Международные отношения 10 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе среднего общего образования

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

Курс: « Международные отношения на рубеже XX-XXI в.в.»
Класс: 10 класс
Количество часов: недельных – 1, годовых – 35

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы основного общего образования Федерального государственного образовательного
стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение
обучающимися личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения курса:
1) российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу,
чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб,
флаг, гимн);
2) гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества,
осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок,
обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные
национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
3) готовность к служению Отечеству, его защите;
4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню
развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных
форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с
общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и
способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и
способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить
общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии
экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным,
расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям;
7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в
образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других
видах деятельности;
8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих
ценностей;
9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на
протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию
успешной профессиональной и общественной деятельности;
10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического
творчества, спорта, общественных отношений;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни,
потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков;
12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и
психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать
первую помощь;
13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных
жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в
решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;
14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социальноэкономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта
эколого-направленной деятельности;
15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия
ценностей семейной жизни.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности
универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической
деятельности:
1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы
деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации
планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной
деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать
конфликты;
3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной
деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному
поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
4) готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной
деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных
типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и
интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий
(далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с
соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения,
правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию
поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку
зрения, использовать адекватные языковые средства;

9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий
и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания,
новых познавательных задач и средств их достижения.
2 . Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и
видов деятельности
Курс «Международные отношения на рубеже XX-XXI в.в.» способствует
формированию
всесторонне образованной личности, способной ориентироваться в
общественно-политической структуре современного общества, в прошлых и текущих
социально-политических событиях в России и мире, применять обществоведческие и
исторические знания в жизни, обеспечивать свою профессиональную траекторию.
Данная программа включает в себя теоретические и практические: занятия, а также
выполнение разнообразных творческих заданий. На занятиях обучающиеся знакомятся с
основными особенностями современной системы международных отношений, основами
внешней политики России. При проведении теоретических занятий используются
видеоматериалы и мультимедийные обучающие программы. Программа описывает
познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы
гимназии.
Введение в современные международные отношения. Особенности современной
системы международных отношений. (1 занятие). Вестфальский, Венский, ВерсальскоВашингтонский и Ялтинско-Потсдамский международные порядки. Основные черты
современного мирового порядка. Создание механизмов «Группы семи». Глобализация.
Распад СССР. Причины кризиса CCCР. Кризис СССР и кризис политики
«перестройки». Попытки реформировать союзный договор.
Проблема правопреемства СССР. Основные вопросы правопреемства СССР.
Разрешение проблемы «ядерного наследства» СССР. Интеграция России в «Группу семи».
Военно-политические конфликты на постсоветском пространстве. Причины
возникновения конфликтов. Конфликты в Приднестровье, Южной Осетии, Абхазии, Нагорном
Карабахе. Гражданская война в Таджикистане
Концепция
«Расширения
демократии»
США.
Концепция
нового
интервенционизма. Проблема расширения НАТО на Восток. (3 занятия). Становление
новой роли НАТО. Оценка США международно-политических перемен. Формирование
концепции «расширения демократии». Проблема европейской оборонной идентичности в
отношениях США и стран ЕС. Переговоры о расширении НАТО на Восток. Становление
концепции нового интервенционизма. Вооруженные конфликты в Руанде и Конго.
Балканские войны. Косовский конфликт и операция НАТО против Югославии. (2
занятия). Балканские войны 1990-х годов и формирование концепции гуманитарных
интервенций. Распад Югославии и кризис Европейского сообщества. Сербо-хорватский
конфликт. Боснийская война. Косовский конфликт и операция НАТО против Югославии.
Вооруженный конфликт в Македонии.
Концептуальные основы внешней политики России во второй половине 1990-х
годов. Российско-американские отношения. Стратегия сдерживания Китая и российскокитайское сближение. (2 занятия). Концепция многополярного мира. Проблема контроля
над вооружениями в российско-американских отношениях. Стратегии сдерживания Китая и
Тайваньские кризисы. Российско-китайское сближение. Создание Шанхайской организации
сотрудничества.

