Дискуссионные проблемы истории 10-11 кл 2024-25

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования

Рабочая программа
учебного предмета «Дискуссионные проблемы истории»
для обучающихся 10-11 классов

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Дискуссионные проблемы истории»
(программа элективного поддерживающего курса истории России для учащихся 10
– 11 классов) составлена на уровень среднего общего образования составлена на
основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной
программы, представленных в Федеральном государственном образовательном
стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной рабочей
программы воспитания. Образовательной программы МАОУ – гимназии №13.
Элективный курс «Дискуссионные проблемы истории» направлен на
удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах
человеческой деятельности. Содержание предмета на уровне среднего общего
образования представляет собой компилятивный курс.
Задачи курса:
1) способствовать развитию гражданственности обучающихся, приучая их к
диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности,
сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических
личностей, государства, общества;
2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому;
3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и
практических умений в изучении истории;
4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике
полученные знания; творческие способности;
5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые
способствуют умению работать в группе, вести дискуссию.
В процессе изучения курса происходит формирование умений:
– анализ и сопоставление фактов;
– работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой;
– анализ документов;
– оформление сообщений и рефератов, исследовательских работ.
Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования
умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся
специальные предметные умения и навыки:
– определять достоверность исторических фактов;
– устанавливать последовательность, синхронность исторических событий;
– сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности,
анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия;
– высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в
различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Содержание учебного материала элективного курса «Дискуссионные
проблемы истории» соответствует целям обучения и обладает новизной для
обучающихся. Курс способствует социализации личности через становление и
развитие политической культуры, в основе которой лежат гуманистические
2

ценности; критического мышления; формирование гражданственности; социальной
ответственности; способов и опыта самореализации в социально-политических
отношениях.
Базой для этого процесса является создание условий для усвоения системы
знаний по социально-экономической и политической истории России; для
овладения умениями применять их в нестандартных учебных ситуациях и в
реальной жизни.
Отдельные проблемы политической и социально-экономической истории
рассматриваются в курсах истории и обществознания (включая экономику и
право), что определяет специфику курса как интегративного. Элективный курс
способствует углублению и систематизации знаний учащихся, т.к. в его рамках
рассматривается формирование политических идей в непосредственной связи с
развитием общества, борьба идей и идеологий на разных этапах исторического
развития, преемственность и новаторство различных доктрин через личности
мыслителей,
которые
по-своему
представляли
политический
идеал,
прогнозировали развитие общества. Политические мыслители, оставаясь часто за
кулисами событий, оказывали не менее существенное влияние на ход
исторического процесса, чем активные политические деятели. Знакомство с этими
историческими фигурами повышает интерес к роли личности в истории,
способствует выработке личностного интереса к изучению истории и
обществознания, тем самым повышая познавательную мотивацию учащихся (в
рамках разделов «Дискуссионные проблемы истории (I пол. XX вв)», 10 класс и
Дискуссионные проблемы истории ( II пол. XX вв), 11 класс).
Принципы отбора фактического материала – сочетание хронологического и
описательного подхода с проблемно-концептуальным.
Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных
материалов, которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о
наиболее ярких эпизодах истории, различных, в том числе и новаторских, точках
зрения на события прошлого.
Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и
творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности
контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний.
Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса
следующие формы и приемы:
– лекции с последующим опросом;
– лекции с обсуждением документов;
– беседы;
– семинары;
– практические работы;
- разработка индивидуальных и групповых проектов;
- характеристика исторической личности.
Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса
обучающихся и формирование творческих умений, таких как:
– умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения;
3

– умение выдвинуть гипотезу;
– умение делать обобщения;
– умение систематизировать материал;
– умение составлять доклад по теме (на основе различных источников);
– умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы);
– умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план,
ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей
деятельности);
– умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную
деятельность.
Чтобы оценить образовательную деятельность обучающихся, важно не
только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность
связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к
оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже
достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение исторических
задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д.
.
МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
Программа рассчитана на изучение в течение 68 (1 час в 10-11 классах)
классах.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
По окончании изучения курса учащиеся должны:
– соотносить единичные факты и общие явления и процессы;
– называть характерные, существенные черты минувших событий и
исторических личностей;
– сравнивать исторические события и исторических деятелей;
– излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий
и личностей;
– объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности
отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей;
– сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять
сходства и отличия;
– определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и
личностям в истории, их оценку

