Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - ГИМНАЗИЯ № 13 ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ – гимназия №13 Р.Б.Стихина _________________ Протокол №16 от 25.08.2021г. Приказ № 286-01.09 от 01.09.2021 Основы исследовательской деятельности обучающихся. Научное общество «Инсайт». Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социальнопедагогической направленности для обучающихся 14 – 18 лет, срок реализации 1 год) Разработчик: Сафонова Н.В., педагог дополнительного образования МАОУ – гимназии №13 Екатеринбург 2021 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА В основу программы положены концептуальные идеи развития детской одаренности в условиях массового обучения и формирования исследовательской культуры учащихся, разработанные А.И.Савенковым, Т.А.Файн, А.В.Масленниковой, Н.И.Дереклеевой и др. Основная идея: данный курс предназначен для обучающихся 14 – 18 лет способных заниматься исследовательской деятельностью. Обоснованность (актуальность, новизна, значимость): современное образование является жестко структурированной системой, задающей для всех одни и те же параметры. Но современная школа не может ограничиваться только трансляцией отобранных знаний. Данная программа содействует развитию образовательной среды, атмосфере интеллектуального поиска и творческой деятельности, являющейся составной частью общения и воспитания. Цель программы – оказание методической поддержки интеллектуально одаренным обучающимся, склонным к исследовательской деятельности Задачи: Обучающие: обучение методологии проведения научных исследований; познакомить с элементарными понятиями мира науки, техники, его терминологией; формирование начальных навыков поиска и обработки информации; научить планированию своей работы и осуществлению самоконтроля и самоанализа. Развивающие: развитие аналитического и критического мышления обучающихся в процессе творческого поиска и проведения научных исследований; выявление одаренных детей и обеспечение реализации их интеллектуально-творческого потенциала; развитие культуры устной и письменной речи; развитие личностных качеств исследователей. Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; воспитание навыков самоконтроля и самореализации; сформировать умение работать в коллективе; создать условия для развития субъектной позиции одаренного ребенка (педагог – ребенок – родитель). Принципы: Курс характеризуется повышением практического уровня освоения материала, в котором в разумной последовательности чередуются лекционные занятия с практическими. Основной акцент делается на формирование умений применять полученные знания в практической деятельности. Программа по содержанию и методике основывается на идеях овладения техникой исследовательского поиска. Условия реализации программы: Курс рассчитан на 1 год реализации для обучающихся 14-18 лет; занятия проводятся тремя группами, в группу входит минимум 10 человек, максимум 15. Содержание теоретико-практической части охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на 5 основных частей. Курс рассчитан на 70 часов групповых теоретикопрактических занятий, а также 140 часов индивидуально-групповых консультаций и проведение интеллектуально-творческих мероприятий. Курс организован в виде групповых учебных занятий (70 часов в год), входящих в учебный план дополнительного образования гимназии, а также индивидуально-группового консультирования учащихся и проведение массовых интеллектуально-творческих мероприятий (140 часов в год) в соответствии с районным, городским, областным графиком мероприятий фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала» и Городской целевой программы «Одаренные дети». Методы и технологии реализации содержания программы Организационные формы обучения: групповая; индивидуальная; по подгруппам. Формы организации процесса обучения: беседа, экскурсия, викторина, исследовательский проект; занятие, практические занятие, практическая работа; дни защиты исследовательских проектов; научно-практические конференции, фестивали. Методы обучения: словесные - беседа, объяснение, инструктаж; наглядные - иллюстрации (рисунков, схем), (показ приемов исполнения, работа по образцу, наблюдение т др.); практические; эврические: конкурсы, исследования, творческие защиты; исследовательские: исследовательская деятельность, защита проектов; репродуктивные: задания по рассмотренному ранее образцу; объяснительно-иллюстрированные - подача информации при помощи наглядных и практических материалов. Методы закрепления материала: репродуктивные: беседа, опрос; частично-поисковые; исследовательские; творческие. Реализация творческого потенциала учащихся при проведении учебного исследования Этапы выполнения задания Формы работы Возможности (индивидуальной, групповой) форм работы Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную тему для изучения. Групповая Развивает умениесогласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы варианты выбора темы. Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно выделить конкретную задачу для решения. Групповая Представляет совместный взгляд членов группы на поставленную задачу. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы варианты выбора цели, задач, гипотезы. 1. Выбор темы 2. Определить цель исследования, задачи, гипотезу Индивидуальная Позволяет активизировать личный опыт учащегося, развивает умение самостоятельно определить методы исследования. Групповая Представляет совместныйвзгляд членов группы на поставленную задачу. Развивает умение согласовывать свою точку зрения с мнением товарищей. Развивает умение выслушивать и анализировать предлагаемые участниками группы направления поиска. Индивидуальная Развивает исследовательские умения учащихся по организации поиска необходимой информации (классификационные умения, умение сужать поле поиска, выделять существенные признаки) Групповая Развивает умения распределять функции и роли между участниками группы, планировать деятельность, определять меру ответственности участников группы. Расширяет индивидуальный опыт по рассматриваемой проблеме через обмен необходимой информацией между учащимися. Развивает умение совместной организации поисковой деятельности учащихся. Выявляет собственные организационные возможности обучающихся. Индивидуальная Позволяет самостоятельно использовать освоенные методы, реализовать опыт творческой деятельности, предложить собственную версию решения задачи. 3. Составление плана исследований, выбор методов исследования 5. Сбор материала 6. Обобщение полученных данных Групповая Позволяет освоить способ выполнения задания в совместной деятельности. Развивает умения планировать решение задачи в соответствии с выбранным методом, распределять функции между участниками группы, совместно обсуждать ход решения задачи, отстаивать личную позицию. Индивидуальная Позволяет применять различные методы при выполнении задания. Расширяет возможности учащихся в выборе оптимального из множества способов решения задачи. Групповая Позволяет обмениваться опытом определения направления поиска. Расширяет возможности учащихся анализировать сложившуюся ситуацию. Представляет различные точки зрения на уровень представленной ситуации. Индивидуальная Вырабатывает умение самоанализа. Позволяет демонстрировать и защищать полученный творческий продукт. Групповая Позволяет демонстрировать совместный продукт, полученный группой. Развивает умения оценивать уровень выполнения творческого задания, сопоставлять собственные результаты с результатами работы других групп. 7. Подготовка доклада к защите. 8. Защита исследования. Методика работы с научной информацией Научная информация отображает адекватно современному состоянию науки объективные закономерности природы, общества и мышления. К методам работы с научной информацией относятся методы поиска информации; методы обработки полученной информации; методы систематизация и хранение научной информации. 1) Поиск научной информации. 2) Чтение научной литературы 3) Методы фиксации полученной информации 4) Систематизация и хранение информации Методики развития общих исследовательских умений и навыков обучающихся: 1. Развитие умений видеть проблемы 2. Развитие умений выдвигать гипотезы 3. Развитие умений давать определения понятиям 4. Развитие умений классифицировать 5. Развитие умений работать с парадоксами 6. Развитие умений наблюдать 7. Развитие умений и навыков экспериментирования 8. Организация и проведение эксперимента. 9. Обобщение и синтез экспериментальных данных. 10. Развитие умений высказывать суждения и делать умозаключения 11. Развитие умения создавать метафоры 12. Развитие умений создавать тексты Система оценки достижений обучающихся: Обучающиеся должны иметь возможность объективно оценить уровень своих знаний. Объективная оценка достижений в рамках курса будет осуществляться через представление собственных результатов исследования в интеллектуально-творческих мероприятиях различного уровня, в том числе: на школьных научно-практических конференциях; организация и проведение Дня науки, интеллектуальных марафонов и интеллектуальных игр в гимназии; в интеллектуально-творческих мероприятиях различных уровней (городские игры «Что? Где? Когда?», «Властелин знаний», «Своя игра» и др.); участие в Городском Молодежном научном форуме; посещение научного лектория в УрФУ; участие в