Методическое обеспечение дополнительных образовательных программ на бюджетной основе МАОУ - гимназии №13 № Название программы/ курса 1 Эстрадное мастерство Основной формой является занятие, состоящее из 2-х частей: теоретической и практической. Теоретическая часть занятия представляет собой беседу на выбранную тему, либо собеседование, рассказ, демонстрацию (показ) и т.п. При изучении практической части курса используются в основном индивидуальнодифференцированные практические занятия. А также: - выступления на конкурсах, концертах, фестивалях; - анализ выступлений; - прослушивание и просмотр музыкальных видео. 2 Основы исследовательс Традиционное занятие, комбинированное Формы занятий Приёмы и методы организации образовательной деятельности Теоретическая часть включает наглядный (концентрический и фонетический) и словесный (беседы, пояснения, замечания) методы. Используются объяснительноиллюстративные и репродуктивные методы, позволяющие в короткие сроки передать и освоить большую по объему информацию. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательного возрастания трудности заданий, работа на сцене – постановка. В зависимости от цели занятия используются также проблемно-поисковые методы. Методы, в основе которых лежит способ организации Дидактический материал Видеозаписи, аудиозаписи: - Цикл 150 любимых мелодий «Приглашение на танец»; - Цикл 150 любимых мелодий «При свете луны»; - П.И. Чайковский «Популярные произведения»; - Раймонд Паулс Сборник танцевальной музыки; - Коллекция русской хоровой музыки; - Сборник классической музыки (В.Моцарт и другие); - Сборник популярной музыки – исполнитель А.Дмитриев; - Сборник, фрагменты из опер Верди; - Сборник театральной музыки и спектаклей разных лет. Техническое оснащение занятий Формы подведения итогов Рояль, фортепиано, магнитофон, компьютер, проектор, микшерный пульт, акустическая система, микрофоны. В процессе обучения проводится постоянный контроль за усвоением материала. Поурочный контроль дает возможность индивидуально подходить к проблемам и достижениям каждого ребенка. Используются такие формы подведения итогов как: Итоговое занятие, открытое занятие для родителей, концерт, конкурс, фестиваль. Кабинет Компьютер Опрос, Обсуждение в кой деятельности учащихся старших классов занятие, лекция, семинар, лабораторное занятие, практическое занятие, игра (деловая, ролевая), экскурсия, мастерская, дискуссия, конкурс, турнир, конференция, пресс-конференция, фестиваль, творческая встреча. занятия: 1. словесный (устное изложение, беседа, анализ текста); 2. наглядный (показ видеоматериалов, наблюдение, работа по образцу); 3. практический (упражнения , практические работы) Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей: 1. объяснительноиллюстративный; 2. репродуктивный; 3. частично-поисковый; 4. исследовательский. Методы, в основе которых лежит форма организации занятия 1. фронтальный – 2. коллективный – 3. индивидуальнофронтальный 4. групповой – 5. коллективно-групповой 6. индивидуальный – Приемы: игры, упражнения, решение проблемных ситуаций, диалог, устное изложение, беседа, анализ, показ видеоматериалов, наблюдение, работа по образцу, тренинги, практическая работа. Проектор Экран Лабораторное оборудование стандартных кабинетов физики, химии, биологии Канцелярские принадлежности Электронные носители информации группе, Индивидуальное выступление 2 3 Футбол Лекция, практическое занятие, демонстрация технического действия, показ видео материала, посещение соревнований. Беседа, тренировка, экскурсии, участие в соревнованиях. Соревнования (школьные, районные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований. Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы, круговой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. Наблюдение за соревнованиями. Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса. Фотографии известных футболистов, раздаточный материал в виде карточек для развития физических качеств. Мультимедийные материалы. Спортивный зал. Ворота Ворота тренировочные Щиты с кольцами Щиты тренировочные с кольцами Стойки для обводки Гимнастическая стенка 6 пролетов Гимнастические скамейки Гимнастические маты Скакалки Мячи различной весовой массы Гантели различной массы Мячи футбольные Насос ручной со штуцером Рулетка Компьютер с выходом в интернет. Школьная площадка. Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов. Соревнования, товарищеские встречи, зачёты. Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. Опрос об-ся, тестирование. Наблюдение за обучающимися Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях. Обсуждение результатов соревнований. Обработка тестов. Обработка контрольных результатов. 4 Волейбол Лекция, практическое занятие, демонстрация технического действия, показ видео материала, посещение соревнований. Беседа, тренировка, Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы, круговой, соревновательный методы. Мультимедийные материалы Спортивный зал. Корзины с кольцами Гимнастическая стенка 6 пролетов Гимнастические скамейки Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов. Соревнования, товарищеские 3 5 Настольный теннис экскурсии, участие в соревнованиях. Соревнования (школьные, районные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и организация соревнований. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. Наблюдение за соревнованиями. Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Индивидуальный. Контрольная работа. Участие в соревнованиях и товарищеских встречах. Метод опроса. Лекция, беседа, тренировка, показ видео материала, экскурсии, участие в соревнованиях. Лекция, беседа, посещение соревнований. Соревнования (школьные, районные), Товарищеские встречи. Тестирование. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов по ОФП. Судейство и Словесный метод, метод показа. Групповой, поточный, повторный, попеременный, игровой, дифференцированный методы. Фронтальный, круговой, повторный, игровой методы. Повторный, дифференцированный, игровой, соревновательный методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Гимнастические маты Скакалки Мячи различной весовой массы Гантели различной массы Мячи волейбольные. Компьютер с выходом в интернет. Школьная площадка. Мультимедийные материалы Спортивный зал. Теннисные столы с сетками. Теннисные ракетки и мячи. Сетки-ловушки. Мячи 100 штук. Сачки для сбора мячей Шведские стенки. Компьютер с выходом в интернет встречи, зачёты. Игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. Опрос об-ся, тестирование. Наблюдение за обучающимися Выполнение специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях. Обсуждение результатов соревнований. Обработка тестов. Обработка контрольных результатов. Контрольные тесты и упражнения. Мониторинг. Сдача контрольных нормативов. Соревнования, товарищеские встречи, зачёты. Контрольные тесты, игры с заданиями, результаты участия в соревнованиях. Опрос уч-ся, тестирование. Наблюдение за учащимися. Выполнение 4 организация соревнований. 6 Шахматы Групповое занятие, опрос, наблюдение, дидактические игры, турнир. 7 Ритмика Групповое занятие Тренировка Участие в конкурсах, фестивалях, праздничных мероприятиях Метод подводящих упражнений. Просмотр видео материала. Посещение и последующее обсуждение соревнований. Рассказ, просмотр аудио и видео мат. Наблюдение за соревнованиями. Метод психорегуляции. Аутогенная тренировка. Контрольная работа. Участие в соревнованиях. Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения (мотивация, познавательная сфера, регулятивная сфера, коммуникативная сфера) в соответствии со степенью выраженности того или иного качества. Метод показа. Фронтальный, круговой, повторный, игровой методы. Идеомоторный метод. Метод расчленённого разучивания. Метод целостного упражнения. Метод подводящих упражнений. Просмотр видеоматериала. специальных заданий. Наблюдение за поведением на соревнованиях. Обсуждение результатов соревнований. Обработка тестов. Обработка контрольных результатов. Подборка дидактических шахматных сказок. Подборка сказок и рассказов для детей о шахматах и шахматистах. Конспекты занятий. Перечень ключевых понятий и терминов. Задачи по темам. Мультимедийные материалы Шахматы с доской; Шахматы демонстрационны е; Часы шахматные; Магнитная шахматная доска Набор магнитных шахматных фигур. Текущая, промежуточная аттестация через механизм наблюдения в виде викторины по отдельным темам пройденного материала, шахматный турнир. Зал ритмики, музыкальный центр. В процессе обучения проводится наблюдение и контроль за усвоением материала. Используются такие формы подведения итогов как: Итоговое занятие, открытое занятие для родителей, концерт, конкурс, фестиваль. 