Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс: «Страноведение» (первый год обучения) Срок реализации: 2 года Классы: 9 Количество часов: недельных – 1, годовых – 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: 1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; 2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; 3) формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 4) формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; 8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; 9) формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 10) осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; 11) развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; 6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 8) смысловое чтение; 9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; 10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; 11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами; 12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Освоение курса внеурочной деятельности «Страноведение» на достижение обучающимися уровня иноязычной коммуникативной компетенции в соответствии с требованиями к предметным результатам ФГОС ООО, достижение которых позволяет обучающимся самостоятельно общаться в устной и письменной формах как с носителями английского языка, так и с представителями других стран, использующими данный язык как средство коммуникации, и в соответствии с «Общеевропейскими компетенциями владения иностранным языком». Изучение курса позволяет достичь дальнейшего развития иноязычной коммуникативной компетенции; усиления мотивации к самостоятельному изучению иностранного языка, дальнейшему самообразованию и использованию иностранного языка в других предметных областях, таких как «география», «история», «обществознание» и т.д. Иноязычная коммуникативная компетенция предусматривает развитие языковых навыков (грамматика, лексика, фонетика и орфография) и коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности: говорении, аудировании, чтении и письме. Предметное содержание речи содержит лексические темы для общения в различных коммуникативных ситуациях с носителями языка, проживающими в Великобритании, США. 2. Содержание программы с указанием форм организации и видов деятельности обучающихся Курс внеурочной деятельности «Страноведение» направлен на систематизацию и расширение знаний учащихся об истории, традициях и культуре стран изучаемого языка, способствует лучшему освоению базового курса английского языка. Освоение курса способствует развитию профессиональных умений социокультурной компетенции, которые характеризуются достаточным уровнем знаний о культуре и истории родной страны России и целого ряда англоязычных стран (Великобритания, США), умение рассказать о них и сравнить на иностранном языке, знать и соблюдать основные особенности формального и неформального общения в устной и письменной речи. Занятия будут способствовать осознанию многомерности культуры мира с живой культурной традицией своей страны. Курс рассчитан на учащихся с повышенным уровнем мотивации углубленного изучения иностранного языка, а также служит для внутрипрофильной дифференциации и построения индивидуальной образовательной_траектории. В содержание обучения курса «Страноведение» включаются следующие компоненты: лингвострановедческий: знание, понимание реалий, слов, обозначающих предметы национальной культуры, и умение их употреблять, знание страноведческих тем, связанных с общими знаниями об англоговорящих странах, текстовый материал; общеучебный компонент: учебно-организационные, учебноинтеллектуальные и учебно-коммуникативные умения. Таким образом, в содержание программы входят темы по географическому положению, истории, культуре англоговорящих стран (Великобритания, США), сведения об образе жизни, традициях и обычаях, особенности речевого и неречевого поведения жителей этих стран, социокультурные различия, лингвострановедение. Содержание страноведческого курса позволяет: учащимся выявить свои способности в изучаемой области знаний и подготовить себя к осознанному выбору профессии в соответствии с концепцией профильного обучения; учителю использовать межпредметные связи (английский язык-география, английский язык-история, английский язык–информатика, английский язык-литература) и помочь учащимся приобрести целостную картину окружающего мира, ликвидировать односторонность и примитивность мышления, неумение сравнивать, анализировать, обобщать, переносить полученные знания и опыт на решение новых задач. В связи с тем, что основной задачей данного курса является коммуникативная направленность, каждое занятие строится на использовании разнообразных видов научно – познавательной деятельности, самостоятельности обучающихся. При организации занятий целесообразно использовать интерактивную методику работы (создавать ситуации, в которых каждый ученик сможет выполнить индивидуальную работу и принять участие в работе группы), осуществлять личностно-деятельностный и субъект-субъектный подход (равноправное взаимодействие учащегося и учителя). Ведущее место в обучении отводится методам поискового и исследовательского характера, которые стимулируют познавательную активность учащихся. Внеурочная деятельность курса «Страноведение» традиционно основана на трёх видах деятельности: индивидуальная, групповая и массовая работа (выступления, спектакли, фестивали и пр.). Ведущей формой организации занятий является групповая работа. Во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к детям. Каждое занятие состоит из двух частей – теоретической и практической. Теоретическую часть педагог планирует с учётом возрастных, психологических и индивидуальных особенностей обучающихся. Программа предусматривает проведение занятий, интегрирующих в себе разновидности индивидуальной и групповой деятельности, проектной, литературно-художественной, изобразительной, научнопознавательной и других видов деятельности. Целесообразно использовать следующие формы занятий внеурочной деятельности: занятие-обсуждение, дискуссия, занятие – интенсив*, викторина, занятиепутешествие; экскурсия, занятие-встреча, концерт, конференция; презентация и т.д. *Интенсив внеурочной деятельности - это формирование внеурочной деятельности, при которой в ограниченный временной срок происходит максимальное формирование определенного социального опыта. 