МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа учебного предмета «Дискуссионные проблемы истории» для обучающихся 10-11 классов Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Рабочая программа по курсу «Дискуссионные проблемы истории» (программа элективного поддерживающего курса истории России для учащихся 10 – 11 классов) составлена на уровень среднего общего образования составлена на основе положений и требований к результатам освоения основной образовательной программы, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования, а также с учетом федеральной рабочей программы воспитания. Образовательной программы МАОУ – гимназии №13. Элективный курс «Дискуссионные проблемы истории» направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой деятельности. Содержание предмета на уровне среднего общего образования представляет собой компилятивный курс. Задачи курса: 1) способствовать развитию гражданственности обучающихся, приучая их к диалогическому многомерному восприятию общественной деятельности, сбалансированному подходу к достоинствам и недостаткам исторических личностей, государства, общества; 2) формировать устойчивый интерес к историческому прошлому; 3) создавать условия для развития у учащихся интеллектуальных и практических умений в изучении истории; 4) развивать умения самостоятельно приобретать и применять на практике полученные знания; творческие способности; 5) формировать и развивать коммуникативные навыки, которые способствуют умению работать в группе, вести дискуссию. В процессе изучения курса происходит формирование умений: – анализ и сопоставление фактов; – работа с учебной, научно-популярной и художественной литературой; – анализ документов; – оформление сообщений и рефератов, исследовательских работ. Содержание программы предоставляет возможность, помимо формирования умений, на основе специфического исторического материала развивать у учащихся специальные предметные умения и навыки: – определять достоверность исторических фактов; – устанавливать последовательность, синхронность исторических событий; – сравнивать предлагаемые исторические события, исторические личности, анализировать, оценивать, выявляя сходства и различия; – высказывать суждения об изученном материале, версиях, существующих в различных источниках по поводу исторических событий, фактов, личностей. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА Содержание учебного материала элективного курса «Дискуссионные проблемы истории» соответствует целям обучения и обладает новизной для обучающихся. Курс способствует социализации личности через становление и развитие политической культуры, в основе которой лежат гуманистические 2 ценности; критического мышления; формирование гражданственности; социальной ответственности; способов и опыта самореализации в социально-политических отношениях. Базой для этого процесса является создание условий для усвоения системы знаний по социально-экономической и политической истории России; для овладения умениями применять их в нестандартных учебных ситуациях и в реальной жизни. Отдельные проблемы политической и социально-экономической истории рассматриваются в курсах истории и обществознания (включая экономику и право), что определяет специфику курса как интегративного. Элективный курс способствует углублению и систематизации знаний учащихся, т.к. в его рамках рассматривается формирование политических идей в непосредственной связи с развитием общества, борьба идей и идеологий на разных этапах исторического развития, преемственность и новаторство различных доктрин через личности мыслителей, которые по-своему представляли политический идеал, прогнозировали развитие общества. Политические мыслители, оставаясь часто за кулисами событий, оказывали не менее существенное влияние на ход исторического процесса, чем активные политические деятели. Знакомство с этими историческими фигурами повышает интерес к роли личности в истории, способствует выработке личностного интереса к изучению истории и обществознания, тем самым повышая познавательную мотивацию учащихся (в рамках разделов «Дискуссионные проблемы истории (I пол. XX вв)», 10 класс и Дискуссионные проблемы истории ( II пол. XX вв), 11 класс). Принципы отбора фактического материала – сочетание хронологического и описательного подхода с проблемно-концептуальным. Особенностью курса является включение в него проблемных, дискуссионных материалов, которые знакомят учащихся с дополнительной информацией