Анализ текста 10 - 11 кл 2024-25

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования

Рабочая программа
учебный предмет «АНАЛИЗ ТЕКСТА»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург, 2023
1

Планируемые результаты освоения учебного предмета «Анализ текста»
I.1 Планируемые личностные результаты отражают:
1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов
(герб, флаг, гимн);
2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития
науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к
самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность
вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели
и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым,
национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении
всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;
11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение
опыта эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.
I.2. Планируемые метапредметные результаты
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; ис2

пользовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску
методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать
и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;
9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и
мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
1.3.

Предметные результаты

Изучение предметной области "Русский язык и литература" - языка как знаковой
системы, лежащей в основе человеческого общения, формирования российской гражданской, этнической и социальной идентичности, позволяющей понимать, быть понятым, выражать внутренний мир человека, в том числе при помощи альтернативных средств коммуникации, должно обеспечить:
сформированность представлений о роли языка в жизни человека, общества, государства, способности свободно общаться в различных формах и на разные темы;
включение в культурно-языковое поле русской и общечеловеческой культуры, воспитание ценностного отношения к русскому языку как носителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, языку межнационального общения народов России;
сформированность осознания тесной связи между языковым, литературным, интеллектуальным, духовно-нравственным развитием личности и ее социальным ростом;
сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других
культур, уважительного отношения к ним; приобщение к российскому литературному
наследию и через него - к сокровищам отечественной и мировой культуры; сформированность чувства причастности к российским свершениям, традициям и осознание исторической преемственности поколений;

3

свободное использование словарного запаса, развитие культуры владения русским
литературным языком во всей полноте его функциональных возможностей в соответствии
с нормами устной и письменной речи, правилами русского речевого этикета;
сформированность знаний о русском языке как системе и как развивающемся явлении, о его уровнях и единицах, о закономерностях его функционирования, освоение базовых понятий лингвистики, аналитических умений в отношении языковых единиц и текстов разных функционально-смысловых типов и жанров.
"Русский язык", "Литература" (базовый уровень) - требования к предметным результатам
освоения базового курса русского языка и литературы должны отражать:
1) сформированность понятий о нормах русского литературного языка и применение знаний о них в речевой практике;
2) владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной
речью;
3) владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой,
основной и второстепенной информации;
4) владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров;
5) знание содержания произведений русской и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния на формирование национальной
и мировой;
6) сформированность представлений об изобразительно-выразительных возможностях
русского языка;
7) сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и
контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения;
8) способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать
свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных и письменных высказываниях;
9) овладение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанровородовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания;
10) сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы;
11) для слепых, слабовидящих обучающихся:
сформированность навыков письма на брайлевской печатной машинке;
12) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся:
сформированность и развитие основных видов речевой деятельности обучающихся - слухозрительного восприятия (с использованием слуховых аппаратов и (или) кохлеарных
имплантов), говорения, чтения, письма;
13) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра:
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка, нормами речевого этикета; приобретение опыта их
использования в речевой и альтернативной коммуникативной практике при создании устных, письменных, альтернативных высказываний; стремление к возможности выразить
собственные мысли и чувства, обозначить собственную позицию.

4

2. Содержание программы
Понятие о тексте и его строении. Текст как объект исследования. Текст как явление языкового употребления, словесное произведение. Признаки текста. Тема и содержание.
Тема и идея текста. Проблематика текста. Идейно-смысловая и эстетическая сторона содержания.
Предметно-логическая и эмоционально – экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение. Возможность различного словесного выражения одной темы. Тип речи и
словесное выражение темы. Способы словесного выражения темы в тексте.
Способы связи частей текста. Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте. Межтекстовые связи.
Жанрово-стилевая организация текста. Стилистические возможности языковых средств
Жанры публицистического текста. Жанры художественного текста. Информационная обработка научного текста.
Качества словесного выражения. Речевые нарушения как средство характеристики героя.
Язык художественного произведения.
Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении. Виды словесных средств художественной изобразительности. Интерпретация художественного текста на основе средств выразительности.
Уровни текста. Синтаксис текста. Предложения в составе текста. ССЦ как основная текстовая единица. Структурно-семантическая и структурно-синтаксическая организация текста.
Основные средства межфразовой связи.
Композиция словесного произведения. Архитектоника, сюжет и фабула. Композиция как
способ воссоздания авторского миропонимания
Художественные средства создания образов.
Анализ эпизода.
Персонаж. Характер. Тип. «Вечные» темы, мотивы и образы в художественной литературе.
Образ автора и образ рассказчика в словесном произведении.
Понятие образа автора и «авторское я». Средства словесного выражения образа рассказчика.
Композиционные типы произведений художественной словесности, определяемые соотношением «образ автора – образ рассказчика». «Рассказ в рассказе».
Формы субъективации авторского повествования. Словесные формы субъективации: прямая речь, несобственно-прямая речь, внутренняя речь. Композиционные формы субъективации: формы представления, изобразительные формы, монтажные формы.
Эстетическая функция языка в произведениях художественной словесности.
Образность произведений художественной словесности. Строение словесного образа.
Структура текста и его лингвостилистический анализ. Приемы лингвостилистического
анализа текста.
Текст и культура.
Форма повествователя.
Мотив как ведущая художественная идея в стихотворении
и образ как форма его воплощения.
Мотивный анализ стихотворения. Сопоставительный анализ.
Комплексный анализ стихотворения.
Языковые средства выражения художественного пространства.
Лейтмотивные пространственные образы в русской литературе.
Языковые средства выражения художественного времени.
Способы проявления и художественного оформления образа- переживания.
Эмоции героев в художественном тексте .
Стилизованная автобиография.
Специфика драматического сюжета.
Понятие целостности литературного произведения.
5

Систематизация и обобщение материала по курсу.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимое на изучение каждой темы.
№

10 класс
Элементы содержания учебного предмета

Кол-во
часов

1

Понятие о тексте и его строении.

