13.05.2015
Наш постоянный корреспондент
Дина Веретельникова
беседует о музеях с профессионалом этого дела. Разговор тем более актуален, что публикуется в ночь музеев 13 мая 2015 года.
«Они хранят мгновенья старины. Они несут дух просвещенья в массы. Изо дня в день, из года в год они берегут то, что создавали раньше».Таким «хранителем старины» является директор Свердловского областного краеведческого музея,
Наталья Константиновна Ветрова.
Благодаря ее увлеченности своим делом, музей является достоянием России. Пришла Наталья Константиновна к этой должности по трудному, но интересному профессиональному пути. Она окончила Уральский политехнический институт, стала заведующей сектором в «Уралгипротяжмаше». Далее активная жизненная позиция Натальи Константиновны позволила ей на долгие годы занять пост министра культуры Свердловской области. И сейчас она реализовывает свой «культурный» опыт на должности директора музея. Именно об этом пойдет речь в интервью с Натальей Константиновной Ветровой.
1.Наталья Константиновна, каково, на Ваш взгляд, главное предназначение музеев? Какую роль они играют в современном мире?
Проблема главного предназначения музеев встает на всех этапах развития этого важного социального института. В 1990-е годы задавались вопросом: «Музей – это храм или форум?»; сейчас все чаще музеи пытаются отнести к досуговой сфере. Одно несомненно: музеи продолжают играть значительную роль в культурном пространстве и в обществе в целом. Теперь они не только сохраняют и популяризуют материальное и нематериальное культурное и природное наследие, но и укрепляют культурную идентичность, поддерживают социальную сплоченность и являются медиатором в сфере межкультурного и межнационального взаимодействия, а также формируют различные услуги, организуют социальную и культурную деятельность. Одновременно, музеи и памятники культуры являются главными факторами, привлекающими туристов и способствующими развитию малого и среднего бизнеса и экономики региона. Во многих регионах именно музеи становятся центром местного сообщества и двигателем экономического и социального развития.
Современный музей – это очень интересный социальный институт, сложный и многогранный социальный феномен. По мнению специалистов, музей напрямую связан с проблемой коллективной памяти, коллективной идентичности. Музеи сегодня - это сочетание старинных артефактов с современными технологиями, мультимедийными экранами и даже живыми представлениями-реконструкциями.
2.Какие музеи и выставки, из тех, что Вы за свою жизнь посетили, произвели на вас наибольшее впечатление? С чем это было связано?
Лувр, Эрмитаж, Музей д’Орсе, Третьяковская галерея. Это связано с интересом к живописи, в частности, к импрессионистам.
3. Чем похож и чем совершенно не похож на другие краеведческие музеи тот, которым в последнее время руководите Вы?
В музееведении КРАЕВЕДЧЕСКИЕ МУЗЕИ – это комплексные музеи, документирующие особенности природного развития, истории, хозяйственной жизни, культуры и быта определенной территории или населенного пункта (республики, края, области, района, города, села). Краеведческие музеи — самая массовая группа музеев в музейной сети России (более 800), не имеют прямых аналогов за рубежом. Собрания краеведческих музеев включают все виды музейных коллекций — художественные, естественнонаучные, археологические, нумизматические, этнографические, документов, оружия, предметов быта и т.д. Краеведческие музеи, как правило, имеют постоянные (долговременные) экспозиции, рассказывающие о природных особенностях, прошлом и настоящем края. Музеи проводят научно-исследовательскую работу, направленную на изучение коллекций, ведут многолетние наблюдения за природно-историческими объектами, проводят археологические раскопки и научные экспедиции. На базе краеведческих музеев проводятся научные чтения и конференции, материалы которых публикуются в трудах музеев. Деятельность большинства современных краеведческих музеев отличается большим разнообразием форм, они активно и эффективно участвуют в жизни регионов, в решении социально значимых проблем. |
Миссия Свердловского областного краеведческого музея,отраженная в Концепции развития музея до 2020 года:
– Исследование и документирование в собрании музея событий и явлений природы, истории и культуры Среднего Урала;
– сохранение, экспонирование и актуализация объектов исторического и культурного наследия;
– всестороннее содействие культурному, общественному и экономическому развитию Среднего Урала через его популяризацию как края с уникальной историей, природой и многонациональным населением;
– укрепление и развитие межнациональных, межрегиональных и международных культурных связей;
– духовно-нравственное воспитание детской и молодежной аудитории в духе патриотизма, уважения и гордости историей России и Среднего Урала.
