27.07.2015
27 июля 2015 года исполняется 80 лет
Валентине Сафроновне Кочалаевой
- учителю физики, ветерану труда.
Валентину Сафроновну с уважением и любовью вспоминают все её выпускники. В нашей гимназии Валентина Сафроновна работала с 1966 по 2001 год! Славных 35 лет.
С тех пор прошло уж много лет, но Валенина Сафроновна не порывает связи с гимназией и входит в клуб учителей – ветеранов.
Мы всегда рады видеть дорогую Валентину Сафроновну в стенах гимназии в дни праздников и в будни.
Мы поздравляем Валентину Сафроновну с юбилеем и желаем ей крепкого здоровья и благополучия!
Всегда рады общению с этим лёгким, умным, весёлым и мудрым человеком!
Публикуем исторические материалы о Валентине Сафроновне.
2005, № 57 |
"Phortochka" |
27 июля 2005 года свой 70 - летний юбилей отметила учитель физики, ветеран гимназии № 13 Валентина Сафроновна Кочалаева. Исключительно добрый, трудолюбивый, жизнестойкий при всей внешней хрупкости человек. Характерные черты ее облика, любимые всеми учениками - удивительные доброжелательность, искренность, активность.
В 1966 году Валентина Сафроновна начала трудиться в 13-й школе г. Свердловска, где проработала 35 лет подряд. В 1978 году за успехи в обучении и воспитании подрастающего поколения она была награждена орденом «Знак почета». Все эти годы преподавала физику, была классным руководителем.
Между прочим, первым ее выпуском был класс моей мамы - руководителя нашей "Phortochki" Марины Александровны Мясниковой. Взяв этот класс, Валентина Сафроновна вынуждена была отдать одиннадцатимесячную дочку в ясли. Та плакала, а девятиклассники успокаивали свою учительницу. Последний ее выпуск состоялся в 1990 году.
Корр: Валентина Сафроновна, почему Вы выбрали профессию учителя?
В. С.: Я жила в рабочем посёлке. Школа находилась в военном городке. Приехал к нам учитель физики, и очень интересно рассказывал об этой науке. Кабинет физики был бедный. Поэтому однажды учитель повёз нас в областной центр в Пединститут на экскурсию. Показывал кабинеты, в которых учился сам. Мне тоже захотелось попасть туда. Вначале мечтала быть просто физиком. Потом на практике мне очень понравилась именно преподавательская работа.
Корр: Что это вообще за профессия такая в Вашем понимании?
В. С.: Учительница - это ласковая и, в то же время, строгая мама. Учитель - добрый и справедливый папа. Это и нянька, и строгий судья, и актер, и режиссёр...
Корр: Как прошли первые годы Вашей работы в 13-й школе?
В. С.: Я сразу же стала вести десятые и одиннадцатые классы. Сначала было трудно, потом по-настоящему подружилась с ребятами. Школа очень понравилась. Здесь учителя говорили в учительской о том, что смотрят и читают, а не о покупках. Это-то сразу меня и привлекло. Так проработала здесь ровно 35 лет.
Корр.: Что Вы можете сказать о своих учениках? Какие классы особенно запомнились?
В. С.: В первую очередь те, в которых я была классным руководителем. Иногда ночью по фамилиям вспоминаю: Бадаев, Волынский и пошло, пошло... по списку. Дети, конечно, бывают разные. Что мне особенно в них нравится: это чистые души, ещё не испорченные жизнью. Камень за пазухой они не держат. И обиды не таят. Если кто-то из них на вас обидится, то сейчас же вам об этом и скажет. Такова природа детей. Мне она очень нравится.
Корр: Вспоминается что-то особенно интересное?
В. С.: Да, конечно. Вот особенно любимый класс. Тарас Трестман, Илья Зотов, Володя Лащев. Был у нас киноаппарат «Украина». Заряжали плёнку и смотрели учебные фильмы, а после уроков оставались ради «Храброго портняжки».
Вот так мы его крутили, плёнка рвалась, а мы её все время склеивали. И она шла наоборот. Как-то раз сидим после уроков. А тут у нас - вытяжка из кабинета химии. Из нее вдруг повалил едкий, тёмный дым. Забегает кто-то из ребят и рассказывает, что они проводили опыт в кабинете химии и там что-то взорвалось. Вове Лащёву обожгло глаза и руки. Он ничего не видит и не слышит. Схватили его, побежали. В общем, спасли. Теперь Вова окончил физтех, работает в банке.
Корр: Расскажите, пожалуйста, о Ваших коллегах.
