Воспоминания выпуска 2016. К 95-летнему юбилею гимназии

01.01.2017

Воспоминания Екатерины Артемьевой, выпуск 2016 года

Самые светлые воспоминания…

 

В 2016-2017 учебном году любимому тринадчику исполняется 95 лет, и многие выпускники оставляют свои воспоминания о школе в честь данного юбилея.

Не секрет, что тринашка зачастую становится чуть ли не родовым учебным заведением: совершенно обычным делом для учителей стало, путая старших и младших братьев и сестер, называть Кать Машами, а Лёш – Костями. Все еще помню наш восторг, когда Зоя Васильевна сказала Лене Зубаревой, известной своей привычкой сидеть только на первом варианте второй парты первого ряда, что ее отец всегда сидел точно там же. Мне, можно сказать, посчастливилось вдвойне: в гимназии 13 училось целых три поколения моей семьи (разделение на поколения, конечно, условно, ведь у меня и моего старшего брата всего четыре года разницы). Именно поэтому утром 31 декабря моя семья за чаем по моей инициативе стала делиться воспоминаниями о родном тринадчике, наполняя кухню теплом и смехом. Это вышло очень символично, потому что 2016-й – год моего выпуска. Провожая его, я провожала и беззаботные школьные годы.

Начинать нужно, безусловно, с начальной школы. Гимназия 13 – это небывалые совпадения. Наша школа переехала в современное здание в 1978-м году. Моя мама пошла в первый класс в 1980-м –  всего лишь через два года. Кто бы мог подумать, что оба ее ребенка спустя двадцать с небольшим лет будут учиться в том же самом кабинете 46 начальной школы? Если в случае со мной и моим братом это еще можно объяснить, – мы оба учились в «Б» классе у Елены Владимировной Ковалевой – то в случае с моей мамой это превращается в какую-то мистику: у нее и учитель, естественно, был другой, и литера класса – «А».

Во времена моей мамы школа выглядела немного иначе: например, еще были живы питьевые фонтанчики, а в коридоре на втором этаже стоял бюст Ленина, который мы случайно нашли, играя в цоколе, классе в четвертом. Есть преходящее, а есть вечное. Тринашка – это традиции. Например, десятки лет насчитывает история патриотического фестиваля на 9 мая, хотя во времена моей мамы он проводился немного иначе: отдельно для каждой параллели в коридоре второго этажа у мемориальной плиты. Традиции гимназии в моей голове тесно связаны и с кафедрой словесности. Моей маме посчастливилось быть ученицей человека, оказавшего огромное влияние на формирование этой кафедры, – Натальи Брониславовны Толочко. Однажды, когда мы семьей гуляли по центру Москвы, мама махнула рукой в сторону Библиотеки имени Ленина и рассказала мне, как Наталья Брониславовна ездила туда, чтобы переписать в тетрадочку стихи, которые не выдавались «на руки» и не продавались в магазинах, а потом читала их детям. С тех пор в моей голове «Ленинка» обрела статус священного места, а Наталья Брониславовна стала эталоном человека, преданного литературе. Таким же образом стал и муж Толочко – Виктор Сергеевич Рутминский, читавший ученикам гимназии лекции о поэтах Серебряного века. Он сохранил свою верность слову, несмотря на трагическую судьбу – шесть лет в лагерях за написание «антисоветских» стихотворений. В память о Викторе Сергеевиче был назван поэтический фестиваль, тоже ставший традицией гимназии. По словам моей мамы, подобие этого фестиваля существовало и в ее время: Наталья Брониславовна устраивала поэтические вечера в дни памяти поэтов (особенно она любила Пушкина – то, что моя мама помнит это спустя больше двадцати лет, невероятно). У меня и моего брата в старших классах русский язык и литературу преподавала Светлана Анатольевна Вялых – человек, научивший меня читать. Дело в том, что я каким-то образом оказалась единственным членом моей семьи, не восприимчивым к классической литературе (своеобразный вид подросткового бунта, я полагаю). Не знаю, что поменяло мое отношение, взаимное уважение, теплота или глубина изучения предмета, но в восьмом классе, когда Светлана Анатольевна взяла нас под свое крыло, я с упоением читала «Капитанскую дочку». Возможно, это было связано с моим взрослением, однако я придерживаюсь мнения, что любовь ребенка к предмету – заслуга учителя. У нас на параллели даже образовалась небольшая группа учениц, увлеченных литературой и за это ласково именуемых «филологическими девочками».

Тринашка – это история. Тут я подразумеваю несколько аспектов. Во-первых, наша школа трепетно относится к событиям прошлого: об этом говорит и музей гимназии, и мемориал в память об учениках, погибших в Великой Отечественной войне, и сами учителя, нередко баловавшие нас историями о 90-х, 80-х, 70-х… Во-вторых, во мне, конечно, просыпается  гуманитарий. Вообще, лично у меня, как мне кажется, не было ни одного плохого учителя: все были разные, но все по-своему хороши – но больше всего мне, естественно, были интересны преподаватели гуманитарных предметов, в частности – как неожиданно выяснилось в 10 классе при выборе будущей профессии – историки. Я хочу рассказать о кафедре истории не только потому, что она сильная – многие предметы в нашей школе преподаются на высоком уровне – но и потому, что она действительно «историческая». После того, как Лилия Сергеевна Буякова взяла на себя преподавание обществознания у всех классов и отказалась от часов истории, последняя перешла в ведение «школьных старожил», о которых я была наслышана еще до знакомства с ними от мамы и брата – Людмилы Евгеньевны Юрченко и Зои Васильевны Ракульцевой. Как во времена моей мамы, так и в мои времена они преподавали в соседствующих кабинетах (самых уютных в школе, между прочим), спорили на исторические темы и рассказывали интересные истории ученикам (наиболее интересными были, конечно, про родителей этих самых учеников). Говоря о «сторожилах» кафедры истории, нельзя упомянуть и Тамару Алексеевну Арефьеву, занимавшую пост директора все мои 11 классов. Однажды я болтала со старшей сестрой моей подруги – с Юлей Шипуновой (c которой у нас, между прочим, 12 лет разницы), и она рассказала, что благодаря Тамаре Алексеевне, преподававшей у нее историю, ей все еще удается блеснуть знаниями дат и событий (мы проверили). Возможно, любовь к истории моей семье (особенно – моему брату) привил именно родной тринадчик.