о наиболее ярких эпизодах истории, различных, в том числе и новаторских, точках зрения на события прошлого. Методический аппарат ориентирован на развитие аналитических и творческих способностей учащихся, предоставляет широкие возможности контроля и углубления полученных в ходе изучения курса знаний. Методика работы со старшеклассниками предполагает в проведении курса следующие формы и приемы: – лекции с последующим опросом; – лекции с обсуждением документов; – беседы; – семинары; – практические работы; - разработка индивидуальных и групповых проектов; - характеристика исторической личности. Все эти приемы направлены на стимулирование познавательного интереса обучающихся и формирование творческих умений, таких как: – умение увидеть и сформулировать проблему, составить план ее решения; 3 – умение выдвинуть гипотезу; – умение делать обобщения; – умение систематизировать материал; – умение составлять доклад по теме (на основе различных источников); – умение перекодировать материал (схемы, таблицы, диаграммы); – умение планировать и анализировать свою деятельность (составлять план, ставить цели, сравнивать результат и цели, вычленить плюсы и минусы своей деятельности); – умение оценивать свою и чужую познавательную и коммуникативную деятельность. Чтобы оценить образовательную деятельность обучающихся, важно не только уделять внимание развернутым ответам, в которых проявляется готовность связно, образно излагать факты, но и формировать собственное отношение к оценке персонажей и фактов. Курс позволяет использовать новые, но уже достаточно популярные формы проверки знаний – тесты, решение исторических задач, а также деформированные тексты, тексты с ошибками и т. д. . МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ Программа рассчитана на изучение в течение 68 (1 час в 10-11 классах) классах. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА По окончании изучения курса учащиеся должны: – соотносить единичные факты и общие явления и процессы; – называть характерные, существенные черты минувших событий и исторических личностей; – сравнивать исторические события и исторических деятелей; – излагать суждения о причинно-следственных связях исторических событий и личностей; – объяснять, в чем состояли мотивы, цели и результаты деятельности отдельных людей в истории; излагать оценки событий и личностей; – сравнивать предлагаемые исторические версии и оценки, выявлять сходства и отличия; – определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории, их оценку 4 СОДЕРЖАНИЕ КУРСА 10 класс Введение (3 часа) История и историки. Историческое время. Историческое пространство. Исторический источник. Исторический факт. Интерпретация. Интерпретации исторического процесса. Российские исторические школы. Интерпретации исторического процесса в трудах российских историков и философов. Учёные о влиянии природно-географического фактора на историю государств и народов. Историческое время в периодизации российских исторических школ. 1. Россия начала XX в. (1900 – 1916 гг.) (7 часов) Мнения различных исторических школ о путях развития страны. Место реформ П.А. Столыпина в ряду российских преобразований «сверху». Оценка их историками, экономистами, политиками, юристами. Первая мировая война. Вопрос о виновниках её возникновения. Политический идеал в программах большевиков и меньшевиков, эсеров, кадетов, октябристов, «Союза русского народа». Политический реализм и экстремизм. Какие идеи и почему будут востребованы российским обществом? История в лицах. 2. Революционные потрясения и противостояние в обществе (1917– 1920 гг.). (5 часов) Политическая идеология эпохи социалистической революции: взгляды В.И. Ленина на происхождение, сущность, перспективы государственной власти. «Государство и революция». Теория диктатуры пролетариата и её практическое воплощение. Человек в эпоху диктатуры пролетариата. Октябрьский переворот и его оценка в исторической науке. Мнения историков о гражданской войне. Историки о причинах неудач «белого» движения. Мнение и оценки событий 1917 – 1920г.г. в России и мире». История в лицах. 3. СССР в 1920-1930 гг. (5 часов) Мнение историков различных политических ориентаций об основных тенденциях развития страны. Оценка периода в «Кратком курсе ВКП (б)». Западные и отечественные историки о России. Политическая идеология в СССР: демократический идеал (Конституции 1924, 1936, 1977). Политическая мифология и реальность. Оценки созданного к 1937 году государства. История в лицах. 