4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

10 класс
Введение (3 часа)
История и историки. Историческое время. Историческое пространство.
Исторический источник. Исторический факт. Интерпретация. Интерпретации
исторического процесса. Российские исторические школы. Интерпретации
исторического процесса в трудах российских историков и философов. Учёные о
влиянии природно-географического фактора на историю государств и народов.
Историческое время в периодизации российских исторических школ.
1.
Россия начала XX в. (1900 – 1916 гг.) (7 часов) Мнения различных
исторических школ о путях развития страны. Место реформ П.А. Столыпина в
ряду российских преобразований «сверху». Оценка их историками, экономистами,
политиками, юристами. Первая мировая война. Вопрос о виновниках её
возникновения. Политический идеал в программах большевиков и меньшевиков,
эсеров, кадетов, октябристов, «Союза русского народа». Политический реализм и
экстремизм. Какие идеи и почему будут востребованы российским обществом?
История в лицах.
2.
Революционные потрясения и противостояние в обществе (1917–
1920 гг.). (5 часов)
Политическая идеология эпохи социалистической революции: взгляды В.И.
Ленина на происхождение, сущность, перспективы государственной власти.
«Государство и революция». Теория диктатуры пролетариата и её практическое
воплощение. Человек в эпоху диктатуры пролетариата. Октябрьский переворот и
его оценка в исторической науке. Мнения историков о гражданской войне.
Историки о причинах неудач «белого» движения. Мнение и оценки событий 1917 –
1920г.г. в России и мире». История в лицах.
3.
СССР в 1920-1930 гг. (5 часов)
Мнение историков различных политических ориентаций об основных
тенденциях развития страны. Оценка периода в «Кратком курсе ВКП (б)».
Западные и отечественные историки о России. Политическая идеология в СССР:
демократический идеал (Конституции 1924, 1936, 1977). Политическая мифология
и реальность. Оценки созданного к 1937 году государства. История в лицах.
4.
Период второй мировой и Великой Отечественной войны (10
часов). Историки о второй мировой войне. Интерпретация причин, вызвавших
начало Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война глазами
современников и историков. История в лицах.
5.
Заключение (4 часа)
Исторические корни ведущих политических идей современности (причины
зарождения, особенности развития, влияние на исторический процесс, перспективы
существования). Взаимосвязь и взаимовлияние политической мысли зарубежья и
России.
11 класс
Введение (3 часа)
5

История и историки. Историческое время. Историческое пространство.
Исторический источник. Исторический факт. Интерпретация. Интерпретации
исторического процесса. Российские исторические школы. Интерпретации
исторического процесса в трудах российских историков и философов. Учёные о
влиянии природно-географического фактора на историю государств и народов.
Историческое время в периодизации российских исторических школ.
1.
Послевоенные годы (1945-1953) (4 часов)
Альтернативы устройства послевоенной жизни в стране. Дискуссии о путях
дальнейшего развития страны: содержание, результаты. История в лицах.
2.
Десятилетие реформаторского прорыва (1953-1964 гг.) (3 часов).
Трудная правда о культе личности. Противоречивость и незавершённость
большинства прогрессивных начинаний: причины, последствия – мнения в
исторической науке. История в лицах.
3.
СССР в середине 60-х – начале 80 – х годов XX в. (5 часов)
Точки зрения историков различных политических ориентаций на основные
тенденции развития страны. История в лицах.
4.
Распад СССР и образование СНГ. Новая Россия (1985-2000) (5
часов)
Эволюция исторических взглядов. Роль публицистики в осмыслении
современных общественных процессов. Историческая наука как отражение
усиливающегося общественно-политического противостояния. История в лицах.
5.
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х
гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство.
Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной
системы образования. Средства массовой информации. Российский спорт.
Государство и основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь (5 часов)
6.
Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире.
Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост
международного авторитета России и возобновление конфронтации со странами
Запада в 2008–2020 гг.
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны.
Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г.
Выборы Президента РФ в 2018 г. Национальные цели развития страны.
Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва.
(5 часов)
7.
Заключение (4 часа)
Историческая наука как отражение усиливающегося общественнополитического противостояния. Роль политических лидеров и партий в истории
современной России. Проблемы фальсификации внутренних процессов и внешней
политики на Западе.
6

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
10 класс
№
Тема урока (Запись в электронном журнале)
Колурока
во
Домашнее задание
часов
Раздел 1 Дискуссионные проблемы истории (I половина XX вв) 34 ч
1.
Россия начала XX в. (1900 – 1916 гг.) (7 часов)
1-3
Вводный урок. Российские исторические школы
3
1

работа с документами

1

Работа в группах

1

Работа с документами

7

Россия - "развивающееся общество" на рубеже XIX-XX
вв.
Альтернатива
однолинейному
объяснению
проблемы модернизации России начала XX в. Мнения
различных исторических школ о путях развития
страны.
Дискуссии о путях дальнейшего развития страны:
содержание, результаты.
Проблема неизбежности
революции в России в начале XX века.
История в лицах: Николай II, Ю. Витте, П. Столыпин.
Место реформ П.А. Столыпина в ряду российских
преобразований "сверху". Оценка П.А. Столыпина и
его реформ историками, экономистами, политиками,
юристами.
История в лицах: Гапон

