МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа учебный предмет «Культура речи» для обучающихся 8-9 классов Екатеринбург, 2023 1 1.Планируемые результаты освоения учебного предмета «Культура речи» 1.1 Личностные результаты 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 2 1.2. Метапредметные результаты освоения ООП 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации 1.3. Предметные результаты Предметные результаты предмета Родной язык обеспечивают: 1) совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения; 2) понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности в процессе образования и самообразования; 3) использование коммуникативно-эстетических возможностей родного языка; 4) расширение и систематизацию научных знаний о родном языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий родного языка; 5) формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста; 3 6) обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объема используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств на родном языке адекватно ситуации и стилю общения; 7) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии родного языка, основными нормами родного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; приобретение опыта их использования в речевой практике при создании устных и письменных высказываний; стремление к речевому самосовершенствованию; 8) формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность. 2.Содержание учебного предмета «Культура речи» Как курс, имеющий частный характер, школьный курс культуры речи опирается на содержание основного курса, представленного в образовательной области «Русский язык и литература», сопровождает и поддерживает его. Основные содержательные линии настоящей программы (блоки программы) соотносятся с основными содержательными линиями основного курса русского языка в образовательной организации, но не дублируют их и имеют преимущественно практико-ориентированный характер. В соответствии с этим в программе выделяются следующие блоки: В первом блоке – «Язык и культура» – представлено содержание, изучение которого позволит раскрыть взаимосвязь языка и истории, языка и материальной и духовной культуры русского народа, национально-культурную специфику русского языка, обеспечит овладение нормами русского речевого этикета в различных сферах общения, выявление общего и специфического в языках и культурах русского и других народов России и мира, овладение культурой межнационального общения. Второй блок – «Культура речи» – ориентирован на формирование у учащихся ответственного и осознанного отношения к использованию русского языка во всех сферах жизни, повышение речевой культуры подрастающего поколения, практическое овладение культурой речи: навыками сознательного и произвольного использования норм русского литературного языка для создания правильной речи и конструирования речевых высказываний в устной и письменной форме с учётом требований уместности, точности, логичности, чистоты, богатства и выразительности; понимание вариантов норм; развитие потребности обращаться к нормативным словарям современного русского литературного языка и совершенствование умений пользоваться ими. В третьем блоке – «Речь. Речевая деятельность. Текст» – представлено содержание, направленное на совершенствование видов речевой деятельности в их взаимосвязи и культуры устной и письменной речи, развитие базовых умений и навыков использования языка в жизненно важных для школьников ситуациях общения: умений определять цели коммуникации, оценивать речевую ситуацию, учитывать коммуникативные намерения партнёра, выбирать адекватные стратегии коммуникации; понимать, анализировать и создавать тексты разных функционально-смысловых типов, жанров, стилистической принадлежности. Раздел 1. Язык и культура Краткая история русского литературного языка. Роль церковнославянского (старославянского) языка в развитии русского языка. Национально-культурное своеобразие диалектизмов. Диалекты как часть народной культуры. Диалектизмы. Сведения о диалектных названиях предметов быта, значениях слов, понятиях, не свойственных литературному языку и несущих информацию о способах ведения хозяйства, особенностях семейного уклада, обрядах, обычаях, народном календаре и др. Использование диалектной лексики в произведениях художественной литературы. Лексические заимствования как результат взаимодействия национальных культур. Лексика, заимствованная русским языком из языков народов России и мира. Заимствова4 ния из славянских и неславянских языков. Причины заимствований. Особенности освоения иноязычной лексики (общее представление). Роль заимствованной лексики в современном русском языке. Пополнение словарного состава русского языка новой лексикой. Современные неологизмы и их группы по сфере употребления и стилистической окраске. Национально-культурная специфика русской фразеологии. Исторические прототипы фразеологизмов. Отражение во фразеологии обычаев, традиций, быта, исторических событий, культуры и т.п. (начать с азов, от доски до доски, приложить руку и т.п. – информация о традиционной русской грамотности и др.). Раздел 2. Культура речи Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка. Произносительные различия в русском языке, обусловленные темпом речи. Стилистические особенности произношения и ударения (литературные‚ разговорные‚ устарелые и профессиональные). Нормы произношения отдельных грамматических форм; заимствованных слов: ударение в форме род.п. мн.ч. существительных; ударение в кратких формах прилагательных; подвижное ударение в глаголах; ударение в формах глагола прошедшего времени; ударение в возвратных глаголах в формах прошедшего времени м.р.; ударение в формах глаголов II спр. на –ить; глаголы звонить, включить и др. Варианты ударения внутри нормы: баловать – баловать, обеспечение – обеспечение. Основные лексические нормы современного русского литературного языка. Синонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления синонимов. Антонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления антонимов. Лексические омонимы и точность речи. Смысловые‚ стилистические особенности употребления лексических омонимов. Типичные речевые ошибки‚ связанные с употреблением синонимов‚ антонимов и лексических омонимов в речи. Основные грамматические нормы современного русского литературного языка. Категория склонения: склонение русских и иностранных имён и фамилий; названий географических объектов; им.