Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе основного общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс «Я – исследователь» Класс: 7 классы Количество часов: недельных – 1, годовых – 35 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной; формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, творческой и других видов деятельности; формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; знание основных принципов и правил индивидуального и коллективного безопасного поведения; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически ориентированной рефлексивнооценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях; осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи; развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать: 1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать новые задачи в проектно-исследовательской и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности. 2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач. 3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. 4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. 5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. 7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач. 8. Смысловое чтение. 9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. 10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. 11. Формирование и развитие компетентности в области использования информационнокоммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими поисковыми системами. 12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации. Планируемые результаты экологического воспитания отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Учащиеся приобретут опыт проектно-исследовательской деятельности, познакомятся с основными этапами исследования, овладеют базовым понятийным аппаратом исследовательской деятельности, научатся правильно употреблять и объяснять научно-исследовательские термины и понятия, овладеют навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи, навыками создания аргументации для подкрепления собственной точки зрения на основе собранного материала. Получат первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных источников. Исследовательская проектная деятельность школьников с учетом их возрастных особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию самостоятельных исследований. В ходе изучения курса обучающиеся приобщатся к особой форме учебной работы, способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и осуществлению наиболее приемлемого решения. 2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности Тема 1. Теоретические и тренинговые занятия по развитию исследовательских навыков (11 часов). Знакомство с методами исследования. Наблюдение и наблюдательность. От наблюдений к экспериментам. Учимся выделять главное и ставить цели. Суждения и гипотезы. Что такое классификация. Как правильно провести классификацию. Что такое определения? Как давать определения понятиям. Учимся делать умозаключения и выводы. Как задавать вопросы? Тренируемся выделять главное и второстепенное. Как составить план и схему исследования. Анализ и синтез. Тема 2. Исследовательская практика (7 часов). Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях. Знакомство со школьной лабораторией. Тренировочное занятие по использованию лабораторного оборудования (весы, линейка, тела разной мпссы. Тренируемся составлять схемы исследований. Как правильно провести опрос. Искусство задавать вопросы. Особенности исследований в области естественных наук. Тема 3. Выполнение исследовательского проекта « Прогнозы синоптиков и народные приметы. Чему верить?» (14 часов). Обсуждение проекта дневника наблюдений. У истоков создания народных примет. Народные приметы зимы и прогнозы синоптиков. Народные приметы весны и прогнозы синоптиков. Народные приметы лета и прогнозы синоптиков. Народные приметы осени и прогнозы синоптиков. Особенности погоды нашего региона. Представление фотоотчетов. Определение и сравнение точности предсказания погодных условий по данным гидрометцентра и народным приметам. Обсуждение и анализ полученных результатов. Оформление результатов исследования. Создание презентации проекта. Публичная защита проектов по группам. Тема 4. Самооценка исследовательской деятельности (3 часа). Анализ положительных и отрицательных моментов исследования и представления результатов. Идеи для дальнейших исследований. Чему новому мы научились в текущем учебном году в рамках занятий по курсу «Я – исследователь». Формы организации занятий: - занятие – обсуждение; - устный доклад-защита; - презентация проекта; - конференция; - деловая игра; - исследовательский практикум; - аналитический практикум; - театрализованное занятие-инсценировка и т.д. Виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, проектно-исследовательская, проблемно-ценностное общение, лабораторная практика, рефлексия. 