Культура речи 8 кл

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Рабочая программа
учебный предмет «Культура речи»
для обучающихся 8-9 классов

Екатеринбург, 2023
1

1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Культура речи»
1.1 Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей
этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего
края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории
образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования
уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом
труде;
3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и
народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать
в нем взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в
группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил
индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях,
угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному
уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной
рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
2

1.2. Метапредметные результаты освоения ООП
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для
себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы
своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности
ее решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для
решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем
и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции
своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной
речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации
1.3. Предметные результаты
Предметные результаты предмета Родной язык обеспечивают:
1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и
письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;
2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования;
3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка;
4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи
его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка;
5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического,
морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического
анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста;
3

6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств
на родном языке адекватно ситуации и стилю общения;
7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного
языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение
опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию;
8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.
2.Содержание учебного предмета «Культура речи»
Как курс, имеющий частный характер, школьный курс культуры речи опирается на
содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык
и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии
настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными
линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер.
В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки:
В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной
культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и
мира, овладение культурой межнационального общения.
Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах
жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение
культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского
литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и
совершенствование умений пользоваться ими.
В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и
культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования
языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели
коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения
партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности.
Раздел 1. Язык и культура
Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных
названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному
языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного
уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в
произведениях художественной литературы.
Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур.
Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствова4

ния из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке.
Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные
неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске.
Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических
событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.).
Раздел 2. Культура речи
Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.
Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые
и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах
прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего
времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в
формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения
внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение.
Основные лексические нормы современного русского литературного языка.
Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов.
Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов.
Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности
употребления лексических омонимов.
Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и
лексических омонимов в речи.
Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий
географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов
(баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня
(басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п.
ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи.
Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности
– неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями
окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.).
Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени
(ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен).
Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы
имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках.
Речевой этикет
Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использова5

ние стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы
сочувствия‚ утешения.
Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст
Язык и речь. Виды речевой деятельности
Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы
работы.
Текст как единица языка и речи
Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение,
дефиниция, собственно описание, пояснение.
Функциональные разновидности языка
Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины».
Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление,
ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного
сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила
создания и предъявления презентации слушателям.
Публицистический стиль. Устное выступление.
Язык художественной литературы. Описание внешности человека.
3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы
8 класс
№
№

Элементы содержания учебного
предмета

1

Введение. Понятие о культуре речи.

2

Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека.

3

Речевая ситуация.

4

Элементы реализации программы воспитания

Колво
часов

Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном
обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России.
Уважение к культурному наследию, традициям разных народов,
проживающих в родной стране.

1

Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли
этнических культурных традиций
и народного творчества.
Речь устная и письменная. Особенности Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
устной и письменной речи.
способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к
обучению и познанию.

1

1

1

6

5

Речь монологическая и диалогическая.
Формы учебного диалога. Виды монолога.
Практикум. Учимся строить диалог и
монолог.

Развитие эстетического сознания,
творческой деятельности эстетического характера.

1

Формирование коммуникативной
компетентности в процессе образовательной, исследовательской,
творческой и других видов деятельности.
Свойства хорошей речи: правильность, Ориентация в деятельности на сопоследовательность, богатство, точность, временную систему научных
представлений об основных заковыразительность, уместность.
номерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях
человека с социальной средой.
Способность обучающихся к взаРечевые ошибки и недочёты.
имодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других.
Овладение языковой и читаПрактикум. Учимся редактировать свои
тельской
культурой как средством
и чужие тексты
познания мира.
Стилистика. Разговорная и книжная Стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
речь

1

11

Виды книжной речи: художественная и Стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
научно-деловая

1

12

Практикум. Создание письменных вы- Умение распознавать конкретные
примеры понятия по характерным
сказываний разных стилей

1

6

7

8

9
10

13

14

признакам, оперировать терминами и представлениями в области
концепции устойчивого развития.
Речь как деятельность. Виды речевой де- Формирование коммуникативной
ятельности: чтение, аудирование (слу- компетентности в процессе образовательной, учебношание), говорение, письмо
исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Аудирование как вид речевой деятельно- Стремление к самовыражению в
сти. Для чего необходимо слушать? Ка- разных видах искусства.

1

1

1
1

1

1

ковы факторы эффективного слушания?
Как слушать?
15

16
17

18

Чтение как вид речевой деятельности. Осознание важности художеВиды чтения: изучающее, ознакомитель- ственной культуры как средства
коммуникации и самовыражения.
ное, просмотровое
Овладение языковой и читательПрактикум. Функциональное чтение.
Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы
1 Практикум. Добывание информации с
использованием Интернет-ресурсов и
СМИ.

ской культурой как средством познания мира
Стремление к самовыражению в
разных видах искусства.
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.

1

1
1

1

7

19

20

21

22

23

Овладение языковой и читатель1 Говорение как вид речевой деятельноской культурой как средством пости. Все виды пересказа: сжатый, выбознания мира.
рочный, развёрнутый
2 Практикум. Учимся пересказывать текст Формирование коммуникативной
компетентности в процессе обраподробно
зовательной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Способность обучающихся к вза2 Письмо как вид речевой деятельности
имодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других.
2 Практикум. Учимся воспроизводить Овладение языковой и читательтекст с заданной степенью свернутости ской культурой как средством познания мира.
(сжатое изложение)

1

1

1

1

2 Текст как продукт речевой деятельности. Формирование коммуникативной
компетентности в процессе обраПризнаки текста

1

2 Что значит говорить и писать на тему?