Все краеведческие музеи – это комплексные музеи, хранящие информацию по различным отраслям знания и разным аспектам региональной (местной) истории. Если говорить о Свердловском областном краеведческом музее (СОКМ), - это один из старейших и богатейших региональных музеев в стране, ведущий свою историю от Уральского общества любителей естествознания (УОЛЕ), основанного Онисимом Егоровичем Клером. В 2016 году наш музей будет отмечать 145-летие.
Наш музей является во многих смыслах базовым:
– В структуре музея работает Центр инновационных музейных технологий, призванный модернизировать музейную сферу Урала, совершенствовать профессионализм музейных кадров, способствовать внедрению в музеях области новых музейных технологий во всех направлениях музейной деятельности;
– Более 15 лет на базе СОКМ действует Эрмитажная школа реставрации;
– Сегодня в составе музейного комплекса СОКМ находятся:
В Екатеринбурге:
· Музей истории и археологии Среднего Урала;
· Музей природы;
· Музей радио им. А.С. Попова;
· Музей купеческого быта;
· Музей истории плодового садоводства;
· Художественный музей Эрнста Неизвестного.
В Свердловской области:
· Артинский исторический музей;
· Дом-музей П.И. Чайковского в городе Алапаевске;
· Асбестовский исторический музей;
· Музей золота в городе Березовском;
· Исторический музей города Полевского;
· Пышминский музей истории земледелия и крестьянского быта;
· Сысертский краеведческий музей;
· Туринский дом-музей декабристов.
4. Что из мирового опыта музейного дела вы хотели бы перенять и внедрить в вашем музее?
5.Пополняется ли сейчас фонд музея и за счет чего? Какие наиболее интересные экспонаты появились в нем в последнее время?
В 2014 году в фонды музея поступило 2107 предметов, в том числе 388по закупке, в дар – 1719. Таким образом на сегодняшний день в фондах СОКМ числится 725 588 предметов.
Приобретение предметов проходило и в период подготовки выставочных проектов к 100-летию Первой мировой войны и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Так для проекта по Великой Отечественной войне приобретено 59 предметов, в том числе закуплены картина «Урал – фронту», предметы обмундирования советских и немецких танкистов (шлем, каски, фуражка, комбинезон танкиста, краги, сапоги, телогрейка, очки, кобура); копии наград (орденов Боевого Красного знамени, им. Суворова, Кутузова - для показа в открытом доступе), сувениры, посвященные танкистам и Победе в Великой Отечественной войне.
Одна из традиций нашего музея – проведение Дня дарителя. Этот праздник ежегодно проводится в январе, т.к. 10 января 1871 г. (по новому стилю) было образовано УОЛЕ, музей и библиотека при нем.
В этот день музейщики чествуют и благодарят людей, которые в течение года пополняли коллекции музея интересными памятниками, и принимают подарки от друзей и почитателей музея. Невозможно хотя бы просто перечислить имена всех дарителей. По имеющимся в музее документам, их насчитывается более тысячи.
6. Очевидно, что современный музей – это не просто большая коллекция экспонатов, но и атмосфера, которую создают люди, коллектив единомышленников. Современной жизни присущи темп и ритм: все куда-то спешат. А в музеях время как бы сбавляет бег: здесь царит сосредоточенность на штрихах и деталях, на проникновении в суть. Вероятно, чтобы каждый рабочий день находиться в таком состоянии, человеку необходимо быть особенным? Расскажите немного о своих коллегах и коллективе в целом, о его традициях.
Всего в музее работают около 400 человек. Это историки, археологи, этнографы, биологи, искусствоведы, художники, дизайнеры, специалисты службы музейных проектов, системные администраторы, бухгалтеры, смотрители, специалисты службы безопасности, инженерной службы, вспомогательные рабочие и т.д.
Естественно, что в таком большом хозяйстве с 18-ю зданиями работают и много специалистов в разных направлениях деятельности. Все они высокие профессионалы, настоящие энтузиасты музейного дела. Я их очень уважаю и многому у них учусь.
7. А теперь пару слов о тех людях, которые приходят в музей на экскурсии? Можете «нарисовать» несколько типов? И каким Вы видите образ идеального посетителя?