1

8

История в лицах: С. Зубов

1

записи, работа с
дополнительной
литературой
записи, работа с
дополнительной
литературой
записи, работа с
дополнительной
литературой

4

5

6

9

10

11

12

13

14

Первая мировая война. Вопрос о виновниках ее 1
возникновения. Роль Восточного фронта в I мировой
войне в исторической литературе. История в лицах: Г.
Распутин
Политический идеал в программах политических
1
Работа с документами
партий России. Политический реализм и экстремизм.
Какие идеи и почему будут востребованы российским
обществом. История в лицах: Милютин, Г. Львов, А.
Керенский и др.
2.Революционные потрясения и противостояние в обществе (1917–1920 гг.). (5 часов)
1917 г.: возможность исторического выбора. Оценка 1
записи, работа с
событий 1917 г. российскими и западными
дополнительной
историками.
литературой
«Государство и революция». Политическая идеология 1
Групповое задание
эпохи социалистической революции: взгляды В.И.
Ленина на происхождение, сущность, перспективы
государственной власти.
Теория диктатуры пролетариата и её практическое 1
записи, работа с
воплощение. Человек в эпоху диктатуры пролетариата.
дополнительной
литературой
Октябрьский переворот и его оценка в исторической 1
записи, работа с
науке. Идеологическая доктрина событий октября 1917
дополнительной
г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных
литературой
7

15

16
17
18
19
20
21

22
23
24

25

26

27

28-29

30

31-32

33

34

российских историков.
Мнения историков о гражданской войне. Историки о
1
записи, работа с
причинах неудач «белого» движения. Мнение и оценки
дополнительной
событий 1917 – 1920г.г. в России и мире». История в
литературой
лицах.
3. СССР в 1920-1930 гг. (5 часов)
Мнение
историков
различных
политических 1
Записи в тетради
ориентаций об основных тенденциях развития страны
Оценка периода в «Кратком курсе ВКП (б)». Западные 1
Сравнительный анализ
и отечественные историки о России.
Политическая идеология в СССР: демократический
1
Записи в тетради
идеал (Конституции 1924, 1936, 1977).
Политическая мифология и реальность. Оценки
1
Историческое
созданного к 1937 году государства.
сочинение
История в лицах: И.В. Сталин, Л. Берия и др.
1
4. Период второй мировой и Великой Отечественной войны (10 часов).
Историки о второй мировой войне. Интерпретация 1
Записи в тетради,
причин, вызвавших начало Великой Отечественной
работа в группах
войны.
Великая Отечественная война глазами современников 1
Записи в тетради,
и историков.
проекты
История в лицах, разведчики Великой Отечественной
1
Записи в тетради
войны: Р. Зорге, Н. И. Кузнецов.
История в лицах, Сталинградская битва: С.К.
1
записи, работа с
Тимошенко; В. И. Чуйков, М.С. Шумилов , Я.Ф.
дополнительной
Павлов, В. Г. Зайцев.
литературой
История в лицах, ИНЖЕНЕРЫ И КОНСТРУКТОРЫ:
1
записи, работа с
М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, В.А.
дополнительной
Дегтярев , С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев.
литературой
История в лицах, ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: С.А. 1
записи, работа с
Ковпак , З.А. Космодемьянская , В. Котик , О.В.
дополнительной
Кошевой , М. Джалиль .
литературой
История в лицах, ЛЕТЧИКИ: Н.Ф. Гастелло , В.В.
1
записи, работа с
Талалихин , И.Н. Кожедуб , А.И. Покрышкин , А.П.
дополнительной
Маресьев .
литературой
История в лицах, МАРШАЛЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ: 2
записи, работа с
А.М. Василевский , Г.К. Жуков , И.С. Конев , Н.Г.
дополнительной
Кузнецов , Н.Ф. Ватутин , Л.А. Говоров , И.Д.
литературой
Черняховский , Д.М. Карбышев .
История в лицах, ЗНАМЯ ПОБЕДЫ: М.А. Егоров,
1
записи, работа с
М.В. Кантария .
дополнительной
литературой
5.
Заключение (4 часа)
Исторические корни ведущих политических идей 2
записи, работа с
современности (причины зарождения, особенности
дополнительной
развития, влияние на исторический процесс,
литературой
перспективы существования).
Взаимосвязь и взаимовлияние политической мысли
1
записи, работа с
зарубежья и России.
дополнительной
литературой
Итоговое обобщение по курсу ДПИ за 10 класс
1
Работа в группах
8

9

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
11 класс

№
урока
1-3

4

5

6

7

8
9
10

11

12
13

14

15

16

Тема урока (Запись в электронном журнале)
Вводный урок
Вводный урок. Российские исторические школы
Послевоенные годы (1945-1953) (3часа)
Альтернативы устройства послевоенной жизни в
стране. Мемуарная и историческая литература о
жизни людей в послевоенный период.
Дискуссии о путях дальнейшего развития страны:
содержание, результаты.

