Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе начального общего образования Рабочая программа по учебному предмету ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ Уровень образования: начальное общее образование (ФГОС) Количество часов по учебному плану МАОУ-гимназии №13 4 классы: недельных - 1, годовых- 34 Екатеринбург 1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» 1.1. Личностные результаты 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям. 1.2. Метапредметные результаты 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий. 1.3 Предметные результаты 1) готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию; 2) знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе; 3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества; 4) формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России; 5) первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности; 6) становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России; 7) осознание ценности человеческой жизни. 2. Содержание учебного предмета Основное содержание предметной области Предметная область «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом учебных модулей, один из которых изучается по выбору родителей (законных представителей) обучающихся: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Россия – наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и ее ценности. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Россия – наша Родина. Культура и религия. Религии мира и их основатели. Священные книги религий мира. Хранители предания в религиях мира. Человек в религиозных традициях мира. Священные сооружения. Искусство в религиозной культуре. Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира. Религиозные ритуалы. Обычаи и обряды. Религиозные ритуалы в искусстве. Календари религий мира. Праздники в религиях мира. Семья, семейные ценности. Долг, свобода, ответственность, учение и труд. Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь, социальные проблемы общества и отношение к ним разных религий. Священные сооружения. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Культура и мораль. Этика и ее значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России 3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4 класс № урока Элементы содержания учебного предмета 1 Россия – наша Родина. 2 Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Духовные ценности человечества. Культура. Религии. 3 Этика и ее значение в жизни человека. Диалог о философии и этике. 4 Культура и мораль. Мораль и нравственность. 5 Трудовая мораль. Добродетель. 6 Методы нравственного самосовершенствования. Учение Аристотеля о добродетелях. 7 Что значит быть нравственным в наше время? Нравственные качества. 8 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Терпение и терпимость. 9 Нравственные традиции предпринимательства. Суд над Сократом. 10 Нормы морали. Убеждения. 11 Нормы морали. Нравственный выбор. 12 Нормы морали. Совесть. Долг. Элементы реализации программы воспитания Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину Формирование ценностей многонационального российского общества Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Развитие этических чувств Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного Колво часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 13 Нормы морали. Ответственность. 14 Этикет. Этика о воспитании самого себя. 15 Нормы морали. Справедливость. 16 Государство и мораль гражданина. Государство, основанное на справедливости. 17 Образцы нравственности в культуре Отечества. Государство. Светская этика. 18 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Нравственный закон. Десять заповедей 19 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Заповеди любви. 20 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Любовь – основа жизни. 21 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Прощение. 22 Древнегреческие мыслители о дружбе. 23 Образцы нравственности в культурах разных народов. Этика об отношении к другим людям и самому себе смысла учения Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Развитие этических чувств Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 24 Нормы морали. Мысли и поступки. Слова и речь. 25 Нормы морали. Милосердие. 26 Нормы морали. «Золотое правило нравственности». 27 Нормы морали. современном мире. 28 Любовь и уважение к Отечеству. Альберт Швейцер. 29 Любовь и уважение к Отечеству. Этическое учение Л.Н.Толстого. 30 Любовь и уважение к Отечеству. «Идти дорогою добра» 31 Праздники как одна из форм исторической памяти. 32 Методика создания морального кодекса в школе. 33 Образование как нравственная норма. 34 Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Презентации творческих работ. Нравственные законы в природы, народов, культур и религий Признание индивидуальности каждого человека Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России Осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов Осознание своей этнической и национальной принадлежности Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям Познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.