групповая /Наблюдение 2 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 2 2 Комбинированное занятие Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 Комбинированное занятие 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 17 18.10 -22.10 22 Ходы и взятие фигур «Защита контрольного поля», «Ограничение подвижности». Комбинированное занятие 2 23 2 24 2 25.10 -29.10 25 26 27 28 8.11 -12.11 29 30 31 15.11 -19.11 32 33 34. 22.11- 26.11 Ходы и взятие фигур «Игра на уничтожение»: слон против слона, два слона против одного, два слона против двух. Цель шахматной партии Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Комбинированное занятие Ходы и взятие фигур «Игра на уничтожение»: слон против слона, два слона против одного, два слона против двух. Дебют. Заключительное занятие Викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. «Взятие», «Защита», «Выиграй фигуру», «Захват контрольного поля». Игра всеми фигурами из начального положения. Цель шахматной партии Пат. Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Комбинированное занятие 2 2 2 2 2 2 Комбинированное занятие 2 2 38 Комбинированное занятие 06.12 -10.12 42 44 45 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 41 43 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 39 40 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 36 Цель шахматной партии «Шах или не шах», «Дай шах», «Пять шахов. Ходы и взятие фигур «Игра на уничтожение» Ладья против ладьи, ладьи против одной, две ладьи против двух. Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 Комбинированное занятие 2 29.11 -03.12 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 35 37 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 13.12 -17.12 Цель шахматной партии Шах. Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Открытый шах. Двойной шах. Ходы и взятие фигур Слон. Слон в игре. Ладья против слона. Место слона в начальном положении. Цель шахматной партии Дидактические задания «Шах или не шах», «Дай шах». Ходы и взятие фигур Ферзь. Ферзь в игре. Ферзь против ладьи и слона. Комбинированное занятие 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 Комбинированное занятие 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 18 46 20.12 -24.12 47 48 49 27.12 -30.12 Цель шахматной партии «Мат в один ход, «Дай мат в один ход», «Пат или не пат», «Рокировка» Шахматный турнир Цель шахматной партии «Пять шахов», «Защита от шаха» Комбинированное занятие 2 53. Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Комбинированное занятие 54. 55. 24.01 -28.01 31.01 -04.02 59 60 61 10.02 -16.02 62 63 64 14.02 -18.02 Игра всеми фигурами из начального положения Дидактическая игра «Два хода» Комбинированное занятие Игра всеми фигурами из начального положения. общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта Комбинированное занятие Игра всеми фигурами из начального положения. Демонстрация коротких партий. Комбинированное занятие Игра всеми фигурами из начального положения. «Два хода» Комбинированное занятие 21.02 -25.02 2 2 2 2 2 Дебют. Как начинать партию, развивающие ходы Комбинированное занятие 2 2 2 28.02 -04.03 72 7.03 -11.03 74 75 76 2 2 2 71 73 2 2 68 69 70 2 2 65 66 67 2 14.03 -19.03 77 Дебют. создание угроз в дебюте, плюсы и минусы раннего вывода ферзя. Дебют. Классификация дебютов: открытые, полуоткрытые, закрытые, знакомство с дебютами (определяющие дебют ходы, дебютные ошибки основные принципы разыгрывания дебюта), Дебют. Мобилизация фигур, знакомство с гамбитом Эванса, Комбинированное занятие 2 2 2 Комбинированное занятие 2 2 21.03 -25.03 Миттельштиль. Что делать после дебюта. Развитие фигур Комбинированное занятие 2 2 Миттельштиль. Создание Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 Комбинированное занятие 80 4.04 -08.04 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 гамбитом, изучение основных принципов шотландской партии, знакомство с шотландским гамбитом. 78 81 82 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 центральным дебютом (гамбитом), северным гамбитом, королевским 79 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 56. 57. 58 2 2 2 17.01 -22.01 Групповая/ Индивидуальная 2 50 51 52. 2 Комбинированное 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 2 Групповая/ 2 19 угроз. 83 11.04 -15.04 86 87 88 18.04 -22.04 89 90 91 25.04 -29.04 92 93 94 3.05 -06.05 95 96 97 угроз занятие соперника. Ловушки. 84 85 Отражение 10.05 -13.05 Миттельштиль. Основные принципы разыгрывания середины партии»: целесообразность в развитии фигур, мобилизация сил, определение ближайших и последующих задач, использование материального перевеса. Эндшпиль. Определение эндшпиля. Роль короля. Активность фигур в эндшпиле. Комбинированное занятие 101 102 103 2 2 23.05 – 27.05 104 105 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 Комбинированное занятие 2 2 Эндшпиль. Матование одинокого короля. Линейный мат. Проведение пешки в ферзи. Пешечные окончания. Правило квадрата. Эндшпиль. Цугванг. Король и пешка против ферзя. Ферзь против пешки. Ладья против пешки. Слон против пешки Комбинированное занятие Тактика. Понятие о тактике. Основные тактические приемы. Комбинированное занятие 2 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 Комбинированное занятие 2 2 2 2 2 16.05 -20.05 Индивидуальная/Н аблюдение 2 98 99 100 2 Практика. Викторина «В стране шахмат». Игра всеми фигурами из начального положения. Комбинированное занятие Итоговый контроль: текущая и промежуточная аттестация Практика: шахматный турнир. Комбинированное занятие 2 2 2 2 2 2 Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение Групповая/ Индивидуальная/Н аблюдение 2 ИТОГО 105 20