кол-во
часов
3ч
4
1

1

Домашнее задание
записи в тетради,
работа с источником
записи в тетради
презентации,
подготовка к
дискуссии
презентации

Ситуация в мире после II мировой войны: кто
1
развязал "холодную войну". Истоки "холодной
войны". Оценки в исторической литературе.
1
записи в тетради,
Оценки в исторической литературе о "холодной
работа с источником
войны". История в лицах.
Десятилетие реформаторского прорыва (1953-1964 гг.) (3часа)
Идеологические компании и репрессии глазами
1
сравнительный анализ
современников и историков.
Споры о роли Сталина в истории. Трудная правда о 1
работа с документами
культе личности.
Противоречивость и незавершенность
1
записи в тетради,
прогрессивных начинаний - мнения в исторической
работа с
литературе. История в лицах.
историческим
источником
СССР в середине 60-х – начале 80 – х годов XX в. (5 часов)
Повседневная жизнь в годы "оттепели" в глазах 1
Б. Окуджава
современников и историков. Власть и творческая
Воспоминания.
интеллигенция в мемуарной литературе. История в
лицах.
Горячие точки "холодной войны".
1
записи в тетради
Споры об "оттепели" и роли Н.С. Хрущева в 1
записи в тетради
истории. Культура и духовный климат во второй
половине 1960-х - начале 1980-х гг. в оценке
современников и историков. История в лицах.
Достижения и проблемы многонационального
1
записи в тетради,
государства в оценке историков.
работа с
историческим
источником
Достижения и проблемы внешней политики СССР. 1
записи в тетради
Л.И. Брежнев: личность и эпоха в оценке
современников и историков.
Распад СССР и образование СНГ. Новая Россия (1985-2000) (5 часов)
Подходы к изучению периода 1985-1991 гг. 1
записи в тетради
Экономические и политические реформы М.С.
10

Горбачева в оценке историков.
Точки зрения историков различных политических 1
работа с документами
ориентаций на основании положения "Нового
политического мышления"
18
Что произошло в августе 1991 г.: взгляд через годы.
19
Роль публицистики в осмыслении современных
1
записи в тетради
общественных процессов.
20
Курс В.В. Путина на консолидацию общества в
1
записи в тетради
оценке историков
Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. (5 часов)
21
Последствия распада СССР в сфере науки,
1
образования и культуры. Литература.
Кинематограф. Музыка. Театр. .
22
Изобразительное и монументальное искусство
1
23
Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие
1
науки.
24
Государство и основные религиозные конфессии.
1
Повседневная жизнь
25
Формирование суверенной системы образования.
1
Средства массовой информации. Российский спорт.
Внешняя политика в начале ХХI в. (5 часов)
26
Россия в современном мире. Становление нового
1
внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг.
27
Рост международного авторитета России и
1
возобновление конфронтации со странами Запада в
2008–2020 гг.
28
Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление
1
обороноспособности страны.
29
Социально-экономическое развитие.
1
30
Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы
1
Президента РФ в 2018 г. Национальные цели
развития страны. Конституционная реформа 2020 г.
Выборы в Государственную Думу VIII созыва
Заключение (4 часа)
31-32
Историческая наука как отражение усиливающегося 1
записи в тетради
общественно-политического противостояния. Роль
политических лидеров и партий в истории
современной России. Проблемы фальсификации
внутренних процессов и внешней политики на
Западе.
17

33-34

Проблемы фальсификации внутренних процессов и
внешней политики на Западе.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО
ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
11

• История России, 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник, 10 класс/ Шубин А.В.,
Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р., Акционерное
общество «Издательство «Просвещение»
• История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник, 11 класс/
Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р.,
Акционерное общество «Издательство «Просвещение»
• История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 - 1945 гг., 10 класс/ Сороко-Цюпа О.С.,
Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О., Акционерное общество «Издательство
«Просвещение»
• История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. - начало XXI века, 11 класс/ СорокоЦюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О., Акционерное общество
«Издательство «Просвещение»

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
УМК История России. Под ред. Мединского В.Р. (6-10)
УМК Всеобщая история О.С. Сороко-Цюпа (10-11) Б

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ
ИНТЕРНЕТ
Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР
http://school-collection.edu.ru/collection
Всероссийская олимпиада школьников по истории http://hist.rusolymp.ru
Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории
http://www.teacher.syktsu.ru
Хронология русской и западной истории http://www.istorya.ru/hronos.php
Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru
История государства Российского в документах и фактах http://www.historyru.com
История - 10 класс - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/3/10/
История - 11 класс - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/3/11/

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».