В. С.: В самом начале, когда я пришла в школу, мы работали с Евгенией Исаевной Гальперсон. Потом она ушла в Лесотехнический институт. Появилась Софья Алексеевна Миниханова, которая через полгода ушла в Суворовское училище. Наконец, в 1970 году пришла Ася Наумовна Подусвис, с которой мы проработали вместе 30 лет. Мне всегда хотелось, чтобы, когда я уйду, вместо меня в школе остался абсолютно преданный детям учитель физики. И вот пришёл Алексей Витальевич Чуваков, закончивший Уральский госуниверситет. В первый же год я его спросила: «Ты собираешься работать в школе долго или хочешь отработать три года и уйти?». Он говорит: «Нет, я люблю детей и хочу работать в школе». Мы оставались с ним до десяти часов вечера, так как надо было каждый прибор осмотреть, каждый опыт проделать. Алексей Витальевич стал именно таким преданным школе педагогом. Поэтому когда я уходила в 2001 году, я была так довольна, что он остаётся. Жаль, что он перешел в другую школу. С Агнессой Вячеславовной Петровой мы тоже несколько лет проработали вместе. Много учителей сменилось. А я все оставалась.
Корр: Какое значение для Вас имеет 13-я школа?
В. С.: Я проработала здесь полжизни. Это моя семья, мой дом, мои радости, мои беды. Когда порог школы переступаешь, а тем более, когда входишь в кабинет - про всё буквально забываешь. И так, пока не вернёшься домой. Поэтому школа для меня - всё.
Корр: Чем Вы теперь занимаетесь в свободное время?
В. С.: Когда работала, некогда было читать. Сейчас читаю, делаю заготовки, езжу к друзьям в сад-огород, что-нибудь шью. Шить люблю. А гулять некогда.
Корр: Что бы Вы пожелали нашей родной школе?
В. С.: 13-я школа начиналась как образцовая, показательная. Вот я и хочу, чтобы она всегда оставалась такой. Чтобы учителя любили её, делали для этого все, и детки тоже всегда считали бы её своим вторым домом.
Александра Трухина, 11 В
1983 |
"Учительская газета" (Москва) |
КОГДА впервые "вывожу" своих второкурсников в школу, мне хочется попасть к Валентине Сафроновне Кочалаевой, физику 13-й свердловской средней. Очень важно "показать" им такой урок, где бы они почувствовали свою сопричастность к удивительному чуду человеческого труда — процессу формирования личности гражданина. Именно такие уроки у В. С. Кочалаевой.
Деловой настрой у Валентины Сафроновны буквально с первой минуты. На доске домашнее задание к следующему уроку. Учитель дает краткие пояснения. Ребята записывают в дневниках.
— Теперь мы повторим, что изучали. Объясните причину равновесия тел... Пойдет отвечать... Тебе хочется, Оксана? Пожалуйста. Надо: доказать справедливость закона Гука...
Докажите, опровергните, выясните причину... Такая постановка вопросов нацеливает не на простой пересказ материала учебника, а на поиск ответа на конкретно поставленную, порой очень узкую задачу.
Пока ученики готовятся, учительница прикрепляет к резинке, подвешенной на штативе, брусок.
— Как вы думаете, какой вопрос я хочу вам задать? — обращается к классу.
— Почему груз движется вниз?
— Почему он останавливается?
— Какие силы действуют на груз и на резинку? — тотчас посыпались формулировки.
Простой, казалось бы, прием, но разбужена мысль, преподаватель подталкивает учеников к тому, чтобы они сами задали вопрос «почему?». Значит, поставлена проблема. Идет активный поиск ее решения. Такая осознанная цель, как убедительно доказали психологи, достигается человеком быстрее, а результат оказывается более высоким.
Ответов было много, среди них и полные, и неполные, удачные и не совсем.
— ...В доказательство закона Гука, — бойко начал готовившийся у доски ученик...
— Паша, извини, — перебивает его Валентина Сафроновна, — ты хочешь нам повторить то, что мы все хорошо знаем. А не смог бы ты предложить нам другую демонстрацию? Обрати внимание на приборы, которые стоят на столе...
Перед учеником поставлена задача — использовать, применить знания в новых условиях. В педагогике этот метод называется вариативные упражнения.
Опрос заканчивается анализом ответов учеников. Мои студенты поражены, с каким глубоким обоснованием идет разбор: отвечающим были заданы вопросы, раскрывающие или дополняющие суть излагаемого. Были замечания и по форме и по сути ответа, были споры.
Валентина Сафроновна развивает у своих питомцев умение слушать ответ товарища, критиковать, аргументировать свою точку зрения, дискутировать. И, что важно, такой взаимо- и самоконтроль позволяет с новых позиций — оценки знаний товарищей — вернуться еще раз к изучаемому материалу, повторить его.
— Хорошо, ребята. Паша получает «пять». Оля тоже: она задала хороший вопрос Оксане и сама ответила на него. А у Оксаны, я согласна с вами, были просчеты, поэтому ставлю «три».
— Я не согласна, - говорит ученица.
— Ну что ж, тогда задержись, пожалуйста, в классе во время перерыва... А тебе, Антон, я вынуждена поставить «двойку»: ты не слушал ответы товарищей, не работал — значит, не учился.