5 № Название программы 1 Эстрадное мастерство 2 Основы исследовательской деятельности учащихся старших классов Учебно-методическое обеспечение 1. Далецкий О.В. Школа пения. Учебное пособие – М.: С.М., 2011. 2. Овчинников Е. История джаза. Учебник. М.: С.К., 1994. 3. Словарь музыкальных терминов. М. Музыка, 1998. 4. Франио Г. Роль ритмики в зстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, под общей редакцией Г.Я.Нугер. М.: С.К., 1989. 5. Чугунов Ю. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие для фортепиано. М.: С.К., 1988. 6. Методика обучения эстрадному пению http://malishava.ru/content/pedprakt.pdf 7. Сарычева О В Вокальные упражнения для эстрадного пения https://reader.lanbook.com/book/151843/preview#1 8. Плужников КИ Механика пения Принципы постановки голоса : учебное пособие https://reader.lanbook.com/book/111800/preview#5 9. А. П. Иванов Искусство пения https://litportal.ru/avtory/a-p-ivanov/kniga-iskusstvo-peniya-1225677.html 1. Организация исследовательской деятельности https://arz.unn.ru/2016-05-20-10-37-29/1229-2016-05-20-10-10-58 2. Материалы для проведения элективного курса «Основы исследовательской деятельности учащихся» https://infourok.ru/materiali-dlya-provedeniya-elektivnogo-kursa-osnovi-issledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-2431684.html 3. Научно-исследовательская деятельность учащихся https://urok.1sept.ru/articles/619991 4. Кельсина А.С. Исследовательская деятельность школьников как одно из основных направлений работы Научнообразовательного центра ИСЭРТ РАН // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/05/12113 (дата обращения: 05.10.2021). 5. Презентация Основы научно-исследовательской деятельности http://www.myshared.ru/slide/236452/ 6. Список общеметодической литературы по проектной деятельности https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii 7. Проектная деятельность обучающихся на уровнях общего образования как обязательное требование ФГОС : сборник методических материалов / «БелИРО»; М.А. Яшина, Е.В. Чуприкова. – Белгород, 2020. – 260 с. https://beliro.ru/assets/resourcefile/2589/sbornik-proektnaya-deyatelnost-obuchayushhixsya.pdf 1. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. - 144с. http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnomuchrezhdenii.pdf 6 3 Футбол 4 Волейбол 1. Методика преподавания футбола в школе https://infourok.ru/metodika-prepodavaniya-futbola-v-obscheobrazovatelnoy-shkole-721945.html 2. Методика обучения игры в футбол в системе школьного физического воспитания https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-metodika-obucheniya-igri-v-futbol-v-sisteme-shkolnogo-fizicheskogo-vospitaniyadlya-trenerovprepodavat-1775408.html 3. Учебно-методическая программа по футболу http://sctransbunker.com/docs/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B3%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%20%D0 %BF%D0%BE%20%D1%84%D1%83%D1%82%D0%B1%D0%BE%D0%BB%D1%83%20%D0%A1%D0%9A%20%D0%A2% D0%A0%D0%91.pdf 4. Материалы детской футбольной лиги http://www.dfl.org.ru/reading/books/ 5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 1-4 классах https://static.rfs.ru/documents/1/5fec43542365a.pdf 6. Проект РФС «Футбол в школе» http://xn--b1atfb1adk.xn--p1ai/files/ioe/documents/4V5GZ9MYJ2V9OALVTO51.pdf 7. Ассоциация мини-футбола России http://amfr.ru/information/lib/?PAGEN_1=3 1. Чигинцев В.В. Методическое пособие по волейболу для учителей физической культуры. Екатеринбург, 2013. 2. Мини-волейбол. Правила игры. Методический журнал для учителей физкультуры и тренеров. Март 2012. 3. Колодницкий Г.А. Внеурочная деятельность учащихся. Волейбол: пособие для учителей и методистов. Москва. Просвещение, 2011. 4. Страковская В.Л. 300 подвижных игр для оздоровления детей. Москва. Новая школа, 1994. 5. Т.М.Титова, Т.В.Степанова Волейбол. Развитие физических качеств и двигательных навыков в игре. Москва, «Чистые пруды», 2006. 6. Методическая разработка для учителей http://ppt4web.ru/prezentacii-po-fizkulture/volejjbol1.html 7. Материалы к занятиям: http://www.volley4all.net/training.html http://ppt4web.ru/obshhestvoznanija/volejjbol0.html http://www.volley.ru/ 7 ЭЛЕКТРОННЫЙ РЕСУРС: 5 Настольный теннис http://table-tennis-omsk.ru/literatura-2/ РЕКОМЕНДОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА 1. Байгулов Ю.