Снижение и потеря мотивации к обучению

01.09.2022

Снижение и потеря мотивации к обучению

 

Одна из основных проблем современной школы – нежелание детей учиться, отсутствие мотивации к обучению. Большая ошибка родителей – полагать, что  ребенок готов к школьному обучению только на основании того, что он много знает для своего возраста. Интеллектуальная готовность – это не синоним готовности психологической, которая определяется уровнем развития произвольного поведения, т.е. умением ребенка подчиняться определенным правилам и делать не то, что ему хочется в данный момент, а то, что необходимо делать.

Если в дошкольном возрасте ребенка приучили делать не только то, что ему нравится, но и то, что не нравится, но необходимо, у него появляется умение преодолевать себя.

Необходимо учитывать и биологическое созревание (костный и зубной биологический возраст). Важно знать, сформирована ли рука (70 точек за 1 минуту). К моменту поступления в школу у ребенка должны смениться 4 передних зуба (2 внизу и 2 вверху). Биологически несозревшего ребенка в школу лучше не отдавать.

Необходим контакт со сверстниками, только в этом случае рождается произвольное поведение. Он учится считаться с чужим мнением и желанием, подчиняться. Для успешной учебной деятельности детей необходимо учить жить в коллективе.

Отсутствие мотивации к обучению часто ведет стойкой неуспеваемости и интеллектуальной пассивности. Неуспеваемость, в свою очередь, ведет к отклонениям в поведении.

Основные факторы отрицательного отношения школьников к учебе:

- заниженная мотивация к обучению;

- интерес в основном к результату решения учебных задач, а не к процессу;

- отсутствие умения ставить цель и преодолевать трудности;

- несформированность учебной деятельности;

- неумение действовать по инструкции взрослого;

- отсутствие способности к поиску разнообразных способов действия.

Сформировать мотивацию к обучению – это не просто «заложить» готовые цели и мотивы в головы детей, а создать для них такие условия, обстановку, в которых им самим захочется учиться.Хочу такой сайт

Причины низкой мотивации к учению:

1) неумение учиться

2) ошибки воспитательного характера.

Трудности в учебе формируют нежелание учиться у тех, кого родители не приучили их преодолевать. Отсутствие учебных навыков – это следствие несформированности тех психологических механизмов, которые необходимы для успеха. Часто дети с хорошими способностями и развитым интеллектом имеют неудовлетворительные оценки из-за отсутствия самодисциплины и неумения управлять собой.

Ошибки воспитательного характера:

  • неблагополучие в семье
  • отсутствие четкой организации жизни ребенка, безнадзорность в быту;
  • нарушение единства требований к ребенку;
  • неправильные методы воспитания – подавление личности, угрозы, физические наказания или, наоборот, заласкивание, чрезмерная опека;
  • завышенные требования без учета объективных возможностей ребенка; усмотрение злого умысла, лени, в то время как могут быть объективные причины для этих проявлений.

 

Рекомендации для родителей и педагогов

Подростковый возраст - время активного неповиновения взрослым. Можно попробовать сыграть на том, что время отрочества – время познания себя, осознания своих достоинств и недостатков, время самовоспитания наконец. Кроме того, если вы, педагоги, сегодня не авторитет для подростка, наверняка есть другие взрослые, мнением которых он дорожит. Подключите их, надавите на самолюбие подростка. Подростковый возраст – возраст поиска идеала для подражания. Ответы на два вопроса: «Какой я?», «Кто я?» (в смысле кем быть?) – вот что всерьез тревожит его сегодня. Путь конфликтов и наказания на этом этапе не сработает – лучше протяните руку помощи!

Главная задача – установить контакт и создать атмосферу доверия. Не «пилить», не наказывать, не сулить наград. Начните со сдержанного отношения к школьным неуспехам. Нужен контроль-помощь, а не контроль-давление. Важно поднимать тему профессиональной ориентации. Провести в классе и дома обсуждение профессиональных перспектив и возможностей. Предложите пролистать справочники учебных заведений, выписать интересующие направления, можно даже обсудить выбор нескольких вариантов. В подростковых головах масса иллюзий – они будут благодарны за любую помощь  в этом важном для них вопросе. Укажите какие навыки могут быть востребованы в той или иной профессии.

Не ожидайте немедленных успехов. Могут быть падения, «топтание» на месте. Но будет и взлет!

Избегайте жесткой, прямолинейной помощи. Старайтесь, чтобы подросток обратился за помощью сам.

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2021

Дата обновления: 08.12.2022

Дата публикации: 01.09.2022

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».