Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс «Курс развития творческого мышления» Классы: 5, 6 Количество часов: недельных - 1; годовых - 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; - усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества; - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; и - умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; - смысловое чтение; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью; - умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; - умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях; - умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Данный курс — известная в России программа целенаправленного комплексного развития творческого мышления. Курс базируется на популярной на сегодняшний день модели интеллекта Дж. Гилфорда. Курс развития творческого мышления является результатом трёхлетней адаптации Ю.Б. Гатановым развивающих программ Дж.Рензулли в российских школах. Цель курса — системное развитие творческого мышления как основы будущего профессионального успеха и личного благополучия детей. Творческое мышление также характеризуется снятием ограничений, многовариантностью, способностью выходить за шаблонные стереотипы, и большей свободой в решении проблем. Все приобретенные на занятиях навыки и умения дети часто успешно переносят на учебные предметы и в повседневную жизнь. У них возрастает интерес к обучению, повышается возможность творчески использовать свой жизненный опыт. Дети становятся более раскрепощенными, независимыми в своих суждениях и творческими. Данная программа является не только развивающей, но и коррекционной для эмоциональной, коммуникативной и интеллектуальной сфер детей. Занятия проводятся в увлекательной форме, позволяющей быстро установить контакт с детьми, создать свободную непринужденную обстановку для развития детей. Назначение методики Упражнения курса предназначены для развития следующих творческих мыслительных способностей: беглость, гибкость, оригинальность, способность к детальной разработке. Организационные принципы и условия проведения занятий Совместная деятельность детей, организуемая на занятии, не может быть однозначно отнесена ни к учебной, ни к игровой, поскольку детское творчество - это особый вид деятельности, организуемый и обеспечиваемый педагогом. Основной единицей обучения детей является занятие в группе. Оптимальный состав группы – 10-15 человек, относительно однородных по своим способностям. Темп работы определяется индивидуальными особенностями участников группы, однако временная протяженность каждого занятия составляет 40 минут. Организация деятельности детей и взрослого происходит в условиях класса. Для занятий также понадобятся: школьная доска, цветные мелки, доска для демонстрации работ, альбом заданий на каждого обучающегося. Дети для работы на занятиях приносят с собой альбомы, тетради, включающие стимульный материал для всех заданий, цветные карандаши, фломастеры, ручки, ножницы, клей. Занятие строится с учетом знания возможностей, творческого потенциала ребенка (по результатам психодиагностики). Обучение основано на активности и самостоятельности детей. Каждый сам определяет степень своей включенности в занятие. Это позволяет детям, испытывающим дискомфорт в ситуации неопределенности, адаптироваться к новым условиям в удобном для них темпе. Содержание занятий включение в занятие игровых приемов, психогимнастических упражнений. Включение подобных заданий способствует психической разрядке и восстановлению сил, благоприятно сказываясь на здоровье ребенка. Занятия строятся в форме игры, соревнования, путешествия, кооперативнотворческой деятельности, практического занятия. Для проведения занятия необходимо создавать и постоянно поддерживать атмосферу творчества и психологической безопасности, что достигается применением следующих методов проведения занятий: ритуалы начала и окончания занятия; совместная работа в микрогруппах; эмоционально окрашенный рассказ педагога; беседа; рисование и другие виды изобразительного творчества. Виды деятельности: игровая, групповая, индивидуальная Педагог на занятиях создает и развивает ситуацию успеха в том виде деятельности, который наиболее свойственен ребенку именно в этот период жизни. Ситуация успеха становится основой позитивной самооценки ребенка, которая стимулирует развитие его творческой деятельности. Благодаря этому обеспечивается психологический комфорт. Структура диагностического исследования состоит из двух срезов: на начало работы по программе (в течение первых встреч) и на момент окончания (на последнем занятии и в последующие дни). Эффективность программы оценивается с помощью расчета процента обучающихся от общего количества детей в группе, которые повысили показатели от начала к концу совместной работы. Общей целью применяемых методов диагностики являлось определение актуального уровня развития воображения и креативности ребенка. Для получения данных сведений используются следующие методики: 1) диагностика воображения по методике «Дорисовывание фигур» (автор О.М. Дьяченко) 2) тест креативности Торранса, фигурная форма. 3. Тематическое планирование 3. 1. Тематическое планирование. 