02.02.2018
Наш постоянный корреспондент, учитель словесности и руководитель кафедры учителей русского языка и литературы
Наталья Рудольфовна Зернова,
представляет вниманию наших читателей и зрителей размышления по поводу Фестиваля сценического воплощения произведений классической и современной литературы им. В.С. Рутминского.
9 «Б» класс
31 января в гимназии был открыт ежегодный Фестиваль им. В. С. Рутминского спектаклем коллектива 9Б класса «Реализм». Первый раз за все время зал смотрел выступление не всей параллели, а только одного класса. 9А и 9В покажут свои проекты позднее. Позднее будут подведены и формальные итоги, хотя в данном случае кажется, что это не главное.
Спектакль стал событием и для зрителей, и для присутствующих учителей, и для директора гимназии Риммы Борисовны Стихиной, впервые оказавшейся на этом фестивале, и для родителей, и для самих участников.
То, что было показано, как сказала Римма Борисовна, выходило за рамки обычных представлений о том, что такое школьный конкурс чтецов. Да, это было точно, талантливо, профессионально, камерно и артистично одновременно, выверено в каждом своем шаге, иногда спорно и оттого еще более интересно. Главное – это было свое. Сделанное своим интеллектом, своей душой, своим видением, что такое театр, литература и коллектив, творящий вместе.
Ни один сопровождающий взрослеющую личность не может прожить за нее, прочитать за нее, сыграть за нее. Личность рождается, когда творит мир сама, вопреки и наперекор, как ей иногда кажется, бросая вызов и утверждая, что может лучше своих предшественников, что может сказать по-новому.
Личность рождается из труда, когда репетируешь каждый день с утра до вечера и когда нет никого, кто тебя заставляет, кроме тебя самого.
Личность рождается, когда ты начинаешь требовать с себя больше, чем с окружающих, когда ты недоволен собой, потому что можно лучше.
Все это состоялось. На глазах у меня, как учителя наблюдающего, а не делающего, коллектив 9Б осознавал, что каждый из его членов – личность. Отсюда и ни с чем не сравнимое счастье воплощения даже не задуманного, а самого себя таким, каким еще вчера не был.
Спасибо, что у вас, 9Б, это желание родилось и воплотилось. Как мне кажется, чуть-чуть позднее, чем ожидалось, хотелось и торопилось мне как учителю. Мне не пришлось быть на премьере, но репетиции были, мне кажется, еще более интересны, потому что это был процесс рождения – мысли, спектакля, личностей, коллектива.
Очень хочется, чтобы для остальных классов параллели это рождение тоже состоялось, как и для всех, участвующих в этом фестивале.
Сабаева Алина, 10 класс, зритель: Очень точно срежиссировано. Тщательно отработанные прочтения. Много интересных находок в работе со звуком и пространством. Кажется, мы еще не организовывали такие, очевидно, концептуальные спектакли. В зале была тишина от и до, все были внимательны и старались не мешать артистам. Лаконично было всё, начиная от текстов произведений и заканчивая дыханием. Весь зал плакал.
Крылова Ксения, 9 Б, участница: Очень благодарны Алине Махневой и Мидюшко Юлии. Мне очень понравилась подготовка. Я счастлива, что все прекрасно прошло, счастлива, что на этапе подготовки у всех горели глаза, всем уже не терпелось выйти на сцену. Это была замечательная идея и воплощение. Спасибо, что Алина и Юля верили в нас и помогали, были с нами на одной волне.
Мидюшко Юлия, Махнева Алина, 9Б, режиссеры: Полученнный результат определённо стоил наших усилий и бесконечных переживаний. А получится ли? Получилось. Основной целью перед началом работы для самих себя мы определили работу на будущее. Изменение отношения ребят к чтению стихотворений, работе на сцене и самоощущению. Каждый стал заинтересован, потому что не был ограничен и обязан. Достигли поставленной цели. Значит, делаем правильно, значит, есть с чем работать, есть куда расти. Очень хочется продолжать гнуть линию именно в этом направлении. И не менее важно, все сделанное - пример свободы действий. Мысль - это импульс. Она не сосуществует с правилами и четкими установками. Опустив рамки и шаблоны, мы сделали не то, чего бы ожидали от нас, а вопреки (но не себе). Все, что мы делали на сцене, - все, что нам нравится. Наверное, впервые мы сделали именно то, чего хотелось, что просилось. Огромную благодарность хотим выразить Наталье Рудольфовне! Радует, что наш учитель нас поддерживает, разрешает воплощать идеи и доверяет нам.
