Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс: «Учимся решать проблемы» Класс: 5 Количество часов: недельных - 1; годовых - 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета: - воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; - осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, многонационального российского общества; традиционных ценностей - формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; - формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; - формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; - развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; - формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности; - осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; - развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных учебных действий обучающихся, проявляющихся в познавательной и практической деятельности: - умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; - умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; - умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; - умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; - владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; - умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; - умение к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета, объекта, творческого решения и т. п.; - умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся знания и способы действий; - умение самостоятельно планировать и управлять своей познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных стратегий в трудных ситуациях. - умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить её результаты, аргументировано ответить на вопросы. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Структура курса: курс состоит из трех частей. Первая часть — вводная — направлена на формирование у обучающихся навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной ситуации. Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных ситуаций (их пять), на формирование навыков их распознавания и адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их решения. Третья часть посвящена отработке практических навыков распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода. Особенности построения курса и его содержания Курс сочетает элементы игровых и тренинговых упражнений. На занятиях дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и выполняют письменные тренировочные упражнения. Кроме того, каждое занятие включает в себя как минимум одно задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее групповое обсуждение и выработку общего решения. В конце каждого занятия дети обсуждают, как и в какой форме они могут применить полученные знания в жизни. Таким образом, в курсе сочетаются такие методы активного психологического обучения как тренинг, ролевая игра, работа проблемной группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д. Для ознакомления и дальнейшей практической проработки детям в рамках курса предлагается 5 проблем: три из них относятся к проблемным ситуациям разного вида, а две — к типичным проблемам групповой проектной деятельности. Каждая проблема предлагается детям в виде метафоры, специфического зрительного образа и конкретного поясняющего определения. Это значительно упрощает усвоение детьми сложного материала высокого уровня обобщения, помогает им легко перейти от понимания сути проблемы к методам работы с ней. Базовые проблемные ситуации, изучаемые в данном курсе, предлагаются учащимся для ознакомления и освоения в двух формах: как проблемы индивидуальной деятельности и как проблемы коллективной деятельности. В своей первой форме каждая проблема требует своего определения и нахождения оптимального пути решения. Для этого дети знакомятся с образом проблемы, ее определением, ее проявлениями в жизненных ситуациях и основной технологией решения. В своей второй форме решение проблемы осложняет необходимость находить общий язык с другими людьми. Этому искусству дети также обучаются на занятиях. Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется на занятиях в парах, в мини-группах и в группе. Однако предпочтение отдается работам мини-групп по 3—5 человек (в зависимости от упражнения). Дети постоянно работают в группах разного состава. Тем самым занятия способствуют сплочению коллектива класса. 3. Тематическое планирование № Название раздела темы занятия Кол- Форма \ во заняти Основные виды часо я деятельности обучающихся в 1 Знакомство. Введение 1 Элементы реализации программы воспитания Игра, формирование практич Выполнение игровых коммуникативной еское упражнений, записи в тетради компетентности занятие Раздел первый: «Учимся сотрудничать» (4ч.) 2 Учимся решать 2 проблемы вместе 3 Учимся договариваться и 2 уступать Игра, Практи ческое занятие Проблемно-ценностное общение, тренинг: записывают основные освоение социальных правил понятия и выполняют норм, поведения письменные тренировочные упражнения, групповое обсуждение проблемы и выработка общего решения. Игра, Практи ческое занятие Проблемно-ценностное общение, тренинг: записывают основные освоение социальных правил понятия и выполняют норм, письменные тренировочные поведения упражнения, групповое обсуждение проблемы и выработка общего решения. Раздел второй: «Учимся распознавать проблемы» (12ч.) 4 Проблемы, похожие на 2 мозаику 5 Игра, Практи ческое занятие Проблемы, похожие на 2 многослойное желе Проблемно-ценностное общение, тренинг: записывают основные развитие морального и понятия и выполняют сознания письменные тренировочные компетентности упражнения, групповое обсуждение проблемы и выработка общего решения. 6 Проблемы, похожие на 2 снежинку 7 Мы строим парк развитие морального сознания и компетентности 2 8 Проблемы, похожие на 2 притчу о слоне 9 Проблемы, похожие на 2 олимпийские кольца Раздел третий: «Учимся решать проблемы» (18ч.) 10 Учимся проблемы распознавать 4 11 Учимся находить 5 решение проблемы 12 Игра «Конек-горбунов» 3 Практи Проблемно-ценностное ческое общение, тренинг: выполняют развитие морального и занятие письменные тренировочные сознания компетентности упражнения, групповое обсуждение проблемы и выработка общего решения. Тренин г Игра Тренинг развитие морального сознания и компетентности Игра освоение социальных норм, поведения Игра, тренинг 13 Ситуация успеха Тренинг 4 Игра 14 Однажды в городе N... 2 (итоговая игра) Сюжетно-ролевая игра правил формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку развитие морального сознания и компетентности