Проблема транснационального терроризма. Создание и распад «Глобальной
антитеррористической коалиции». (4 занятия). Обострение исламского экстремизма в
1990-х годах. Развитие Афганского конфликта. События 11 сентября 2001 года и
формирование «Глобальной антитеррористической коалиции». Антитеррористическая
операция США в Афганистане. Обострение индо-пакистанский противоречий. Попытки
формирования новой системы отношений России и НАТО в рамках антитеррористической
коалиции. Модификация стратегических доктрин США. Стратегия «азиатизации» НАТО.
Свертывание американского присутствия в Центральной Азии.
Проблема нераспространения ядерного оружия. «Ядерные тревоги» на
Корейском полуострове. Попытки усиления режима нераспространения ядерного оружия в
1990-х годах. «Ядерные тревоги» на Корейском полуострове. Дипломатический конфликт
вокруг ядерной программы Ирана. Формирование американо-индийского партнерства.
Проблема энергетической безопасности. (2 занятия). Попытки реформы понятия
«энергетическая безопасность». Развитие энергетического диалога России и стран ЕС.
Конфликт вокруг Североевропейского газопровода. Проблема экспорта каспийских и
центральноазиатских энергоресурсов. Газовые конфликты России с Украиной и Белоруссией.
Военно-политические кризисы середины 2000-х годов. «Второй тайваньский
кризис». Обострение отношений России со странами Восточной Европы. Конфликт вокруг
размещения американских систем ПРО в Европе. Распад режима ДОВСЕ. Окончательный
распад Югославии.
«Пятидневная война» вокруг Южной Осетии. «Революция роз». Политика
администрации М.Н. Саакашвили. Лиахвский инцидент. Дипломатическая поддержка России
Турцией. Информационные войны.
Ближневосточные конфликты. Осло-Вашингтонский процесс 1990-х годов.
Вторая интифада и план «Дорожная карта». Ливанский кризис и обострение американосирийских отношений. Вторая ливанская война. Палестино-израильские переговоры.
Проблема международного признания Палестины.
Европейская интеграция. Преобразование Европейских сообществ в Европейский
союз. Создание европейского экономического пространства. Создание структур безопасности
ЕС. Проблема расширения ЕС. Конституционные кризисы ЕС. Проблема выхода
Великобритании из ЕС.
Интеграционные процессы на постсоветском пространстве. СНГ и ГУАМ.
Создание институциональной структуры СНГ. Проблема военной безопасности СНГ. Развитие
интеграции на территории бывшего СССР. Создание блока ГУАМ. Отношения России со
странами ГУАМ.
Интеграционные процессы на Тихом океане. Создание АТЭС. Американокитайские противоречия в начале 2010-х годов. (2 занятия). Усиление интеграционных
процессов в АСЕАН. Создание АТЭС. Проблема интеграции России в тихоокеанские
группировки. Развитие российско-японских отношений. Нарастание американо-китайских
противоречий в начале 2010-х годов. Дипломатический конфликт в Южно-Китайском море.
Интеграционные процессы в Западном полушарии. Попытки возрождения
панамериканизма. Создание Североамериканской зоны свободной торговли. Возникновение
интеграционных объединений в Южной и Центральной Америке. Нормализация бразильскоаргентинских отношений. Создание Союза южноамериканских наций.

Международное соперничество в Арктике. Система секторального деления в
Арктике. Создание системы «арктического соуправления». Соперничество за раздел
арктического шельфа. Российско-норвежское сближение.
Международные отношения в период мирового финансового кризиса. Проблема
«Великой рецессии» конца 2000-х годов. Создание «Группы двадцати» и ее деятельность.
Становление формата БРИКС. Обострение проблемы международной задолженности.
Движения за смену режимов на Арабском Востоке: Тунис, Египет и Ливия
(2010-2012 гг.). Феномен «арабской весны».
Война в Сирии. Обострение проблемы терроризма. Российская военная
операция в Сирии. Российско-турецкий дипломатический конфликт. (2 занятия).
Интервенция в Ливии и укрепление «франко-британского тандема». Начальный этап
гражданской войны в Сирии. Война «Аравийской коалиции». Рост военной коалиции в
Турции. Российская военная операция в Сирии. Военные акции США в Сирии.
Украинский кризис и воссоединение Крыма с Россией. «Санкционная война»
США и стран ЕС с Россией. (2 занятия). Вооруженный конфликт на Украине и его
последствия.
Афганский кризис. История Афганского конфликта, его хронология и современное
состояние. Отношение международного сообщества с Афганскому конфликту. Внешняя
политика России в отношении Афганистана.
Изменения внешней политики России и национальные интересы. Новая
концепция внешней политики России. Региональные предпочтения России. «Мягкая сила»
России. Национальный интересы.
Формы организации занятий курса: беседы, семинары, лекторий, практическая
работа (работа с историческими документами), консультация, ситуационная ролевая игра,
разработка и защита индивидуальных и групповых проектов.
Виды
деятельности
обучающихся;
групповая,
индивидуальная
работа,
познавательная деятельность,
практическая работа, проблемно-ценностное общение,
проектно-исследовательская деятельность, защита проектов, рефлексия.

3. Тематическое планирование
№

Элементы содержания

1

Введение в современные
международные отношения.
Особенности современной системы
международных отношений.