3. Тематическое планирование № за ня ти я Тема Этапы проекта Форма организации занятия Виды деятельности учащихся Элементы реализации программы воспитания 1. Теоретические и тренинговые занятия по развитию исследовательских навыков 1 Знакомство с методами исследования Занятиеобсуждение 2 Наблюдение и наблюдательность Занятие– обсуждение, практикум 3 От наблюдений к экспериментам Занятие – обсуждение, практикум Познавательная, исследовательская деятельность (обсуждение применение знакомых методов исследования, применяют новые методы). Познавательная, исследовательская деятельность (формулирование определения наблюдения как одного из методов исследования, выявление разницы в понятиях «наблюдение» и «наблюдательность»). Познавательная, исследовательская деятельность (формулирование определения эксперимента как одного из методов исследования в рамках поставленных задач, поиск экспериментальных путей решения) Осознание ценности жизни Стремление к самовыражению в разных видах искусства Ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора Аналитический практикум, занятиеобсуждение 4 Учимся выделять главное и ставить цели 5 Суждения гипотезы 6 Что такое классификация? Как правильно провести классификацию? Аналитический практикум, занятиеобсуждение 7 Что такое определения? Как давать определения понятиям? Занятие– обсуждение, аналитический практикум и Аналитический практикум, занятиеобсуждение Познавательная деятельность, смысловое чтение, (освоение умений выделять главное и второстепенное; главная информация, второстепенная информация (примеры); слова, помогающие сформулировать цель исследования (изучить, сравнить, оценить, найти и т.д.)) Познавательная деятельность, смысловое чтение (знакомство с понятиями «гипотеза» и «суждение»; формулирование в группах гипотез и суждений по предложенным различным ситуациям; участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок) Познавательная деятельность, смысловое чтение (определение понятия «классификация, признаки классификаций; проведение классификации предметов по определенным признакам в группах; обсуждение, корректировка) Познавательная деятельность, смысловое чтение (отработка приемов определения понятий (описание, характеристика и т.д.), определение понятия «определение»; разновидности определения) Ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность Умение принимать себя и других, не осуждая Способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели Соблюдение правил безопасности, в том числе навыков безопасного поведения в интернет-среде Лабораторный практикум, занятиеобсуждение 8 Учимся делать умозаключения и выводы 9 Как задавать Тренинг, практическое вопросы? занятие Тренируемся выделять главное и второстепенное 10 Как составить Тренинг, план и схему практическое занятие исследования 11 Анализ и синтез Тренинг, логический практикум Аналитическая, исследовательская деятельность (анализ данных, определение их достаточности, формулировка умозаключения или выводов; умение делать умозаключения и выводы на основании имеющихся данных) Аналитическая, познавательная деятельность, смысловое чтение (навыки выделения главного и второстепенного в различных информационных массивах) Практическая работа по составлению схем, отработке логических цепочек; пределение понятий «схема», «алгоритм», видов схематичного изображения Умение осознавать эмоциональное состояние себя и других, умение управлять собственным эмоциональным состояние Практическая работа (обработка и выстраивание логики доказательств), работа с понятиями «анализ», «синтез», построение цепочки доказательств) Установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, Организации, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность 2.Исследовательская практика Осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого Интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения изучаемого предметного знания 12 Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях Занятие – обсуждение, практикум 13 Знакомство со школьной лабораторией Лабораторный практикум, беседаинструктаж по технике безопасности 14 Тренировочное занятие по использованию лабораторного оборудования (весы, линейка, тела разной массы) 15 Тренируемся составлять схемы исследования 16 Как правильно провести опрос? Исследовательская практическая деятельность (определение «эксперимент», модель для эксперимента) Ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды Исследовательская практическая деятельность (знакомство с физической лабораторной базой, техникой безопасности при проведении работ) Лабораторный Исследовательская практикум, занятие практическая –обсуждение деятельность (знакомство с алгоритмом измерений, выполнение измерений, формулировка выводов) Лабораторный Практическая работа практикум, занятие по составлению – обсуждение схем, чтению схем. Уважение к результатам деятельности Занятие – обсуждение, практикум по проведению социологических опросов Оценивать ситуацию стресса, корректировать принимаемые решения и действия Исследовательская практическая деятельность (определение выборки респондентов и задаваемых вопросов, правил выбора аудитории для проведения опросов, оптимальное количество и перечень вопросов) труду и трудовой Осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учетом личных и общественных интересов и потребностей Уважение к результатам деятельности труду и трудовой 17 Искусство задавать вопросы Занятие – обсуждение, практикум по проведению социологических опросов 18 Особенности исследований в области естественных наук Занятие – обсуждение, аналитический практикум Исследовательская практическая деятельность (поиск информации по своевременности, логичности задаваемых вопросов) Исследовательская аналитическая деятельность (обмен информацией, изучение особенностей исследований в области естественных наук, применяемых приемов и методов) Формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации Быть готовым действовать в отсутствие гарантий успеха 1. Выполнение исследовательского проекта «Прогнозы синоптиков и народные приметы. Чему верить?» 