Весь спектакль собран совместными усилиями. Здорово, что ребята заражаются идеями с той же безумной скоростью, с которой они приходят в голову. Благодарны своему классу за то, что все работали, не жалея своих сил и времени, прислушивались к нашему мнению и предлагали своё. Процесс создания не может не вдохновлять.
Помимо всего хотим выразить большую благодарность зрителям... За их внимание и сопереживание! Признаться честно, было очень много сомнений, а примут ли нас, а как это будет смотреться, а стоит ли делать именно так. Зритель принял и понял, за что не можем не выразить отдельную благодарность, поэтому мы готовы идти дальше (со смелым пониманием того, что всё не зря) ! Сказали все, что хотели сказать, и получили ответную реакцию. Ребята (зрители) посмотрели на свою жизнь с другого неприукрашенного ракурса.
Ералева Марина, 9Б, участница: " Этот "проект" (иначе и не назовёшь) как небо и земля соотносится со всем тем, что мы делали в предыдущие годы. И если для 6 класса "актуально" выступление, состоящее из плохо склеенных связками и объединённых какой-то строгой темой произведений, то в последующие годы этот формат стал подходить всё меньше и меньше. Организаторы показали, каким должно быть выступление, чем оно должно быть наполнено - чувствами, эмоциями, посылом рассказать, а не выразительно прочитать. Спасибо вам стоило сказать уже на уровне подготовки - вся эта беготня, вставание в 6 утра, заучивание, репетиции снова показали нам, что мы - один коллектив, а не разрозненные люди, объединённые формальностями. Я боялась, что этот проект не примут, привыкли к другому, а тут люди в проходе читают и скотч по стене расклеивают, но посыл был настолько ясным и чётким, настолько близко лежал к душам, сердцам зрителей, что все приняли его как должное, и это - чудо. Смешение эпох, стилей, временных линий - из такого разного было создано единое целое, и это тоже чудо".
Вертьянова Анастасия, 9В, член жюри:
«Сколько человека в человеке и как этого человека в себе защитить?»
Спектакль «Реализм» уже своим названием объявляет нам об обыденности происходящего, лишь повернутого к нам с другой стороны. В постановке о каждом из нас поднимаются такие важные темы, как справедливость, помощь и сочувствие ближнему, важность нахождения верных жизненных приоритетов – словом, все о том, каким же все-таки надлежит быть настоящему человеку, и о том, что же представляет из себя “человечность”.
По мере развития действия в зале ощутимо стала чувствоваться какая-то невероятная атмосфера, обыкновенно присущая только театральным постановкам - настолько профессиональными были и прочтение, и постановка движений, и вся композиция в целом. Удивила также и самобытность интонаций каждого из читающих. Актер был личностью, а не винтом единого механизма с заученными выражениями. Отдельно хотелось бы отметить музыкальное сопровождение спектакля : участники играли на инструментах сами, что тоже оказалось немаловажной деталью в создании цельной постановки, - и выбор произведений – встретилась пара авторов, о существовании которых знает не каждый, в том числе и я, но текстами которых удалось удивить присутствующих.
Выразив свое экспертное зрительское мнение, им же и закончу: спектакль понравился, из зала выходили с огромным количеством различных (но только положительных!) эмоций. Радует то, что подобное проходит в стенах моей школы и ставится ее непосредственными учениками.
Мы ожидаем видео этого неповторимого спектакля. Оно вскоре будет опубликовано!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2021
Дата обновления: 16.02.2021
Дата публикации: 02.02.2018