3. Тематическое планирование. Первый год обучения № п\п Тема Элементы содержания программы воспитания Кол-во часов Тема №1. Географические особенности Великобритании. Географическое положение и природа США. 5 1. Географическое положение и формирование целостного особенности страны. мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего Реки и озера социальное, культурное, языковое, Великобритании. Климат. духовное многообразие современного Природа Великобритании мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 1 2. Англия. Шотландия. Уэльс. Северная Ирландия. 1 3. Географическое положение и формирование целостного особенности США. Великие мировоззрения, соответствующего формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 1 озёра и реки США. Климат. Растительный и животный мир современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 4. Великие горы и равнины США. Природные чудеса США. Население США. Штаты.. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; 1 5. Викторина готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 1 Тема № 2. Некоторые факты истории Великобритании и США 6. Древняя Англия и ее завоеватели. Английская монархия. Англия – владычица морей. Индустриальная революция. 3 часа формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной 1 средой; 7. История открытия Америки. Первые люди в Америке. Исследования и заселение. Американские индейцы. Бостонское чаепитие. Война за независимость. Декларация независимости. Конституция. Гражданская война между штатами. ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой; навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие; 1 8. Викторина (пликерс, квиззиз, кахут, и т.д.) освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; 1 Тема № 3 Достопримечательности Великобритании и США. 9 Букингемский дворец. Вестминстерское аббатство. Лондонский Тауэр. Парки Лондона. Трафальгарская площадь. Биг Бэн и здание парламента. Собор св. Павла. Музей восковых фигур мадам Тюссо. 4 часа восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 1 10. Стоунхендж. Дворец Холлируд. Эдинбургский замок. Стерлинг восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 1 11. Вашингтон– столица США, Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Сан-Франциско, Новый Орлеан формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; 1 12. Занятие –путешествие готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 1 Тема №4. Знаменитые люди Великобритании и США 13 Писатели ; Уильям Шекспир. восприимчивость к разным видам Роберт Бёрнс. Джоан искусства, традициям и творчеству Роулинг. своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной Американские писатели. культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических 4 часа 1 культурных традиций и народного творчества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 14. Политики :Маргарет Тэтчер, Черчиль Американские президенты прошлого. 15. Американские художники. Американские музыканты Группа «Битлз». 16. Защита проектов формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 1 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 1 Тема №5. Особенности американского английского и британского, английского языков 17. Пословицы, поговорки, крылатые фразы. Сравнение 3 часа восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству 1 с русским языком своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. 18. Этикет в Англии освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 1 19. Драматизация диалогов. готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; стремление к самовыражению в разных видах искусства 1 Тема №6. Правительство Великобритании. Политическая система США 4 часа 20. Парламент. Палата лордов. Палата общин. Суды Великобритании. Корона: королева Елизавета 2. Королевская семья. Экономика Англии.Деньги. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 21. Правительство США -сенат, палата представителей, три формирование целостного мировоззрения, соответствующего 1 ветви власти. Президент, выборы, политические партии современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 22. Американские символы формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 23. Викторина (пликерс, квиззиз, кахут, и т.д.) освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; 1 Тема № 7. Образование в Великобритании и США. 3 часа 24. Школы и обучение. Школьная форма и форма в университетах. Экзамены и сертификаты. Оксфорд. Кэмбридж формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 25. Система образования в США. Гарвард, Йельский университет. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 26. Дискуссия (сравнение российской, британской и американской системы образования) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом 1 региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; Тема №8. Спорт в Великобритании и США 3 часа 27. Футбол. Крикет. Рэгби. Теннис. Катание на лошадях. Парусный вид спорта. Поло. Гребля. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 1 28. Экстремальные виды спорта.Популярные виды спорта в США. Бейсбол. формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 1 29. Викторина формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; 1 Тема № 9. Культура, традиции и обычаи Великобритании. Праздники и традиции США 30. Рождество. День Гая Фокса.. развитие эстетического сознания через День святого Патрика. освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Новогодние и пасхальные восприимчивость к разным видам традиции и День искусства, традициям и творчеству благодарения. своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 4 часа 1 31. Фестиваль кельтской музыки и культуры. Музеи и библиотеки. Театры. Уимблдонский теннисный турнир. Эдинбургский фестиваль. 32. День президентов и День независимости. День Колумба и День флага. 33. 34 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов, понимание эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 1 развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера; Литература и музыка в США. восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству Киноиндустрия в США. своего и других народов, понимание Американские актёры. эмоционального воздействия искусства; осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения; понимание ценности отечественного и мирового искусства, роли этнических культурных традиций и народного творчества; 1 Защита проектов. формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 1 формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; 1 Проектная работа «Великобритания моими глазами» и ее защита готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; 35 Проектная работа «США формирование целостного моими глазами» и ее защита мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении; готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков; ИТОГО 1 35 часов