1

2

Текст как объект исследования.

1

3

Текст как явление языкового употребления, словесное произведение.

1

4

Признаки текста. Тема и содержание.

1

5

Практикум. Способы связи частей текста.

1

6

Тема и идея текста.

1

7

Проблематика текста. Практикум.

1

8

Идейно-смысловая и эстетическая сторона содержания.

1

9

1

11

Предметно-логическая и эмоционально – экспрессивная стороны содержания и их словесное выражение.
Упорядоченность (строение, структура) словесного материала в тексте.
Межтекстовые связи.

12

Возможность различного словесного выражения одной темы

1

13

Тип речи и словесное выражение темы.

1

14

Практическая работа. Способы словесного выражения темы в тексте.

1

15

Принадлежность словесного произведения к художественной или нехудожественной словесности.

1

16

Особенности воплощения темы в публицистическом тексте.

1

17

Жанры публицистического текста.

1

18

1

19

Особенности выражения авторской позиции в публицистическом тексте.
Анализ публицистического текста.

20

Создание текста публицистического стиля.

1

21

Информационная обработка научного текста.

1

22

Практическая работа. Анализ научного текста. Особенности лексики.
Выражение основной мысли в научном тексте.
Особенности воплощения темы в художественном тексте.

1

10

23

1
1

1

1
6

24

Жанры художественного текста.

1

25

Практическая работа. Анализ художественного текста

1

26

Речевые нарушения в устном и письменном высказывании и пути их
преодоления. Речевые нарушения как средство характеристики героя.
Язык художественного произведения.
Изобразительновыразительные средства в художественном произведении. Виды
словесных средств художественной изобразительности.
Тропы. Эпитет, сравнение, аллегория, перифраза. Практическая работа.
Тропы: метафора, метонимия, ирония, гипербола, олицетворение, синекдоха, литота. Практическая работа.
Фигуры речи: анафора, антитеза, градация, параллелизм, повторение,
риторический вопрос, обращение, восклицание, эллипсис, эпифора.
Практическая работа.
Словесно-звуковые средства художественной изобразительности.

1

Определение изобразительно-выразительных средств в художественном тексте (поэтическом, прозаическом, драматическом).
Наблюдения над особенностью языка в художественных текстах разных авторов.
Практическая работа. Анализ художественного текста.

1

27

28
29
30

32
32
33
34

1

1
1
1

1

1
1

11 класс
№

Элементы содержания учебного предмета

Кол-во
часов
1

2

Текст и его строение. Признаки текста (завершенность, связность,
цельность). Тема, проблема, идея. Повторение изученного материала.
Структура текста. Абзацное членение. Композиция текста.

3

Логический порядок текста. Единство текста.

1

4

Стили речи. Типы речи. Повторение.

1

5

Жанрово-стилевая организация текста.

1

6

Стилистические возможности языковых средств.

1

7

Текст и культура.

1

8

Уровни текста.

1

9

Синтаксис текста. Предложения в составе текста.

1

10

ССЦ как основная текстовая единица. Структурно-семантическая
и структурно-синтаксическая организация текста. Основные средства
межфразовой связи.
Лексические средства связи смысловых частей текста.

1

1

11

1

1
7

12

Грамматические средства связи смысловых частей текста.

1

13

Синтаксические средства связи смысловых частей текста.

1

14

Основные приёмы анализа прозаических произведений.

1

15

Ассоциативные текстовые связи.

1

16

Анализ публицистического текста. Практикум.

1

17

1

21

Аналитическая работа с публицистическим текстом. Позиция автора
и средства ее выражения.
Аналитическая работа по тексту Д.С. Лихачева “ Память…”. Нравственная проблематика.
Аналитическая работа по текстам В.Пескова. Экологическая проблематика.
В.Г.Распутин. «Боль души» . Проблемы современной действительности в публицистике.
Сочинение-рассуждение на основе публицистического текста.

22

Типология текстов. Композиционные особенности художественного

1

18
19
20

1
1
1
1

текста. Практикум.
23

Композиция как способ воссоздания авторского миропонимания.

1

24

Структура повествования в рассказе И.Бунина «Антоновские
яблоки».

1

25

Структура повествования в рассказе В. Набокова «Тяжелый дым».

1

26

Структура повествования в рассказе А.Солженицына «Как жаль».

1

27

Аналитическая работа с художественным текстом. Позиция автора и
средства ее выражения.
Субъектные и внесубъектные способы проявления образа автора в
произведении. Анализ эпизодов повести В.Быкова «Сотников»).
Практикум.

1

Форма повествователя. Эстетические возможности приема «говорения» от первого лица: герой, рассказчик, автор-герой, герой ролевой
лирики.
Сочинение-рассуждение на основе художественного текста.

1

32

Анализ поэтического текста. Языковые единицы разных уровней в
системе стихотворения.

1

33

Комплексный анализ стихотворения.

1

28
29
30

31

1
1

1

8

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».