П. Основы настольного тенниса. – М., 1979. 2. Железняк Ю.Д. Спортивные игры. Теория и методика обучения – М., 2001. 3. Настольный теннис. Правила соревнований ФНТР, 2012 4. Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология: Учебное пособие для студентов. - М: МГППУ, 2004. 368 с. 5. Бордовская Н.В., Реан А.А., Розум С.И. Психология и педагогика. – СПб.: Питер, 2002. – 432 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»). 6. Диагностика мотивационно-ценностной сферы в профессиональном самоопределении: Психологический практикум ШГПИ. \ Автор-составитель: канд. психол. наук Ю.Е. Иванова, Шадринск, 2003. 60 с. 7. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. – М.: Логос, 2005. 384 с. 8. Бабанский Ю. К. Интенсификация процесса обучения. М., 1989 Для обучающихся: 1. Настольный теннис. Правила соревнований ФНТР, 2012. 8 6 Шахматы 1. Примерная основная образовательная программа начального общего образования http://fgosreestr.ru/;. 2. Методические указания Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации и Министерства образования и науки Российской Федерации от 1.10.2009 № ВП-П12-41 «Об использовании спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»; 3. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 7.09.2010 № ИК-1374/19 «О методических указаниях по использованию спортивных объектов в качестве межшкольных центров для проведения школьных уроков физической культуры и внешкольной спортивной работы»; 4. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2012 № МД-583/19 «О методических рекомендациях «Медико-педагогический контроль за организацией занятий физической культурой обучающихся с отклонениями в состоянии здоровья»»; 5. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 16.05.2012 №МД-520/19 «Об оснащении спортивных залов и сооружений общеобразовательных учреждений» вместе с «Примерным перечнем и характеристиками современного спортивного оборудования и инвентаря для оснащения спортивных залов и сооружений государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений»; 6. Шахматы в школе, Методические рекомендации, Учебное пособие для общеобразовательных организаций, Волкова Е.И., Прудникова Е.А., 2017 7. Книги о шахматах и шахматистах https://obuchalka.org/20200824124049/shahmati-v-shkole-metodicheskie-rekomendacii-chetvertii-god-obucheniya-uchebnoeposobie-dlya-obscheobrazovatelnih-organizacii-volkova-e-i-prudnikova-e-a-2017.html 8. Он-лайн тренажер https://chesstempo.com/chess-tactics/ Рекомендованная литература: 9. Бареев И. Гроссмейстеры детского сада.— М.: Наш малыш, 1995 10. Блох М. 1200 комбинаций. – М.: РППО “Росбланкиздат”, 1992. 11. Бобби Фишер учит играть в шахматы. – Киев: Здоровья, 1991. 12. Гришин В., Ильин Е. Шахматная азбука. – М.: Детская литература, 1980. 13. Журавлев Н. В стране шахматных чудес. – М.: Международная книга, 1991. 14. Сухин И. Приключения в Шахматной стране. – М.: Педагогика, 1991. 15. Сухин И. Приключения в Шахматной стране.— М.: Педагогика, 1991. 16. Сухин И. Удивительные приключения в Шахматной стране. – М.:Поматур, 2000. 17. Литература для детей: 18. Сухин И. От сказки – к шахматам. 19. Сухин И. Удивительные превращения деревянного кругляка 20. Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению.– М.: Издательство фирмыACT, 1993. 21. Сухин И. Удивительные приключения шахматной доски. 22. Сухин И. Хвастуны в Паламеде. 9 7 Ритмика 1. Вечтомова В.Д. Ритмика как первоначальная ступень обучения хореографии https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/343489-ritmika-kak-pervonachalnaja-stupen-obuchenija 2. Примерная программа по предмету «Ритмика» https://dshi10.krd.muzkult.ru/media/2020/08/05/1256597767/ritmika.pdf 3. Программа раннего эстетического развития http://xn--4-7sbgxicex4abamk6d.xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/content/files/platn-uslugi/programmy/programma-ritmika-rer.pdf 4. Ритмика в школе: третий урок физической культуры. Учебно-методическое пособие - Фирилева, Загрядская, Рябчиков https://sankom.ucoz.com/news/ritmika_v_shkole_tretij_urok_fizicheskoj_kultury_uchebno_metodicheskoe_posobie_firileva_zagrja dskaja_rjabchikov/2016-01-25-36 5. Популярные пособия по ритмике https://vk.com/wall-68624275_132 http://asv.school5-kstovo.edusite.ru/p7aa1.html 6. Методика дисциплина «Ритмика» http://elibrary.sgu.ru/uch_lit/362.pdf 10