5 класс № 1 2 Кол Форма Название раздела \ -во занятия темы занятия час ов Введение. Невероятные ситуации Игра 1 Придумай слово 1 3 Найди подходящее 1 слово 4 Если нельзя, но очень надо 5 Завершение фигуры 1 6 7 Изменения и улучшения 1 Эпитеты и сравнения 1 8 Смешение свойств 1 9 Спрячь слово 1 виды Элементы реализации программы воспитания Личностные результаты: Выполнение упражнений, формирование целостного мировоззрения работа в альбоме Игра, Личностные результаты: Практическ Выполнение упражнений, формирование целостного ое занятие работа в альбоме мировоззрения Игра, Личностные результаты: Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие 1 Основные деятельности обучающихся Личностные результаты: формирование осознанного, и Выполнение упражнений, уважительного доброжелательного работа в альбоме отношения к другому человеку Игра, Личностные результаты: Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Личностные результаты: Практическ Выполнение упражнений, формирование целостного ое занятие работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения 10 Как поднять Игра, Практическ ое занятие другому настроение 1 11 Эмоции и Игра, Практическ ое занятие настроения 1 12 Кроссворды. 1 13 Газетный репортаж 1 14 Придумай предложение 1 15 Гости с других 1 16 Спрятавшиеся рисунки 1 17 Имя 1 формирование осознанного, Выполнение упражнений, уважительного и работа в альбоме доброжелательного отношения к другому человеку Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие планет формирование осознанного, Выполнение упражнений, уважительного и работа в альбоме доброжелательного отношения к другому человеку готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с Выполнение упражнений, позиции нравственных и работа в альбоме правовых норм с учетом осознания последствий поступков; Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения 18 Незавершенные истории 1 19 Магическая дверь 1 20 Только для детей 1 21 Новая жизнь старых вещей 1 22 Если бы я писал книгу 1 23 Одежда 1 24 Что ты видишь 1 25 Истории и сказки 1 26 От точки к точке 1 27 Закончи рисунок 1 Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения 28 Городок 1 29 Реклама на коробках 1 30 Придумай значок 1 31 Рекламный щит 1 32 Праздник (коллаж) 1 33 Придумай животное 1 34 Составление слов 1 35 Подведение итогов. Чему я научился? 1 Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Личностные результаты: Практическ ое занятие Выполнение упражнений, формирование целостного работа в альбоме мировоззрения Игра, Практическ ое занятие Выполнение упражнений, Овладение основными работа в альбоме, рефлексия, обмен навыками мнениями, подведение исследовательской деятельности, установка итогов на осмысление опыта 3.2. Тематическое планирование. 6 класс № Название раздела темы урока Коли Форма Основные виды \ честв занятия деятельности о обучающихся часов Игра 1 Урок знакомства. Введение 2 Секреты и методы творчества Выполнение игровых упражнений, записи в тетради 1 2 3 Поиск закономерностей 2 Практич еское занятиеконкурс Выполнение игровых упражнений, записи в тетради Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, Элементы реализации программы воспитания формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку развитие эстетического сознания формирование целостного мировоззрения записи в тетради 4 Логические цепочки 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 5 Логические цепочки. Причинно– следственные связи 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 6 Как решать изобретательские задачи? 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 7 Мы наблюдатели. Развитие наблюдательности 2 Практич еское занятиесоревнов ание 8 Развитие воображения 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, Выполнение игровых упражнений, записи в тетради формирование целостного мировоззрения формирование целостного мировоззрения записи в тетради 9 Учимся оценивать и применять альтернативные стратегии действия 1 1 Изобретательское 0 творчество 1 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, освоение социальных норм, правил поведения записи в тетради Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, записи в тетради формирование целостного мировоззрения 1 Метод решения 2 1 изобретательских задач. Метод решения противоречий Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, 1 Решение задач методом 2 2 разрешения противоречий Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради формирование целостного мировоззрения записи в тетради 1 Творчество и 3 фантастика 2 Практич еское занятиеконкурс 1 Метод решения 4 творческих задач 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, Выполнение игровых упражнений, записи в тетради формирование целостного мировоззрения формирование целостного мировоззрения записи в тетради 1 Методы решения 2 5 творческих задач: Преобразование свойств Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 1 Методы решения 1 6 творческих задач: метод фокальных объектов Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 1 Методы решения 7 творческих задач: идеальный конечный результат 2 Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, формирование целостного мировоззрения записи в тетради 1 Методы решения 2 8 творческих задач: морфологический ящик Практич еское занятиезагадка Выполнение игровых упражнений, записи в тетради формирование целостного мировоззрения 1 Методы решения 9 творческих задач 2 Игра, Практич еское занятие Выполнение игровых упражнений, записи в тетради формирование целостного мировоззрения 2 Итоговое мероприятие 0 1 Игра, Практич Выполнение еское игровых занятие упражнений, вручение сертификатов участника Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта