Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс: «Основы журналистики. Школьная газета» Классы: 8-9 Количество часов: недельных – 1, годовых – 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего ообразования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Предлагаемый курс способствует достижению следующих личностных результатов учащихся: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Предлагаемый курс способствует достижению следующих метапредметных результатов: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; смысловое чтение; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контексной речью; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции); формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. 2. Содержание программы курса с указанием форм организации и видов деятельности В настоящее время огромное значение уделяется развитию личности школьников, раскрытию их индивидуальности, творческих способностей. Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы с детьми. Сегодня от учащихся требуются не только знания, но и активность, инициативность, способность принимать решения в трудной ситуации. Деятельность обучающихся в рамках реализации данной программы направлена не только на совершенствование речевой деятельности и развитие творческих способностей учеников, но и главное - на создание продукта, имеющего значимость для других людей. Школьная газета - современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учебе и в целом ко всей школьной жизни. Курс открывает новые возможности для поддержки интереса гимназистов как к индивидуальному творчеству, так и к коллективному. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между учащимися разных классов устанавливаются отношения взаимопонимания и взаимодействия. Новизна программы состоит в том, что она создает условия для продуктивной творческой деятельности школьников, поддерживает детские инициативы и способствует их осуществлению. Программа предназначена для учащихся основной школы и реализует межпредметные связи с русским языком, литературой, обществознанием, историей, географией, информатикой... Программа способствует раскрытию творческого потенциала каждого ребенка, помогает овладеть навыками коллективного взаимодействия и общения, привить интерес к журналистике, дать первичные сведения об издательском деле, научить творчески относиться к любой работе. Основное педагогическое средство организации внеурочной деятельности: развивающие ситуации игрового и учебного типов. Главным критерием достижения результата на протяжении всего периода обучения является подготовленный для публикации в школьной газете материал. Так как не все обучающиеся способны освоить материал программы в одинаковой степени, предполагается индивидуальный подход к практическим заданиям и оценке их исполнения. Дифференциация и индивидуализация обучения обеспечиваются деятельностью каждого ребёнка, на базе которой формируются различные универсальные учебные действия с учетом структуры личности каждого ученика. Практическим выходом реализации программы является издание школьной газеты 1 раз в триместр, то есть три номера в год. Реализация программы курса «Основы журналистики. Школьная газета» позволит сформировать необходимые качества, присущие социально-активной личности (научить активно реагировать на события школьной жизни, давать им собственную оценку и уметь передать содержание события в письменной форме для размещения на страницах школьной прессы). Основные виды внеурочной деятельности: исследовательская, организационнокоммуникативная, рефлексивно-оценочная, креативная, проектная, а также трудовая и профильная ориентация. Основные направления деятельности: Социальная. «Школьная газета» - способ познания социального, политического устройства общества. Информационная. «Школьная газета» – форма передачи информации о событиях и фактах из жизни школы. Образовательная. Подготовка номеров газеты требует вовлечения учащихся в различные формы деятельности: они получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, наборщика, корректора. Обучаются современным технологиям, занятия проходят с использованием ИКТ. В результате работы по выпуску газет возрастает их мотивация к обучению. Воспитательная. Организация внеурочной деятельности учащихся позволяет с пользой занять их свободное время. Коммуникативная. Подготовка газеты к выпуску – дело коллективное, в процессе работы над выпуском дети общаются с разными людьми. Коллегиальное решение всех вопросов, общение способствуют развитию коммуникативных качеств учащихся. Формы работы. Основной формой организации курса внеурочной деятельности являются конкурсы, массовые мероприятия, исследовательская работа; психологический практикум-тренинг; ролевые ситуационные игры; просветительские проекты. 3. Тематическое планирование № урока Тема 1 Вводное занятие. ТБ. Понятие о школьной газете. Утверждение плана работы. 2 Газета. Какая она должна быть? Язык и стиль газеты. 3 Печатные издания и их роль. Анализ рубрик печатных изданий. Читатель и его интересы. Темы газетных публикаций. Школьная редакция. Роль школьной газеты. Этапы создания газеты. Эскиз газеты. 4 5 6 7 Газетная статья - основа газеты. Создание газетных статей. 8 Информационная составляющая газеты. 9 Сбор первичной информации. 10 Сбор и оформление информации. Структура новостной ленты. 11 Заметка в газету. 12 Этика и психология журналистского общения. 13 Оформление, дизайн газеты. Оформление газетных Элементы реализации программы воспитания Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира. Стремление к самовыражению в разных видах искусства. Стремление к самовыражению в разных видах искусства. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Овладение языковой и читательской культурой как Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 14 15 материалов. Иллюстрации, рисунки, фотографии как дополнение к газетным статьям. Оформление газетных материалов. Основы оформительской работы. 16 Реклама на страницах газеты. Рубрика с объявлениями. 17 Что такое заметка. Разновидности заметок. 18 Работа с текстом. Тема и идея текста. Стили речи. Особенности стилей. 19 Репортаж. Особенности жанра. Композиционные особенности репортажа. Репортер – автор репортажа и очевидец с места событий. 20 21 Очерк. Особенности жанра. 22 Проблемный очерк. 23 Портретный очерк 24 Интервью. Что значит взять интервью? Вопросы для интервью. 25 Встреча с интересными людьми. Сбор и оформление информации. средством познания мира Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Овладение языковой и читательской культурой как средством познания мира Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и самовыражения. Осознание важности художественной культуры как средства коммуникации и 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 26 Берем интервью. 27 Сатирические жанры. Фельетон. Особенности жанра. 28 Развлекательные страницы. 29 Интеллектуальные, логические задачи. 30 Принципы верстки. 31 32 Функции редактора: от теории к практике Творческая мастерская 33 Портфель достижений. 34 Творческий отчет. 35 Анализ итогов работы. Итого: самовыражения. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Стремление к самовыражению в разных видах искусства. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности. Стремление к самовыражению в разных видах искусства. Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. Развитие эстетического сознания, творческой деятельности эстетического характера. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 35