1

24

2 Главное в тексте - идея, основная мысль

зовательной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других.

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

1

25

1

26

2 Средства связи предложений и частей Формирование коммуникативной
текста. Абзац как средство композици- компетентности в процессе обраонно – стилистического членения текста. зовательной, учебно1 План как вид информационной переработки текста

1

27

28

2 Функционально-смысловые типы речи:
описание, повествование, рассуждение.

2 Описание как тип речи. Виды описаний.
29

30

3 Практикум. Работа над текстом – описанием.

31

3 Повествование. Повествовать – значит
рассказывать

исследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Формирование коммуникативной
компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию.
Формирование коммуникативной
компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других.

1

1

1

1

8

Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

1

32

3 Практикум. Работа над текстом- повествованием.

Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и
знаниям других.
Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира.

1

33

3 Рассуждение. Рассуждать -значит доказывать

34

3 Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу речи

1

9 класс
№
№

1

2

3

4

Элементы содержания учебного
предмета

Элементы реализации программы воспитания

Осознание российской гражВводное занятие. Русский язык – наше
данской
идентичности в поликульнациональное богатство. Наш язык богат
турном
и
многоконфессиональном
и могуч. Великие люди о языке.
обществе, проявление интереса к
познанию родного языка, культуры Российской Федерации, своего
края, народов России.
Ориентация в деятельности
Что такое культура речи? Культура речи
на современную систему научных
как образовательная дисциплина
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, взаимосвязях
человека с социальной средой.
Уважение к культурному
Речевой этикет как правила речевого
наследию,
традициям
разных
общения. Правила речевого этикета.
народов, проживающих в родной
стране.
Способность обучающихся к
Азбука важных и вежливых слов. Невервзаимодействию
в условиях небальные средства общения. Значение
определенности, открытость опыту
мимики и жестикуляции при общении.
и знаниям других.

Колво
часов
1

1

1

1

Формирование ответственЯзык и речь. Виды речевой деятельноного
отношения
к учению, готовсти. Понятие языковой нормы.

1

6

Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи. Типы
речевой культуры.

1

7

Основные нормы литературного языка.

5

ности и способности обучающихся
к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию.

Формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.

1

9

8

Орфоэпические нормы.

9

Лексические нормы.

10

Лексические ошибки.

11
12
13
14
15

16
17

18
19

20

21
22
23

Формирование коммуникативной компетентности в процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности.
Осознание важности художественной культуры как средства
коммуникации и самовыражения.

1

Овладение языковой и читательской культурой как средством
познания мира
Стремление к самовыражеМорфологические нормы.
нию в разных видах искусства.
Стремление к самовыражеНормы употребления форм слов.
нию в разных видах искусства.
Овладение языковой и читаСинтаксические нормы.
тельской культурой как средством
познания мира
Овладение языковой и читаНарушение связи между подлежащим и
тельской
культурой как средством
сказуемым.
познания мира
Умение распознавать конНормы употребления причастного и деекретные примеры понятия по хапричастного оборота.
рактерным признакам, оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития.
Овладение языковой и читаСтруктура и единицы речевого общения:
тельской культурой как средством
речевая ситуация
познания мира
Формирование ответственРечевое событие и речевое взаимодейного
отношения
к учению, готовствие.
ности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию.
Стремление к самовыраже1
Стилевое
многообразие русского языка.
нию в разных видах искусства.
Формирование коммуника2
Нормы
употребления стилистическитивной компетентности в процессе
окрашенных слов.
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности
Способность обучающихся к
2
Разговорно-обиходный стиль.
взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других.
Овладение языковой и чита2
Ошибки, связанные с нарушением
тельской культурой как средством
единства стиля.
познания мира
Овладение языковой и чита2 Публицистический стиль и его подстили.
тельской культурой как средством
познания мира
Стремление к самовыраже2 Анализ публицистического текста.
нию в разных видах искусства.

1

1

1
1
1
1
1

1
1

1
1

1

1
1
1
10

2 Научный стиль и его подстили.
24

25
26

27

28
29

30

31
32

33

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию.
Овладение языковой и чита2 Анализ научного текста.
тельской культурой как средством
познания мира
Формирование коммуника2 Официально-деловой стиль и его подтивной
компетентности в процессе
стили.
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности
Формирование ответствен2 Лингвистические особенности деловой
ного
отношения
к учению, готовречи.
ности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию.
Стремление к самовыраже2 Язык художественной литературы.
нию в разных видах искусства.
Формирование коммуника2 Анализ художественного текста.
тивной компетентности в процессе
образовательной,
учебноисследовательской, творческой и
других видов деятельности
Способность обучающихся к
3 Грамматические ошибки.
взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других.
Овладение языковой и чита3 Грамматические ошибки. Практическое
тельской культурой как средством
занятие
познания мира
Способность обучающихся к
3 Речевые ошибки.
взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту
и знаниям других.
Формирование ответствен3 Речевые ошибки. Практическое занятие.
ного отношения к учению, готовности и способности обучающихся
к саморазвитию и самообразованию.

1

1
1

1

1
1

1

1
1
1

1

11


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».