Оценивая труд ученика, педагог добивается, чтобы мнение коллектива и отвечающего совпадали, чтобы у школьника возникло желание повысить отметку, а значит, и углубить свои знания. Только в этом случае, считает Валентина Сафроновна, срабатывает воспитывающая функция оценки.
На следующем этапе урока подростки выполняют практическую работу. На столах динамометры и линейки. На сей раз им необходимо опытным путем определить коэффициент жесткости пружины. На это дано семь минут.
Особенно интересны микроисследования, которые проводят школьники. Несколько лет назад, по предложению ученых сектора обучения физики НИИ школ Минпроса РСФСР, В. С. Кочалаева проводила эксперимент по
использованию на каждом уроке фронтальных Практических работ.
— Это меня увлекло, — вспоминает Валентина Сафроновна, — опыты в изучении физики выполняют исключительно важную познавательную и воспитательную роль. Они развивают у подростков активность, любознательность, вкус к экспериментам.
На одном из уроков, которые мы посетили, объяснять решение домашнего задания ученик начал с того, что продемонстрировал его условие с помощью шарика, подвешенного на нити.
— Ребята, у кого есть вопросы? Кто не решил задачу? - обращается учитель к классу. Поднимается девочка.
— Я почему-то думала, что шарик должен двигаться в горизонтальной плоскости... — говорит она.
— Наташа, ты невнимательно прочитала условие задачи, — стал объяснять ей отвечающий. — Видишь, как колеблется шарик? Теперь смотри, как в горизонтальной плоскости...
Идет на занятии разговор двух учеников. Один с помощью простого опыта объясняет непонятное другому. Кстати, такие диалоги и споры — частое явление у Валентины Сафроновны.
Урок решения задач — один из труднейших в методическом плане.
— Эта задача контрольная, содержит в себе совокупность многих, которые мы рассматривали раньше, — поясняет условие педагог.
После того, как ученики решили задачи в общем виде и определили необходимые данные для получения количественного ответа, они собрали очень простую установку, произвели измерения, сделали расчеты и осмыслили коллективно ответ.
Всегда бросается в глаза еще одно удивительное качество Валентины Софроновны — умение точно распределить время - по минутам.
— Сережа, тебе дается на ответ...
— Две минуты, — доканчивает мальчик начатую учителем фразу.
Переворачиваются песочные часы. Льется тонкая песчаная струйка, звучит ответ.
— Песочные часы — подкупающий прием,—сказала нам потом Валентина Сафроновна. — Как много он воспитывает в человеке: умение изложить свою мысль точно и кратко, найти самое главное. Это очень важно сегодня — в век стремительного роста научной информации, из которой надо взять самое существенное, самое главное.
Но этот прием требует большой осторожности, особенно на первых порах. Если ученик неуверенный, тихий, то его может охватить паника и вместо того, чтобы сосредоточиться, он со страхом будет смотреть на часы. Поэтому, считает учительница, надо начинать с сильных, уверенных в себе ребят.
Такие регламентированные по времени ответы дают школьникам очень много: дисциплинируют труд, мышление, учат ценить каждую минуту.
Еще один любопытный факт. На уроке не бывает отклонений от физики. Наоборот, все, что бы ни случилось, работает у В. С. Кочалаевой "на урок". Вот, проходя мимо кафедры, Валентина Сафроновна плечом задела установку, брусок с шумом упал.
— Ребята, что произошло? Почему нарушилось равновесие? — спросила учительница.
И вот уже класс выясняет, под действием каких сил груз пришел в движение.
Урок есть урок, а дети есть дети. Бывает, так увлекутся спором, что начинают шуметь. Но чем громче говорят ученики, тем тише становится голос педагога. И ученики смолкают.
Валентина Сафроновна привыкла улавливать настрой класса, управлять им, и это еще одна грань ее мастерства, отшлифованного за 25 лет работы в школе. Строгая доброта, справедливость, умение выслушать, а иногда и согласиться со школьником создают такую атмосферу урока, при которой овладение даже очень трудным материалом приносит радость и тому, и другому.
М. ГАЛАГУЗОВА, доцент кафедры педагогики Свердловского педагогического института, кандидат педагогических наук
Фотографии Валентины Сафроновны, выкладываемые нами в альбомах о гимназии, всегда вызывают живой отклик у выпускников:
Наша любимая Валентина Софроновна! Бодрая и жизнерадостная!
Сколько же у Валентины Сафроновны энергии
Очень ее люблю. Добрый и тактичный человек! Такие должны быть на жизненном пути!
Валентина Сафроновна! Дай ей Б-г здоровья на долгие годы! Замечательной души человек, настоящий Учитель. В школе любил физику.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2021
Дата обновления: 16.02.2021
Дата публикации: 27.07.2015