На самом деле, в музей приходят не только на традиционные экскурсии. У нас разработаны целые циклы занятий со школьниками (например, в музейном классе действуют образовательные проекты «Открывая Древний Египет», «Многоцветный мир Греко-римской цивилизации», «Война и мир Раннего Средневековья», тесно увязанные со школьной программой; игровой фольклорно-образовательный абонемент «Мир народной культуры» и т.д.). Всего в нашем музее более 60-ти программ для детей.
Сегодня в музеи ходит и много лиц пожилого возраста, у нас есть специальные дни для бесплатного посещения музея этой категорией граждан. Это тоже очень благодарная публика для просветительских мероприятий. Так, на бесплатные экскурсии по выставке работ П. Рыженко в выходные всегда собиралась довольно многочисленная взрослая аудитория.
Другой пример: на выставке из фондов музея и частных коллекций «Оружие. Охота. Война. Искусство» часто можно было увидеть заинтересованных мужчин и молодых людей, которые, к тому же, посещали экспозицию по несколько раз.
Самых разных (и неожиданных!) посетителей привлекает ежегодная международная акция Ночь музеев. В последние годы она проходит не только в наших музеях, работающих в Екатеринбурге, но и в филиалах СОКМ в Асбесте, Алапаевске, Полевском, Пышме.
8. Пабло Пикассо принадлежат слова: «Дайте мне музей, и я его наполню». Понятно, что художник, написавший за свою жизнь множество картин, скорее всего, создал бы музей живописи. А вот многие другие люди нередко создают свои маленькие музеи из собранных за годы жизни коллекций. Коллекционировали ли что-либо в своей жизни Вы? Если да, то расскажите немного об этом: что, когда и почему?
Несмотря на то, что интересуюсь многими вопросами развития культурного пространства (живопись, литература, история…), коллекционером в конкретной области себя не считаю.
9. Как Вы относитесь к своеобразным семейным «музеям», в которых люди бережно хранят старые фотографии, вещи?
Хорошо отношусь, это и есть «Красная нить» родовой памяти.
10. Наталья Константиновна, нам известно, что Вы за свою жизнь реализовали себя в нескольких ипостасях, а вот есть ли у вас какой-то девиз по жизни, жизненное кредо?
«Делай, что должно, и будь, что будет», «Обращайся с людьми так, как бы ты хотел, чтобы они с тобой обращались».
11. Вашу работу не назовешь легкой. Она наверняка отнимает много времени и сил. Но при этом Вы всегда такая обаятельная и привлекательная женщина. Как Вам удается это при столь плотном графике работы? И считаете ли вы, что такой стиль для женщины-руководителя учреждения культуры просто обязателен? Почему?
Это очень индивидуально, просто я считаю, что внешний вид человека тоже выражает степень уважения к другим людям.
12. Сейчас очень много говорится о том, что средний уровень культуры современного общества снижается: цивилизация с одной стороны облегчает жизнь людей, с другой – способствует «лености души». В чем вы видите выход из этой ситуации? Возможен ли он?
Все мы помним прекрасные стихи Николая Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
…Она рабыня и царица,
Она работница и дочь,
Она обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!
Наверное, одним из лекарств от «лености души» можно считать музеи. Многие наши экспозиции, наши передвижные выставки, музейные занятия рассчитаны не только на обучение, но и на сопереживание, сочувствие. Сегодня в залах музея это особенно заметно на выставке работ Павла Рыженко «Исторический реализм». Правда, посещающие выставку историки склонны считать это не историческим, а романтическим реализмом, но от этого воздействие произведений на посетителя не становится меньше.
Такой же эффект сопереживания, сочувствия мы наблюдали на довольно сложной для восприятия выставке, посвященной 100-летию начала Первой мировой войны «Великая и Забытая». История, рассказанная через судьбы конкретных людей – екатеринбуржцев, уральцев, призванных в армию или работавших на уральских заводах, военных врачей и медсестер, участников благотворительных акций, солдат и офицеров Оровайского и Анапского полков, - никого не оставляла равнодушными. На выставке были задействованы видео- и мультимедийные технологии, усиливавшие эффект «погружения» в тему, эффект присутствия.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 15.02.2021
Дата обновления: 16.02.2021
Дата публикации: 13.05.2015