МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебный предмет «АНАЛИЗ ТЕКСТА» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург, 2023 1 Планируемые результаты освоения учебного предмета «Анализ текста» I.1 Планируемые личностные результаты отражают: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. I.2. Планируемые метапредметные результаты 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ис2 пользовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 1.3. Предметные результаты Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить: сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы; включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России; сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом; сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений; 3 свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета; сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров. "Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать: 1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике; 2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью; 3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации; 4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров; 5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной и мировой; 6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях русского языка; 7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения; 8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях; 9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания; 10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы; 11) для слепых, слабовидящих обучающихся: сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке; 12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных имплантов), говорения, чтения, письма; 13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию. 4 2. Содержание программы Понятие о тексте и его строении. Текст как объект исследования. Текст как явление языкового употребления, словесное произведение. Признаки текста. Тема и содержание. Тема и идея текста. Проблематика текста. Идейно-смысловая и эстетическая сторона содержания. Предметно-логическая и эмоционально – экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение. Возможность различного словесного выражения одной темы. Тип речи и словесное выражение темы. Способы словесного выражения темы в тексте. Способы связи частей текста. Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. Межтекстовые связи. Жанрово-стилевая организация текста. Стилистические возможности языковых средств Жанры публицистического текста. Жанры художественного текста. Информационная обработка научного текста. Качества словесного выражения. Речевые нарушения как средство характеристики героя. Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Виды словесных средств художественной изобразительности. Интерпретация художественного текста на основе средств выразительности. Уровни текста. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. ССЦ как основная текстовая единица. Структурно-семантическая и структурно-синтаксическая организация текста. Основные средства межфразовой связи. Композиция словесного произведения. Архитектоника, сюжет и фабула. Композиция как способ воссоздания авторского миропонимания Художественные средства создания образов. Анализ эпизода. Персонаж. Характер. Тип. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе. Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении. Понятие образа автора и «авторское я». Средства словесного выражения образа рассказчика. Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые соотношением «образ автора – образ рассказчика». «Рассказ в рассказе». Формы субъективации авторского повествования. Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь. Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы. Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности. Образность произведений художественной словесности. Строение словесного образа. Структура текста и его лингвостилистический анализ. Приемы лингвостилистического анализа текста. Текст и культура. Форма повествователя. Мотив как ведущая художественная идея в стихотворении и образ как форма его воплощения. Мотивный анализ стихотворения. Сопоставительный анализ. Комплексный анализ стихотворения. Языковые средства выражения художественного пространства. Лейтмотивные пространственные образы в русской литературе. Языковые средства выражения художественного времени. Способы проявления и художественного оформления образа- переживания. Эмоции героев в художественном тексте . Стилизованная автобиография. Специфика драматического сюжета. Понятие целостности литературного произведения. 5 Систематизация и обобщение материала по курсу. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на изучение каждой темы. № 10 класс Элементы содержания учебного предмета Кол-во часов 1 Понятие о тексте и его строении. 1 2 Текст как объект исследования. 1 3 Текст как явление языкового употребления, словесное произведение. 1 4 Признаки текста. Тема и содержание. 1 5 Практикум. Способы связи частей текста. 1 6 Тема и идея текста. 1 7 Проблематика текста. Практикум. 1 8 Идейно-смысловая и эстетическая сторона содержания. 1 9 1 11 Предметно-логическая и эмоционально – экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение. Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. Межтекстовые связи. 12 Возможность различного словесного выражения одной темы 1 13 Тип речи и словесное выражение темы. 1 14 Практическая работа. Способы словесного выражения темы в тексте. 1 15 Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности. 1 16 Особенности воплощения темы в публицистическом тексте. 1 17 Жанры публицистического текста. 1 18 1 19 Особенности выражения авторской позиции в публицистическом тексте. Анализ публицистического текста. 20 Создание текста публицистического стиля. 1 21 Информационная обработка научного текста. 1 22 Практическая работа. Анализ научного текста. Особенности лексики. Выражение основной мысли в научном тексте. Особенности воплощения темы в художественном тексте. 1 10 23 1 1 1 1 6 24 Жанры художественного текста. 1 25 Практическая работа. Анализ художественного текста 1 26 Речевые нарушения в устном и письменном высказывании и пути их преодоления. Речевые нарушения как средство характеристики героя. Язык художественного произведения. Изобразительновыразительные средства в художественном произведении. Виды словесных средств художественной изобразительности. Тропы. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Практическая работа. Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота. Практическая работа. Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение, риторический вопрос, обращение, восклицание, эллипсис, эпифора. Практическая работа. Словесно-звуковые средства художественной изобразительности. 1 Определение изобразительно-выразительных средств в художественном тексте (поэтическом, прозаическом, драматическом). Наблюдения над особенностью языка в художественных текстах разных авторов. Практическая работа. Анализ художественного текста. 1 27 28 29 30 32 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 11 класс № Элементы содержания учебного предмета Кол-во часов 1 2 Текст и его строение. Признаки текста (завершенность, связность, цельность). Тема, проблема, идея. Повторение изученного материала. Структура текста. Абзацное членение. Композиция текста. 3 Логический порядок текста. Единство текста. 1 4 Стили речи. Типы речи. Повторение. 1 5 Жанрово-стилевая организация текста. 1 6 Стилистические возможности языковых средств. 1 7 Текст и культура. 1 8 Уровни текста. 1 9 Синтаксис текста. Предложения в составе текста. 1 10 ССЦ как основная текстовая единица. Структурно-семантическая и структурно-синтаксическая организация текста. Основные средства межфразовой связи. Лексические средства связи смысловых частей текста. 1 1 11 1 1 7 12 Грамматические средства связи смысловых частей текста. 1 13 Синтаксические средства связи смысловых частей текста. 1 14 Основные приёмы анализа прозаических произведений. 1 15 Ассоциативные текстовые связи. 1 16 Анализ публицистического текста. Практикум. 1 17 1 21 Аналитическая работа с публицистическим текстом. Позиция автора и средства ее выражения. Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”. Нравственная проблематика. Аналитическая работа по текстам В.Пескова. Экологическая проблематика. В.Г.Распутин. «Боль души» . Проблемы современной действительности в публицистике. Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста. 22 Типология текстов. Композиционные особенности художественного 1 18 19 20 1 1 1 1 текста. Практикум. 23 Композиция как способ воссоздания авторского миропонимания. 1 24 Структура повествования в рассказе И.Бунина «Антоновские яблоки». 1 25 Структура повествования в рассказе В. Набокова «Тяжелый дым». 1 26 Структура повествования в рассказе А.Солженицына «Как жаль». 1 27 Аналитическая работа с художественным текстом. Позиция автора и средства ее выражения. Субъектные и внесубъектные способы проявления образа автора в произведении. Анализ эпизодов повести В.Быкова «Сотников»). Практикум. 1 Форма повествователя. Эстетические возможности приема «говорения» от первого лица: герой, рассказчик, автор-герой, герой ролевой лирики. Сочинение-рассуждение на основе художественного текста. 1 32 Анализ поэтического текста. Языковые единицы разных уровней в системе стихотворения. 1 33 Комплексный анализ стихотворения. 1 28 29 30 31 1 1 1 8 9