Решение лингвистических задач 8 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
Курс: «Решение лингвистических задач»
Классы: 8
Количество часов: недельных – 1, годовых – 35

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях
внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных результатов.
Предлагаемый курс способствует достижению следующих личностных
результатов учащихся:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа
России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка,
культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и
традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего
современному уровню развития науки и общественной практики,
учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие
современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку,
вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам,
ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести
диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм
социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные
сообщества;

развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении
и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов
деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование основ экологической культуры, соответствующей
современному уровню экологического мышления, развитие опыта

экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической
деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Предлагаемый
курс
способствует
достижению
следующих
метапредметных результатов:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить
и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в
том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные
способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений
и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое
рассуждение, умозаключение и делать выводы;

смысловое чтение;

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с
задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и
письменной речью, монологической контексной речью;

формирование
и
развитие
компетентности
в
области
использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ–
компетенции);


формирование и развитие экологического мышления, умение
применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и
профессиональной ориентации.
2. Содержание программы курса с указанием форм организации
и видов деятельности

Введение. Разные виды заданий повышенного уровня. 2 часа
Фонетика. Орфоэпия. Графика. В данный раздел помещены задачи,
посвящённые в первую очередь именно фонетическим явлениям: звукам речи
и их характеристикам, звуковому составу слова, фонетическим законам,
ударению. Сюда же попали задачи, затрагивающие диалектные фонетические
особенности, звуковые соответствия родственных языков, исторические
фонетические изменения, а также фонетическое освоение заимствованных
слов. В данный раздел помещены задачи, в которых главной темой являются
способы записи слов. Рассматриваются разные системы письма,
представленные как в древних, так и в современных языках: буквенноалфавитное, слоговое, иероглифическое. В некоторых задачах представлены
типы письма с отличным от привычного нам (слева-направо) направлением
письма: сверху вниз, справа налево или даже более сложные случаи записи,
как в корейском письме. Во многих задачах рассматриваются системы письма
с диакритическими (надстрочными и подстрочными) знаками. В нескольких
задачах предлагаются способы кодировки слов и искусственная запись.
Некоторые задачи знакомят читателя с историей русской графической
системы. 13 часов.
Морфемика. Словообразование. Части речи, их основные
грамматические категории. В задачах раздела «Звуки в составе морфем»
рассматриваются фонетические явления, сопровождающие словообразование,
как в историческом плане (исторические чередования, выпадение звуков на
стыке морфем и т. п.), так и в синхронном (сингармонизм, гаплология и т. п.) 4
часа.
Синтаксис и пунктуация. Данный раздел является наиболее
обширным. Он прежде всего содержит задачи на морфологию и синтаксис. В
этом же разделе представлены и задачи на словообразование, не
затрагивающие семантику слова. Провести чёткое деление внутри этого
раздела весьма затруднительно: если можно выделить задачи, затрагивающие
лишь морфологические явления, то чисто синтаксических задач немного,
поскольку большинство задач, посвящённых синтаксису, в той же мере
затрагивают и морфологию. Поэтому, не проводя чётких границ внутри
раздела, мы всё же выстраиваем задачи в определённой последовательности:
морфология имени - морфология глагола - синтаксис словосочетания синтаксис предложения. 4 часа.
Социолингвистика. В разделе анализируются задачи на значение
морфем (словообразовательная семантика), значение слов (лексическая
семантика) и значение синтаксических конструкций (семантика синтаксиса). В

