Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс: « Проблемы современного общества» Класс: 11 класс Количество часов: недельных – 1, годовых – 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: 1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Курс «Проблемы современного общества» способствует формированию всесторонне образованной личности, способной ориентироваться в правовой структуре современного общества, в текущих социально-политических событиях в России и мире, применять обществоведческие и правовые знания в жизни, понимать свои социальные права, способы их защиты, обеспечивать свою профессиональную траекторию. Данная программа включает в себя теоретические и практические: занятия, а также выполнение разнообразных творческих заданий. На занятиях обучающиеся знакомятся с основными правами человека и способами их реализации. При проведении теоретических занятий используются видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы гимназии. Раздел Количество Формы часов организации учебных занятий Вводное занятие Понятие «Право». Правовые документы 1 10 Беседа Мини-лекция, семинар, практические занятия Я и моя семья. Семейные правоотношения 4 Мини-лекция, Семинар, практические занятия Гражданин и его права 10 Мини-лекция, Семинар, практические занятия Правонарушения и ответственность 4 Мини-лекция, Семинар, практические занятия Власть и государство 5 Мини-лекция, Семинар, Основные виды деятельности учащихся Проблемно-ценностное общение Познавательная, аналитическая деятельность (проработка раздаточного материала; поиск, анализ информации из различных источников, систематизация). Практическая работа в группах (выполнение заданий практикума) Познавательная, аналитическая деятельность (проработка раздаточного материала; поиск, анализ информации из различных источников, систематизация) Практическая работа в группах (выполнение заданий практикума) Познавательная, аналитическая деятельность (проработка раздаточного материала; поиск, анализ информации из различных источников, систематизация) Практическая работа в группах (выполнение заданий практикума) Познавательная, аналитическая деятельность (проработка раздаточного материала; поиск, анализ информации из различных источников, систематизация) Практическая работа в группах (выполнение заданий практикума) Познавательная, аналитическая деятельность (проработка практические занятия Заключительное занятие. Подведение итогов работы за год Всего 1 Итоговая конференция раздаточного материала; поиск, анализ информации из различных источников, систематизация) Практическая работа в группах (выполнение заданий практикума) Защита проектов Проблемно-ценностное общение Рефлексия 35 3. Тематическое планирование № № Название темы Введение Вводное занятие. Знакомство с планом работы. 1 2 3 Элементы реализации программы воспитания Количес тво часов Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 1 Понятие «Право». Правовые документы (проблемы нарушения международных прав человека) Что такое право? Путешествие в страну прав Действие норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц Реализация права Толкование права «Ваши права». Презентация проектов Правовые документы На приёме у госпожи Конвенции и мадам декларации Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 10 Я и моя семья. Семейные правоотношения (демографические проблемы современного общества) Моя роль в семье и обществе Конфликты в семье Семейные правоотношения Ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. 4 Гражданин и его права (проблемы Осознанный выбор будущей нарушения экономических прав ребенка) профессии и возможностей 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 2 10 Подросток и право на труд Я - предприниматель Подросток как потребитель Мои права и обязанности в школе Жилищные права граждан Право и мораль Итоговое занятие: «Правовой турнир» 4 5 реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем 2 1 2 1 1 1 2 Нравственное сознание и Правонарушения и ответственность (проблемы девиантного поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; поведения несовершеннолетних) Поведение человека в рамках закона Молодежь и правонарушения Ответственность и наказание 4 Власть и государство (проблемы политического терроризма в современном обществе) Что должно защитить государство? Что такое федерация? Символика Российской Федерации Я и власть Юный правовед Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 5 Итоговая (проектная) конференция Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 1 Итого: 1 1 2 1 1 1 1 1 35