19 Обсуждение проекта Занятие обсуждение, дневника аналитический наблюдений практикум – Проектноисследовательская деятельность (установка цели, формулирование задач, выработка плана действий, создать разделов дневника наблюдений, анализ которых позволит сделать правомерные выводы в рамках заявленного исследования) Способность обучающихся осознавать стрессовую ситуацию, оценивать происходящие изменения и их последствия 20 21 22 – Исследовательская У истоков создания Занятие обсуждение, аналитическая народных примет ситуационная игра деятельность (поиск известных народных примет, касающихся погоды, объяснение необходимости предугадывания погоды для хозяйственной деятельности; определение исторических истоков народных примет) – Практическое Народные приметы Занятие занятие по зимы и прогнозы обсуждение, ситуационная игра проведению синоптиков сравнения точности предсказаний синоптиков и народных примет. Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников, сбор и обработка информации) – Практическое Народные приметы Занятие занятие по весны и прогнозы обсуждение, ситуационная игра проведению синоптиков сравнения точности предсказаний синоптиков и народных примет. Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников, сбор и обработка информации, решение промежуточных задач Воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер Умение анализировать и выявлять взаимосвязи природы, общества и экономики Умение оценивать свои действия с учетом влияния на окружающую среду, достижений целей и преодоления вызовов, возможных глобальных последствий 23 24 25 26 – Практическое Народные приметы Занятие занятие по лета и прогнозы обсуждение, ситуационная игра проведению синоптиков сравнения точности предсказаний синоптиков и народных примет. Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников, сбор и обработка информации, решение промежуточных задач – Практическое Народные приметы Занятие занятие по осени и прогнозы обсуждение, ситуационная игра проведению синоптиков сравнения точности предсказаний синоптиков и народных примет. Основные формы работы: наблюдения, изучение литературных источников, сбор и обработка информации, решение промежуточных задач Практическое работа Особенности погоды Географический практикум – в нашего региона загадка «Как группах(знакомство направление хребта с географической Уральских гор картой, определение влияет на местоположение температурный Урала, высказывают режим и осадки?» предположения, делают выводы) Представление Презентация Представление личных фотоотчетов по фотоотчетов фотоотчетов разделам исследования Готовность к участию в практической деятельности экологической направленности Осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной среде Активное неприятие действий, приносящих вред окружающей сред Повышение уровня экологической культуры, осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения 27 Определение и Аналитический сравнение точности практикум предсказания погодных условий по данным гидрометцентра и народным приметам Аналитическая деятельность (оценка процесса и корректировка результатов работы в группах) Навык выявления и связывания образов, способность формирования новых знаний, в том числе способность формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать свое развитие 28 Обсуждение и Аналитический анализ полученных практикум результатов Аналитическая деятельность (оценка процесса и корректировка результатов работы в группах) Освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности возраста, норм и правил общественного поведения, форм социальной жизни в группах и сообществах, включая семью, группы, сформированные по профессиональной деятельности, а также в рамках социального взаимодействия с людьми из другой культурной среды 29 Оформление результатов исследования Творческая мастерская Способность обучающихся во взаимодействии в условиях неопределенности, открытость опыту и знаниям других 30 Создание презентации проекта Творческая мастерская Аналитическая деятельность (оценка процесса и корректировка результатов работы в группах). Практическая работа по оформлению результатов Практическая работа по оформлению результатов проекта, создание презентации проекта 31, 32 Публичная защита Презентация проектов по группам проекта (докладзащита с использованием мультимедийного оборудования) Защита проекта , рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, взаимооценка, обмен впечатлениями (практическое занятие)) Ориентация в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, взаимосвязях человека с природной и социальной средой 4. Самооценка исследовательской деятельности 33 Анализ положительных и отрицательных моментов исследования и представления результатов Занятиеобсуждение, аналитический практикум 34 Идеи для дальнейших Занятиеобсуждение, исследований аналитический практикум 35 Чему новому мы научились в текущем учебном году в рамках занятий по курсу «Я – исследователь»? Всего: 35 Конференцияобсуждение, аналитический практикум Рефлексия (самоанализ и самооценка проделанной работы, участие в оценке путем коллективного обсуждения и самооценок) Рефлексия (самооценка, определение перспективных направлений исследований, создание базы возможных тем исследований на будущий учебный год) Рефлексия (анализ проделанной работы за учебный год, оценка динамики в обретении новых знаний, умений и навыков) Готовность к разнообразной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, активное участие в школьном самоуправлении Готовность оценивать свое поведение и поступки, поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учетом осознания последствий поступков Активное неприятие асоциальных поступков, свобода и ответственность личности в условиях индивидуального и общественного пространства