Гимназия 13 – это любимые учителя. Я, конечно, не буду пускаться в перечисления: уже упомянула, что, оглядываясь назад, понимаю: мне все по-своему родные. Я назову только тех, кто учил и меня, и моего брата, и мою маму: это Людмила Евгеньевна Юрченко, про которую я уже рассказала; Ирина Николаевна Летучева, благодаря которой я и сейчас умею решать задачки по генетике и над чьими шутками про двоечников мы с братом все еще смеемся; Сергей Николаевич Можаев. Если быть точным, он не был моим учителем, но его яркий образ врезался в память. Мне он запомнился тягой к спорту (бегал трусцой в легкой одежде в любые морозы) и к пению. Моя мама рассказывала, как каждое утро в колхозе Сергей Николаевич будил детей песнями. С ним связана и другая школьная история моей мамы, которая, по-моему, ярко показывает преемственность поколений в гимназии. Начну немного издалека. Когда моя мама училась в начальной школе, учительница физкультуры постоянно называла ее Илоной – как позже выяснилось, так звали девочку, которая была внешне очень похожа на мою маму и только-только окончила гимназию. Встречая мою маму в школьных коридорах, Сергей Николаевич всегда кричал ей вслед: «Дорофеева – нарушительница!» (почему моя мама была нарушительницей – неизвестно). Так вот, после выпуска она однажды пришла в школу навестить учителей, и Сергей Николаевич рассказал ей, что в  первый класс пришла девочка – точь-в-точь моя мама – и он часто случайно кричит ей вслед «Дорофеева – нарушительница!» Вот так у нас в школе имена и прозвища кочуют от одного ребенка к другому.

Гимназия 13 – это, конечно, дружба. Я говорю не только о том, что школа подарила мне прекрасных друзей. Я опять-таки говорю о преемственности: у нас каждая параллель чудесным образом общается со следующей/предыдущей, не говоря уже о том, что мои одноклассники общаются с одноклассниками моего брата. Я вижу это как знак того, что школа – намного больше, чем просто учеба.

Наконец, гимназия для меня – это книги. Местечка уютнее нашей библиотеки найти, наверное, невозможно: классе в пятом-шестом мы постоянно прибегали туда читать журналы и книги, а мой брат вообще  прогуливал там большинство уроков физкультуры – это в его духе. Что касается наших домашних книг, аккуратными заметками моей мамы на полях «Евгения Онегина», «Преступления и наказания» и «Войны и мира» пользовались и я, и мой брат (который, к тому же, добавлял свои). Кроме того, не так давно я случайно наткнулась на этимологический словарь с Петиной книжной полки:

(Обращаю внимание – оба были в 10 классе, что еще больше усилило мое удивление от совпадения). Все в нашей школе говорит о преемственности.

С высоты обучения в университете могу точно сказать, что о гимназии у меня остались самые светлые воспоминания. Наслышана, что такое бывает не в каждой школе, но тринадчику каким-то загадочным образом удается сохранять теплоту. Недавно во время моего очередного семинара по коридору с очень громким топотом пробежало несколько студентов. Мой преподаватель, человек серьезный, конечно, с надменным лицом кинул взгляд в сторону двери в кабинет и сказал: «Что, у нас здесь начальная школа, что ли?» А мне этого топота, гоготанья, счастливых детских лиц не хватает так, что я иногда готова сбежать с лекций в школу напротив нашего корпуса и отсидеть там парочку уроков физики или химии…Хочу такой сайт

 Воспоминания Анны Гусевой,

 Выпуск 2016 года

Хочется возвращаться!

Мне очень повезло и с одноклассниками, и с преподавателями, и вообще со школой. Когда тебя окружают талантливые и отзывчивые люди, хочется учиться у них и развиваться вместе с ними.

В школе мы приобрели ценные знания. У Светланы Анатольевны мы комплексно изучили теорию и практику словесности, научились рассуждать о прочитанном и впитали любовь к прекрасному. Благодаря Наталии Валерьевне я научилась писать исследовательские работы. Уроки Ульяны Юрьевны помогли нам разобраться в физике. На занятиях у Ирины Николаевны мы постоянно тренировались анализировать проблему с научной точки зрения и логически обосновывать свой ответ. На уроках Екатерины Владимировны мы научились выражать свои мысли и узнали основы риторики. Всего и не перечислить!

Гимназия №13 постоянно вдохновляет учеников на новые достижения. Буквально со второго класса ребята могут пробовать себя в олимпиадах, исследовательских работах и творческих конкурсах. Наверное, поэтому у школы такие богатые традиции.

А еще в тринадчике очень уютно. Мне нравится его закольцованное пространство, где приятно бродить по светлым разноцветным коридорам, украшенным цветами.

Здесь нравится учиться, сюда хочется возвращаться!

Просмотров всего: , сегодня:

Дата создания: 15.02.2021

Дата обновления: 24.02.2021

Дата публикации: 01.01.2017

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».