2

Распад СССР. Причины кризиса CCCР

Элементы реализации
программы воспитания
осознанный выбор будущей
профессии и возможностей
реализации собственных
жизненных планов; отношение к
профессиональной деятельности
как возможности участия в
решении личных, общественных,
государственных,
общенациональных проблем
сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими ценностями и

Кол-во
часов
1

1

3

Проблема правопреемства СССР

4

Военно-политические конфликты на
постсоветском пространстве

5

Концепция «Расширения демократии»
США

6

Концепция нового интервенционизма

7

Проблема расширения НАТО на Восток

8

Балканские войны

9

Косовский конфликт и операция НАТО
против Югославии

10

Концептуальные основы внешней
политики России во второй половине
1990-х годов
Российско-американские отношения

идеалами гражданского общества;
навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни
осознанный выбор будущей
профессии и возможностей
реализации собственных
жизненных планов
отношение к профессиональной
деятельности как возможности
участия в решении личных,
общественных, государственных,
общенациональных проблем
сформированность экологического
мышления, понимания влияния
социально-экономических
процессов на состояние
природной и социальной среды
нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать для их достижения,
способность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,
дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам и
другим негативным социальным
явлениям
толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания,
находить общие цели и
сотрудничать для их достижения,
способность противостоять
идеологии экстремизма,
национализма, ксенофобии,

1

1

1

1

1

1

1

1

11

12

Стратегия сдерживания Китая и
российско-китайское сближение
Создание ШОС
Проблема транснационального
терроризма
Развитие Афганского конфликта

13

11 сентября 2201 года и формирование
«Глобальной антитеррористической
коалиции»

14

Стратегические новации США:
концепция оси зла и концепция
превентивного удара

15

Американская стратегия «смены
режимов». Изменение ситуации в зоне
Персидского залива после уничтожения
режима Саддама Хусейна
Распад «Глобальной
антитеррористической коалиции»
Проблема нераспространения ядерного
оружия
«Ядерные тревоги» на Корейском
полуострове
Проблема энергетической безопасности
Энергетический диалог России и стран
ЕС

16

17

18

Проблема мирового экспорта газа.
Газовые конфликты

дискриминации по социальным,
религиозным, расовым,
национальным признакам и
другим негативным социальным
явлениям
нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
гражданскую позицию как
активного и ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические ценности
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире
толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми
эстетическое отношение к миру,
включая эстетику быта, научного
и технического творчества,
спорта, общественных отношений
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и
общественной практики
сформированность основ
саморазвития и самовоспитания в
соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского
обществам
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности

1

1

1

1

1

1

1

1

19

20

21

22

23

24

25
26

27

Военно-политические кризисы
середины 2000-х годов

навыки сотрудничества со
сверстниками, детьми младшего
возраста, взрослыми в
образовательной, общественно
полезной, учебноисследовательской, проектной и
других видах деятельности
«Пятидневная война» вокруг Южной
готовность и способность к
Осетии
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни
Ближневосточные конфликты
нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
Европейская интеграция
принятие и реализацию ценностей
здорового и безопасного образа
жизни, потребности в физическом
самосовершенствовании, занятиях
спортивно-оздоровительной
деятельностью, неприятие
вредных привычек: курения,
употребления алкоголя,
наркотиков
Интеграционные процессы на
сознательное отношение к
постсоветском пространстве. СНГ и
непрерывному образованию как
ГУАМ
условию успешной
профессиональной и
общественной деятельности
Интеграционные процессы на Тихом
гражданскую позицию как
океане. Создание АТЭС
активного и ответственного члена
российского общества,
осознающего свои
конституционные права и
обязанности, уважающего закон и
правопорядок, обладающего
чувством собственного
достоинства, осознанно
принимающего традиционные
национальные и
общечеловеческие
гуманистические и
демократические ценности
Американо-китайские противоречия в готовность к служению Отечеству,
начале 2010-х годов
его защите
Интеграционные процессы в Западном
сформированность основ
полушарии. Попытки возрождения
саморазвития и самовоспитания в
панамериканизма
соответствии с
общечеловеческими ценностями и
идеалами гражданского общества;
готовность и способность к
самостоятельной, творческой и
ответственной деятельности
Международное соперничество в
сформированность мировоззрения,
Арктике
соответствующего современному

1

1

1

1

1

1

1
1

1

28

Международные отношения в период
мирового финансового кризиса

29

Движения за смену режимов на
Арабском Востоке: Тунис, Египет и
Ливия (2010-2012 гг.)
Феномен «арабской весны»
Война в Сирии. Обострение проблемы
терроризма
Российская военная операция в Сирии

30

31

Российско-турецкий дипломатический
конфликт

32

Украинский кризис и воссоединение
Крыма с Россией

33

«Санкционная война» США и стран ЕС
с Россией

34

Афганский кризис

35

Изменения внешней политики России и
национальные интересы

уровню развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире
сформированность мировоззрения,
соответствующего современному
уровню развития науки и
общественной практики,
основанного на диалоге культур, а
также различных форм
общественного сознания,
осознание своего места в
поликультурном мире
нравственное сознание и
поведение на основе усвоения
общечеловеческих ценностей
готовность и способность к
образованию, в том числе
самообразованию, на протяжении
всей жизни
сознательное отношение к
непрерывному образованию как
условию успешной
профессиональной и
общественной деятельности
толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания
толерантное сознание и поведение
в поликультурном мире,
готовность и способность вести
диалог с другими людьми,
достигать в нем взаимопонимания
гражданскую позицию как
активного и ответственного члена
российского общества
гражданскую идентичность,
патриотизм, уважение к своему
народу, чувства ответственности
перед Родиной, гордости за свой
край, свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального
народа России

1

1

1

1

1

1

1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».