этом разделе можно найти задачи на термины родства и обозначение чисел в
разных языках. 5 часов.
Различные виды анализа текста. В раздел попали «комплексные»
задачи, в которых в равной мере затрагиваются графика и грамматика,
графика и семантика. Кроме того, здесь же представлены задачи, о которых
нежелательно заранее сообщать решающему, к какому уровню относится
наиболее важное для задачи явление. Решающий задачи знакомится с
используемыми в лингвистике способами анализа языкового материала,
самостоятельно «открывает» многие лингвистические понятия, такие, как
фонема, морфема, согласование, изафет, сингармонизм, каузативность,
эргативный строй, агглютинация и многие другие, хотя в самом материале
задачи специальные термины не используются и он доступен для
начинающего. 7 часов.
На всех этапах работы данный курс позволяет использовать
разнообразные виды деятельности:
индивидуальную, групповую,
познавательную, проектную, творческую, художественно-театральную,
игровую и т.д.
Используются следующие формы занятий внеурочной деятельности:
занятие-обсуждение, дискуссия, творческая мастерская, защита проектов,
викторина, занятие-путешествие; занятие-встреча, видеоурок, презентация.
3. Тематическое планирование
№
№

1

2

3

4

Элементы содержания учебного
предмета

Введение в курс. Цели и задачи курса.

А. А. Зализняк – первый составитель
лингвистических задач.
Разные виды заданий повышенного уровня.

Звуки речи и их характеристики.

Элементы реализации
программы воспитания

Колво
часов

Осознание российской
гражданской идентичности в
поликультурном и
многоконфессиональном
обществе, проявление
интереса к познанию родного
языка, культуры Российской
Федерации, своего края,
народов России.
Уважение к культурному
наследию, традициям разных
народов, проживающих в
родной стране.

1

Понимание ценности
отечественного и мирового
искусства, роли этнических
культурных традиций и
народного творчества.
Формирование
ответственного отношения к
учению, готовности и
способности обучающихся к
саморазвитию на основе

1

1

1

мотивации к обучению и
познанию.

5

Звуковой состав слова.

6

Фонетические законы. Исторические
фонетические изменения.

7

Ударение.

8

Диалектные фонетические особенности.

9

Звуковые соответствия родственных языков.

10

11

12

13

Основные способы записи слов.

Разные системы письма: буквенноалфавитное, слоговое, иероглифическое.
Типы письма с отличным направлением
письма.

Системы письма с диакритическими знаками.

Развитие эстетического
сознания, творческой
деятельности эстетического
характера.
Формирование
коммуникативной
компетентности в процессе
образовательной,
исследовательской,
творческой и других видов
деятельности.
Ориентация в деятельности на
современную систему
научных представлений об
основных закономерностях
развития человека, природы и
общества, взаимосвязях
человека с социальной
средой.
Способность обучающихся к
взаимодействию в условиях
неопределенности,
открытость опыту и знаниям
других.
Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Умение распознавать
конкретные примеры понятия
по характерным признакам,
оперировать терминами и
представлениями в области
концепции устойчивого
развития.
Формирование
коммуникативной
компетентности в процессе
образовательной, учебноисследовательской,
творческой и других видов
деятельности.
Стремление к

1

1

1

1

1

1

1

История русской графической системы.

14

Части речи, их основные грамматические
категории.

15

самовыражению в разных
видах искусства.
Осознание важности
художественной культуры как
средства коммуникации и
самовыражения.

1

16

Исторические чередования.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира

Выпадение звуков на стыке морфем.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

17

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1

Сингармонизм, гаплология.

1

Морфология имени.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Морфология глагола.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Синтаксис словосочетания.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1

Синтаксис предложения.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.
Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Значение морфем.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Словообразовательная семантика.

1

Значение слов. Лексическая семантика.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.
Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

1

Задачи на и обозначение чисел в разных
языках.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Комплексные» задачи, графика и
грамматика.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1
18
1
19
2
20
2
21
2
22
2
23
2
24
2
25
2
Значение синтаксических конструкций.
Семантика синтаксиса.

26

2
27

Термины родства.

2
28

2
29

1

1

Комплексные» задачи, графика и семантика.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.
Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Способы анализа языкового материала.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1

Сингармонизм, каузативность.

1

Конструирование лингвистических задач.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

1

Выполнение олимпиадной работы.

Овладение языковой и
читательской культурой как
средством познания мира.

1

Подведение итогов. Презентация портфолио.

Стремление к
самовыражению в разных
видах искусства.

3
30
3
31
3
32
3
33
3
34
3
35


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».