Учимся решать проблемы 5 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

Курс: «Учимся решать проблемы»
Класс: 5
Количество часов: недельных - 1; годовых - 35

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения внеурочной
деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной
образовательной программы основного общего образования Федерального
государственного образовательного стандарта обучение на занятиях
внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися
личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах
обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения
учебного предмета:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма,
любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и
настоящее многонационального народа России;
- осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества;
усвоение
гуманистических,
многонационального российского общества;

традиционных

ценностей

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе
мотивации к обучению и познанию;
- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное,
языковое, духовное многообразие современного мира;
- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре;
готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем
взаимопонимания;
- развитие морального сознания и компетентности в решении
моральных проблем на основе личностного выбора, формирование
нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам;
- формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной,
творческой деятельности;
- осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие
ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам
своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного
наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического
характера.
Метапредметные
результаты
характеризуют
уровень
сформированности универсальных учебных действий обучающихся,
проявляющихся в познавательной и практической деятельности:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной
деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной
деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том
числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы
решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения
результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и
требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся
ситуацией;
- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,
собственные возможности ее решения;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной
деятельности;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную
деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в
группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе
согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и
отстаивать свое мнение;
- умение к самостоятельному приобретению знаний и решению
проблем, проявляющаяся в умении поставить проблему и выбрать
адекватные способы её решения, включая поиск и обработку информации,
формулировку выводов и/или обоснование и реализацию/апробацию
принятого решения, обоснование и создание прогноза, модели, макета,
объекта, творческого решения и т. п.;
- умение раскрыть содержание работы, грамотно и обоснованно в
соответствии с рассматриваемой проблемой/темой использовать имеющиеся
знания и способы действий;
- умение самостоятельно планировать и управлять своей
познавательной деятельностью во времени, использовать ресурсные

возможности для достижения целей, осуществлять выбор конструктивных
стратегий в трудных ситуациях.
- умение ясно изложить и оформить выполненную работу, представить
её результаты, аргументировано ответить на вопросы.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности
Структура курса: курс состоит из трех частей.
Первая часть — вводная — направлена на формирование у
обучающихся навыков сотрудничества и знакомство с понятием проблемной
ситуации.
Вторая часть ориентирована на ознакомление с типами проблемных
ситуаций (их пять), на формирование навыков их распознавания и
адекватного решения. Кроме того, ребята знакомятся с двумя проблемными
ситуациями, возникающими в коллективной деятельности, и способами их
решения.
Третья часть посвящена отработке практических навыков
распознавания и решения проблемных ситуаций различного рода.
Особенности построения курса и его содержания
Курс сочетает элементы игровых и тренинговых упражнений. На
занятиях дети ведут тетрадь, в которой записывают основные понятия и
выполняют письменные тренировочные упражнения.
Кроме того, каждое занятие включает в себя как минимум одно
задание, предполагающее погружение детей в учебную проблему, ее
групповое обсуждение и выработку общего решения.
В конце каждого занятия дети обсуждают, как и в какой форме они
могут применить полученные знания в жизни.
Таким образом, в курсе сочетаются такие методы активного
психологического обучения как тренинг, ролевая игра, работа проблемной
группы, групповая дискуссия по принятию общего решения и т.д.
Для ознакомления и дальнейшей практической проработки детям в
рамках курса предлагается 5 проблем: три из них относятся к проблемным
ситуациям разного вида, а две — к типичным проблемам групповой
проектной деятельности. Каждая проблема предлагается детям в виде
метафоры, специфического зрительного образа и конкретного поясняющего
определения. Это значительно упрощает усвоение детьми сложного
материала высокого уровня обобщения, помогает им легко перейти от
понимания сути проблемы к методам работы с ней.
Базовые проблемные ситуации, изучаемые в данном курсе,
предлагаются учащимся для ознакомления и освоения в двух формах: как
проблемы индивидуальной деятельности и как проблемы коллективной
деятельности. В своей первой форме каждая проблема требует своего
определения и нахождения оптимального пути решения. Для этого дети
знакомятся с образом проблемы, ее определением, ее проявлениями в
жизненных ситуациях и основной технологией решения. В своей второй
форме решение проблемы осложняет необходимость находить общий язык с
другими людьми. Этому искусству дети также обучаются на занятиях.
Обучение методам коллективного решения проблем осуществляется
на занятиях в парах, в мини-группах и в группе. Однако предпочтение
отдается работам мини-групп по 3—5 человек (в зависимости от
упражнения). Дети постоянно работают в группах разного состава. Тем
самым занятия способствуют сплочению коллектива класса.

3. Тематическое планирование
№
Название раздела
темы занятия

Кол- Форма
\ во
заняти Основные
виды
часо я
деятельности обучающихся
в

1
Знакомство. Введение

1

Элементы
реализации
программы
воспитания

Игра,
формирование
практич Выполнение
игровых коммуникативной
еское
упражнений, записи в тетради компетентности
занятие

Раздел первый: «Учимся сотрудничать» (4ч.)
2
Учимся
решать
2
проблемы вместе

3
Учимся договариваться и
2
уступать

Игра,
Практи
ческое
занятие

Проблемно-ценностное
общение,
тренинг:
записывают
основные освоение социальных
правил
понятия
и
выполняют норм,
поведения
письменные тренировочные
упражнения,
групповое
обсуждение
проблемы
и
выработка общего решения.

Игра,
Практи
ческое
занятие

Проблемно-ценностное
общение,
тренинг:
записывают
основные освоение социальных
правил
понятия
и
выполняют норм,
письменные тренировочные поведения
упражнения,
групповое
обсуждение
проблемы
и
выработка общего решения.

Раздел второй: «Учимся распознавать проблемы» (12ч.)
4 Проблемы, похожие на
2
мозаику
5

Игра,
Практи
ческое
занятие

Проблемы, похожие на
2
многослойное желе

Проблемно-ценностное
общение,
тренинг:
записывают
основные развитие морального
и
понятия
и
выполняют сознания
письменные тренировочные компетентности
упражнения,
групповое
обсуждение
проблемы
и
выработка общего решения.

6 Проблемы, похожие на
2
снежинку
7 Мы строим парк

развитие морального
сознания
и
компетентности

2

8 Проблемы, похожие на
2
притчу о слоне
9 Проблемы, похожие на
2
олимпийские кольца
Раздел третий: «Учимся решать проблемы» (18ч.)
10
Учимся
проблемы

распознавать

4

11
Учимся
находить
5
решение проблемы
12 Игра «Конек-горбунов»

3

Практи Проблемно-ценностное
ческое общение, тренинг: выполняют развитие морального
и
занятие письменные тренировочные сознания
компетентности
упражнения,
групповое
обсуждение
проблемы
и
выработка общего решения.
Тренин
г

Игра

Тренинг

развитие морального
сознания
и
компетентности

Игра

освоение социальных

норм,
поведения
Игра,
тренинг

13
Ситуация успеха

Тренинг

4

Игра

14
Однажды в городе N...
2
(итоговая игра)

Сюжетно-ролевая игра

правил

формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения к другому
человеку
развитие морального
сознания
и
компетентности


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».