4. Период второй мировой и Великой Отечественной войны (10 часов). Историки о второй мировой войне. Интерпретация причин, вызвавших начало Великой Отечественной войны. Великая Отечественная война глазами современников и историков. История в лицах. 5. Заключение (4 часа) Исторические корни ведущих политических идей современности (причины зарождения, особенности развития, влияние на исторический процесс, перспективы существования). Взаимосвязь и взаимовлияние политической мысли зарубежья и России. 11 класс Введение (3 часа) 5 История и историки. Историческое время. Историческое пространство. Исторический источник. Исторический факт. Интерпретация. Интерпретации исторического процесса. Российские исторические школы. Интерпретации исторического процесса в трудах российских историков и философов. Учёные о влиянии природно-географического фактора на историю государств и народов. Историческое время в периодизации российских исторических школ. 1. Послевоенные годы (1945-1953) (4 часов) Альтернативы устройства послевоенной жизни в стране. Дискуссии о путях дальнейшего развития страны: содержание, результаты. История в лицах. 2. Десятилетие реформаторского прорыва (1953-1964 гг.) (3 часов). Трудная правда о культе личности. Противоречивость и незавершённость большинства прогрессивных начинаний: причины, последствия – мнения в исторической науке. История в лицах. 3. СССР в середине 60-х – начале 80 – х годов XX в. (5 часов) Точки зрения историков различных политических ориентаций на основные тенденции развития страны. История в лицах. 4. Распад СССР и образование СНГ. Новая Россия (1985-2000) (5 часов) Эволюция исторических взглядов. Роль публицистики в осмыслении современных общественных процессов. Историческая наука как отражение усиливающегося общественно-политического противостояния. История в лицах. 5. Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. Последствия распада СССР в сфере науки, образования и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. Изобразительное и монументальное искусство. Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие науки. Формирование суверенной системы образования. Средства массовой информации. Российский спорт. Государство и основные религиозные конфессии. Повседневная жизнь (5 часов) 6. Внешняя политика в начале ХХI в. Россия в современном мире. Становление нового внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. Рост международного авторитета России и возобновление конфронтации со странами Запада в 2008–2020 гг. Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление обороноспособности страны. Социально-экономическое развитие. Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы Президента РФ в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва. (5 часов) 7. Заключение (4 часа) Историческая наука как отражение усиливающегося общественнополитического противостояния. Роль политических лидеров и партий в истории современной России. Проблемы фальсификации внутренних процессов и внешней политики на Западе. 6 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 10 класс № Тема урока (Запись в электронном журнале) Колурока во Домашнее задание часов Раздел 1 Дискуссионные проблемы истории (I половина XX вв) 34 ч 1. Россия начала XX в. (1900 – 1916 гг.) (7 часов) 1-3 Вводный урок. Российские исторические школы 3 1 работа с документами 1 Работа в группах 1 Работа с документами 7 Россия - "развивающееся общество" на рубеже XIX-XX вв. Альтернатива однолинейному объяснению проблемы модернизации России начала XX в. Мнения различных исторических школ о путях развития страны. Дискуссии о путях дальнейшего развития страны: содержание, результаты. Проблема неизбежности революции в России в начале XX века. История в лицах: Николай II, Ю. Витте, П. Столыпин. Место реформ П.А. Столыпина в ряду российских преобразований "сверху". Оценка П.А. Столыпина и его реформ историками, экономистами, политиками, юристами. История в лицах: Гапон 1 8 История в лицах: С. Зубов 1 записи, работа с дополнительной литературой записи, работа с дополнительной литературой записи, работа с дополнительной литературой 4 5 6 9 10 11 12 13 14 Первая мировая война. Вопрос о виновниках ее 1 возникновения. Роль Восточного фронта в I мировой войне в исторической литературе. История в лицах: Г. Распутин Политический идеал в программах политических 1 Работа с документами партий России. Политический реализм и экстремизм. Какие идеи и почему будут востребованы российским обществом. История в лицах: Милютин, Г. Львов, А. Керенский и др. 2.Революционные потрясения и противостояние в обществе (1917–1920 гг.). (5 часов) 1917 г.: возможность исторического выбора. Оценка 1 записи, работа с событий 1917 г. российскими и западными дополнительной историками. литературой «Государство и революция». Политическая идеология 1 Групповое задание эпохи социалистической революции: взгляды В.И. Ленина на происхождение, сущность, перспективы государственной власти. Теория диктатуры пролетариата и её практическое 1 записи, работа с воплощение. Человек в эпоху диктатуры пролетариата. дополнительной литературой Октябрьский переворот и его оценка в исторической 1 записи, работа с науке. Идеологическая доктрина событий октября 1917 дополнительной г. в СССР. Взгляды на Октябрь современных литературой 7 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28-29 30 31-32 33 34 российских историков. Мнения историков о гражданской войне. Историки о 1 записи, работа с причинах неудач «белого» движения. Мнение и оценки дополнительной событий 1917 – 1920г.г. в России и мире». История в литературой лицах. 3. СССР в 1920-1930 гг. (5 часов) Мнение историков различных политических 1 Записи в тетради ориентаций об основных тенденциях развития страны Оценка периода в «Кратком курсе ВКП (б)». Западные 1 Сравнительный анализ и отечественные историки о России. Политическая идеология в СССР: демократический 1 Записи в тетради идеал (Конституции 1924, 1936, 1977). Политическая мифология и реальность. Оценки 1 Историческое созданного к 1937 году государства. сочинение История в лицах: И.В. Сталин, Л. Берия и др. 1 4. Период второй мировой и Великой Отечественной войны (10 часов). Историки о второй мировой войне. Интерпретация 1 Записи в тетради, причин, вызвавших начало Великой Отечественной работа в группах войны. Великая Отечественная война глазами современников 1 Записи в тетради, и историков. проекты История в лицах, разведчики Великой Отечественной 1 Записи в тетради войны: Р. Зорге, Н. И. Кузнецов. История в лицах, Сталинградская битва: С.К. 1 записи, работа с Тимошенко; В. И. Чуйков, М.С. Шумилов , Я.Ф. дополнительной Павлов, В. Г. Зайцев. литературой История в лицах, ИНЖЕНЕРЫ И КОНСТРУКТОРЫ: 1 записи, работа с М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, А.С. Яковлев, В.А. дополнительной Дегтярев , С.В. Ильюшин, А.Н. Туполев. литературой История в лицах, ПАРТИЗАНСКОЕ ДВИЖЕНИЕ: С.А. 1 записи, работа с Ковпак , З.А. Космодемьянская , В. Котик , О.В. дополнительной Кошевой , М. Джалиль . литературой История в лицах, ЛЕТЧИКИ: Н.Ф. Гастелло , В.В. 1 записи, работа с Талалихин , И.Н. Кожедуб , А.И. Покрышкин , А.П. дополнительной Маресьев . литературой История в лицах, МАРШАЛЫ И ВОЕНАЧАЛЬНИКИ: 2 записи, работа с А.М. Василевский , Г.К. Жуков , И.С. Конев , Н.Г. дополнительной Кузнецов , Н.Ф. Ватутин , Л.А. Говоров , И.Д. литературой Черняховский , Д.М. Карбышев . История в лицах, ЗНАМЯ ПОБЕДЫ: М.А. Егоров, 1 записи, работа с М.В. Кантария . дополнительной литературой 5. Заключение (4 часа) Исторические корни ведущих политических идей 2 записи, работа с современности (причины зарождения, особенности дополнительной развития, влияние на исторический процесс, литературой перспективы существования). Взаимосвязь и взаимовлияние политической мысли 1 записи, работа с зарубежья и России. дополнительной литературой Итоговое обобщение по курсу ДПИ за 10 класс 1 Работа в группах 8 9 ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 11 класс № урока 1-3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема урока (Запись в электронном журнале) Вводный урок Вводный урок. Российские исторические школы Послевоенные годы (1945-1953) (3часа) Альтернативы устройства послевоенной жизни в стране. Мемуарная и историческая литература о жизни людей в послевоенный период. Дискуссии о путях дальнейшего развития страны: содержание, результаты. кол-во часов 3ч 4 1 1 Домашнее задание записи в тетради, работа с источником записи в тетради презентации, подготовка к дискуссии презентации Ситуация в мире после II мировой войны: кто 1 развязал "холодную войну". Истоки "холодной войны". Оценки в исторической литературе. 1 записи в тетради, Оценки в исторической литературе о "холодной работа с источником войны". История в лицах. Десятилетие реформаторского прорыва (1953-1964 гг.) (3часа) Идеологические компании и репрессии глазами 1 сравнительный анализ современников и историков. Споры о роли Сталина в истории. Трудная правда о 1 работа с документами культе личности. Противоречивость и незавершенность 1 записи в тетради, прогрессивных начинаний - мнения в исторической работа с литературе. История в лицах. историческим источником СССР в середине 60-х – начале 80 – х годов XX в. (5 часов) Повседневная жизнь в годы "оттепели" в глазах 1 Б. Окуджава современников и историков. Власть и творческая Воспоминания. интеллигенция в мемуарной литературе. История в лицах. Горячие точки "холодной войны". 1 записи в тетради Споры об "оттепели" и роли Н.С. Хрущева в 1 записи в тетради истории. Культура и духовный климат во второй половине 1960-х - начале 1980-х гг. в оценке современников и историков. История в лицах. Достижения и проблемы многонационального 1 записи в тетради, государства в оценке историков. работа с историческим источником Достижения и проблемы внешней политики СССР. 1 записи в тетради Л.И. Брежнев: личность и эпоха в оценке современников и историков. Распад СССР и образование СНГ. Новая Россия (1985-2000) (5 часов) Подходы к изучению периода 1985-1991 гг. 1 записи в тетради Экономические и политические реформы М.С. 10 Горбачева в оценке историков. Точки зрения историков различных политических 1 работа с документами ориентаций на основании положения "Нового политического мышления" 18 Что произошло в августе 1991 г.: взгляд через годы. 19 Роль публицистики в осмыслении современных 1 записи в тетради общественных процессов. 20 Курс В.В. Путина на консолидацию общества в 1 записи в тетради оценке историков Культура, наука, спорт и общественная жизнь в 1990-х – начале 2020-х гг. (5 часов) 21 Последствия распада СССР в сфере науки, 1 образования и культуры. Литература. Кинематограф. Музыка. Театр. . 22 Изобразительное и монументальное искусство 1 23 Развитие российской культуры в ХХI в. Развитие 1 науки. 24 Государство и основные религиозные конфессии. 1 Повседневная жизнь 25 Формирование суверенной системы образования. 1 Средства массовой информации. Российский спорт. Внешняя политика в начале ХХI в. (5 часов) 26 Россия в современном мире. Становление нового 1 внешнеполитического курса России в 2000–2007 гг. 27 Рост международного авторитета России и 1 возобновление конфронтации со странами Запада в 2008–2020 гг. 28 Россия в 2012 – начале 2020-х гг. Укрепление 1 обороноспособности страны. 29 Социально-экономическое развитие. 1 30 Выборы в Государственную Думу 2016 г. Выборы 1 Президента РФ в 2018 г. Национальные цели развития страны. Конституционная реформа 2020 г. Выборы в Государственную Думу VIII созыва Заключение (4 часа) 31-32 Историческая наука как отражение усиливающегося 1 записи в тетради общественно-политического противостояния. Роль политических лидеров и партий в истории современной России. Проблемы фальсификации внутренних процессов и внешней политики на Западе. 17 33-34 Проблемы фальсификации внутренних процессов и внешней политики на Западе. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА 11 • История России, 1914-1945 годы: 10 класс: базовый уровень: учебник, 10 класс/ Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • История России, 1946 год - начало XXI века: 11 класс: базовый уровень: учебник, 11 класс/ Шубин А.В., Мягков М.Ю., Никифоров Ю.А. и другие; под общей редакцией Мединского В.Р., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • История. Всеобщая история. Новейшая история. 1914 - 1945 гг., 10 класс/ Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» • История. Всеобщая история. Новейшая история. 1946 г. - начало XXI века, 11 класс/ СорокоЦюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О.; под редакцией Чубарьяна А.О., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ УМК История России. Под ред. Мединского В.Р. (6-10) УМК Всеобщая история О.С. Сороко-Цюпа (10-11) Б ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/collection Всероссийская олимпиада школьников по истории http://hist.rusolymp.ru Инновационные технологии в гуманитарном образовании: материалы по преподаванию истории http://www.teacher.syktsu.ru Хронология русской и западной истории http://www.istorya.ru/hronos.php Проект ХРОНОС – Всемирная история в Интернете http://www.hrono.ru История государства Российского в документах и фактах http://www.historyru.com История - 10 класс - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/3/10/ История - 11 класс - Российская электронная школа https://resh.edu.ru/subject/3/11/ 12