п. мн.ч. существительных на -а/-я и -ы/-и (директора, договоры); род.п. мн.ч. существительных м. и ср.р. с нулевым окончанием и окончанием –ов (баклажанов, яблок, гектаров, носков, чулок); род.п. мн.ч. существительных ж.р. на –ня (басен, вишен, богинь, тихонь, кухонь); тв.п. мн.ч. существительных III склонения; род.п. ед.ч. существительных м.р. (стакан чая – стакан чаю);склонение местоимений‚ порядковых и количественных числительных. Нормативные и ненормативные формы имён существительных. Типичные грамматические ошибки в речи. Нормы употребления форм имен существительных в соответствии с типом склонения (в санаторий – не «санаторию», стукнуть туфлей – не «туфлем»), родом существительного (красного платья – не «платьи»), принадлежностью к разряду – одушевленности – неодушевленности (смотреть на спутника – смотреть на спутник), особенностями окончаний форм множественного числа (чулок, носков, апельсинов, мандаринов, профессора, паспорта и т. д.). Нормы употребления имен прилагательных в формах сравнительной степени (ближайший – не «самый ближайший»), в краткой форме (медлен – медленен, торжествен – торжественен). Варианты грамматической нормы: литературные и разговорные падежные формы имен существительных. Отражение вариантов грамматической нормы в словарях и справочниках. Речевой этикет Национальные особенности речевого этикета. Принципы этикетного общения, лежащие в основе национального речевого этикета: сдержанность, вежливость, использова5 ние стандартных речевых формул в стандартных ситуациях общения, позитивное отношение к собеседнику. Этика и речевой этикет. Соотношение понятий этика – этикет – мораль; этические нормы – этикетные нормы – этикетные формы. Устойчивые формулы речевого этикета в общении. Этикетные формулы начала и конца общения. Этикетные формулы похвалы и комплимента. Этикетные формулы благодарности. Этикетные формулы сочувствия‚ утешения. Раздел 3. Речь. Речевая деятельность. Текст Язык и речь. Виды речевой деятельности Эффективные приёмы чтения. Предтекстовый, текстовый и послетекстовый этапы работы. Текст как единица языка и речи Текст, тематическое единство текста. Тексты описательного типа: определение, дефиниция, собственно описание, пояснение. Функциональные разновидности языка Разговорная речь. Рассказ о событии, «бывальщины». Учебно-научный стиль. Словарная статья, её строение. Научное сообщение (устный ответ). Содержание и строение учебного сообщения (устного ответа). Структура устного ответа. Различные виды ответов: ответ-анализ, ответ-обобщение, ответ-добавление, ответ-группировка. Языковые средства, которые используются в разных частях учебного сообщения (устного ответа). Компьютерная презентация. Основные средства и правила создания и предъявления презентации слушателям. Публицистический стиль. Устное выступление. Язык художественной литературы. Описание внешности человека. 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 8 класс № № Элементы содержания учебного предмета 1 Введение. Понятие о культуре речи. 2 Речь. Речевое общение. Роль человеческого общения в жизни человека. 3 Речевая ситуация. 4 Элементы реализации программы воспитания Колво часов Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. Уважение к культурному наследию, традициям разных народов, проживающих в родной стране. 1 Понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества. Речь устная и письменная. Особенности Формирование ответственного отношения к учению, готовности и устной и письменной речи. способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. 1 1 1 6 5 Речь монологическая и диалогическая. Формы учебного диалога. Виды монолога. Практикум. Учимся строить диалог и монолог. Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. 1 Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, исследовательской, творческой и других видов деятельности. Свойства хорошей речи: правильность, Ориентация в деятельности на сопоследовательность, богатство, точность, временную систему научных представлений об основных заковыразительность, уместность. номерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с социальной средой. Способность обучающихся к взаРечевые ошибки и недочёты. имодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Овладение языковой и читаПрактикум. Учимся редактировать свои тельской культурой как средством и чужие тексты познания мира. Стилистика. Разговорная и книжная Стремление к самовыражению в разных видах искусства. речь 1 11 Виды книжной речи: художественная и Стремление к самовыражению в разных видах искусства. научно-деловая 1 12 Практикум. Создание письменных вы- Умение распознавать конкретные примеры понятия по характерным сказываний разных стилей 1 6 7 8 9 10 13 14 признакам, оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития. Речь как деятельность. Виды речевой де- Формирование коммуникативной ятельности: чтение, аудирование (слу- компетентности в процессе образовательной, учебношание), говорение, письмо исследовательской, творческой и других видов деятельности. Аудирование как вид речевой деятельно- Стремление к самовыражению в сти. Для чего необходимо слушать? Ка- разных видах искусства. 1 1 1 1 1 1 ковы факторы эффективного слушания? Как слушать? 15 16 17 18 Чтение как вид речевой деятельности. Осознание важности художеВиды чтения: изучающее, ознакомитель- ственной культуры как средства коммуникации и самовыражения. ное, просмотровое Овладение языковой и читательПрактикум. Функциональное чтение. Работа с информацией. Источники информации: учебник, энциклопедии, словари, СМИ, Интернет-ресурсы 1 Практикум. Добывание информации с использованием Интернет-ресурсов и СМИ. ской культурой как средством познания мира Стремление к самовыражению в разных видах искусства. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 1 1 1 1 7 19 20 21 22 23 Овладение языковой и читатель1 Говорение как вид речевой деятельноской культурой как средством пости. Все виды пересказа: сжатый, выбознания мира. рочный, развёрнутый 2 Практикум. Учимся пересказывать текст Формирование коммуникативной компетентности в процессе обраподробно зовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Способность обучающихся к вза2 Письмо как вид речевой деятельности имодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. 2 Практикум. Учимся воспроизводить Овладение языковой и читательтекст с заданной степенью свернутости ской культурой как средством познания мира. (сжатое изложение) 1 1 1 1 2 Текст как продукт речевой деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обраПризнаки текста 1 2 Что значит говорить и писать на тему? 1 24 2 Главное в тексте - идея, основная мысль зовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 1 25 1 26 2 Средства связи предложений и частей Формирование коммуникативной текста. Абзац как средство композици- компетентности в процессе обраонно – стилистического членения текста. зовательной, учебно1 План как вид информационной переработки текста 1 27 28 2 Функционально-смысловые типы речи: описание, повествование, рассуждение. 2 Описание как тип речи. Виды описаний. 29 30 3 Практикум. Работа над текстом – описанием. 31 3 Повествование. Повествовать – значит рассказывать исследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. 1 1 1 1 8 Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 1 32 3 Практикум. Работа над текстом- повествованием. Способность обучающихся к взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. 1 33 3 Рассуждение. Рассуждать -значит доказывать 34 3 Практикум. Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры, принадлежности к функциональносмысловому типу речи 1 9 класс № № 1 2 3 4 Элементы содержания учебного предмета Элементы реализации программы воспитания Осознание российской гражВводное занятие. Русский язык – наше данской идентичности в поликульнациональное богатство. Наш язык богат турном и многоконфессиональном и могуч. Великие люди о языке. обществе, проявление интереса к познанию родного языка, культуры Российской Федерации, своего края, народов России. Ориентация в деятельности Что такое культура речи? Культура речи на современную систему научных как образовательная дисциплина представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с социальной средой. Уважение к культурному Речевой этикет как правила речевого наследию, традициям разных общения. Правила речевого этикета. народов, проживающих в родной стране. Способность обучающихся к Азбука важных и вежливых слов. Невервзаимодействию в условиях небальные средства общения. Значение определенности, открытость опыту мимики и жестикуляции при общении. и знаниям других. Колво часов 1 1 1 1 Формирование ответственЯзык и речь. Виды речевой деятельноного отношения к учению, готовсти. Понятие языковой нормы. 1 6 Литературно-языковая норма как центральное понятие культуры речи. Типы речевой культуры. 1 7 Основные нормы литературного языка. 5 ности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. 1 9 8 Орфоэпические нормы. 9 Лексические нормы. 10 Лексические ошибки. 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. 1 Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Стремление к самовыражеМорфологические нормы. нию в разных видах искусства. Стремление к самовыражеНормы употребления форм слов. нию в разных видах искусства. Овладение языковой и читаСинтаксические нормы. тельской культурой как средством познания мира Овладение языковой и читаНарушение связи между подлежащим и тельской культурой как средством сказуемым. познания мира Умение распознавать конНормы употребления причастного и деекретные примеры понятия по хапричастного оборота. рактерным признакам, оперировать терминами и представлениями в области концепции устойчивого развития. Овладение языковой и читаСтруктура и единицы речевого общения: тельской культурой как средством речевая ситуация познания мира Формирование ответственРечевое событие и речевое взаимодейного отношения к учению, готовствие. ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Стремление к самовыраже1 Стилевое многообразие русского языка. нию в разных видах искусства. Формирование коммуника2 Нормы употребления стилистическитивной компетентности в процессе окрашенных слов. образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности Способность обучающихся к 2 Разговорно-обиходный стиль. взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Овладение языковой и чита2 Ошибки, связанные с нарушением тельской культурой как средством единства стиля. познания мира Овладение языковой и чита2 Публицистический стиль и его подстили. тельской культурой как средством познания мира Стремление к самовыраже2 Анализ публицистического текста. нию в разных видах искусства. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 10 2 Научный стиль и его подстили. 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Овладение языковой и чита2 Анализ научного текста. тельской культурой как средством познания мира Формирование коммуника2 Официально-деловой стиль и его подтивной компетентности в процессе стили. образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности Формирование ответствен2 Лингвистические особенности деловой ного отношения к учению, готовречи. ности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. Стремление к самовыраже2 Язык художественной литературы. нию в разных видах искусства. Формирование коммуника2 Анализ художественного текста. тивной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности Способность обучающихся к 3 Грамматические ошибки. взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Овладение языковой и чита3 Грамматические ошибки. Практическое тельской культурой как средством занятие познания мира Способность обучающихся к 3 Речевые ошибки. взаимодействию в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других. Формирование ответствен3 Речевые ошибки. Практическое занятие. ного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 11