учебно-исследовательских экспедициях; районных, городских и областных этапах защиты научноисследовательских проектов фестиваля «Юные интеллектуалы Среднего Урала»; открытых городских защитах исследовательских проектов обучающихся (СУНЦ, Центр «Одаренность и технологии»); вузовских академических чтениях; Всероссийских и региональных конференциях и конкурсах. Планируемые результаты: Итоговый уровень умений и навыков, которым учащиеся должны овладеть по окончанию курса должен содействовать успешной защите научно-исследовательской работы. Личностные: формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; развитие любознательности, стремление к творческой деятельности; формирование навыков совместной деятельности, сотрудничества и взаимопомощи; формирование позитивного отношения к труду; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) труда. Метапредметные: умение работать в коллективе, осознавая себя его частью; умение планировать свою работу и осуществлять самоконтроль и самоанализ; умение правильно организовать свое рабочее пространство с учетом соблюдения правил безопасности; умение оценивать результаты своего труда; использование приобретенных знаний и умений для творческого решения задач. Предметные: выделять проблему из общей массы информации в рассматpиваемой области; выделять в проблеме «объект исследования» и «предмет исследования» ; правильно формулировать тему, ставить цель и определять задачи исследования; подбирать методы для проведения своей научно-исследовательской работы проводить эксперимент; анализировать данные и делать выводы; грамотно оформлять отчетность по НИР (доклад, реферат, отчет); готовить презентации. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ Введение (4 часа) Введение в научное исследование. Виды исследовательских работ: доклад, тезисы доклада, стендовый доклад, литературный обзор, рецензия, научная статья, научный отчет, реферат, проект, научно-исследовательская работа. Основные всероссийские и региональные научно-практические конференции, конкурсы обучающихся. Раздел 1. Методология научного творчества (20 часов) Основные понятия научно-исследовательской работы: аспект, гипотеза, дедукция, индукция, категория, концепция, ключевое слово, метод исследования, методология научного познания, научная дисциплина, научная тема, научная теория, научное исследование, научное познание, научный факт, обзор, объект и предмет исследования, принцип, проблема, теория, умозаключение. Общая схема хода научного исследования: обоснование актуальности выбранной темы, постановки цели и конкретных задач исследования, определение объекта и предмета исследования, выбор методов и методики проведения исследования, описание процесса исследования, обсуждение результатов исследования, формулирование выводов, оценка полученных результатов. Методы научного познания: наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент, абстрагирование, анализ и синтез; исторический метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному. Применение логических законов и правил: законы тождества, противоречия, исключенного третьего, достаточного основания. Поиск информации: виды информации (обзорная, реферативная, сигнальная, справочная), методы поиска информации. Раздел 2. Этапы работы в рамках научного исследования (10 часов) Выбор темы. Составление плана научно-исследовательской работы. Работа с научной литературой. Работа с понятийным аппаратом. Опытноэкспериментальная работа Раздел 3. Оформление исследовательской работы (8 часов) Структура содержания исследовательской работы: титульный лист, оглавление (содержание), введение, основная часть, заключения, список литературы и других источников. Общие правила оформления текста исследовательской работы: формат, объем, шрифт, интервал, поля, нумерация страниц, заголовки, сноски и примечания, приложения Раздел 4. Научная организация труда (4 часа) Рабочее место. Составление карточек. Работа с книгой. Раздел 5. Представление результатов научно-исследовательской работы (24 часа) Написание доклада. Подготовка иллюстративных материалов к докладу. Отработка навыков публичного выступления. Психологический аспект готовности к выступлению. Культура выступления и ведения дискуссии: соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы, заключительное слово. Публичная защита. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Занятия проводятся в кабинете физики (67) № Наименование темы Введение Введение в научное 1 исследование Виды исследовательских 2 работ Основные всероссийские и региональные научно3 практические конференции, конкурсы школьников Раздел 1. Методология научного творчества Основные понятия научно4 исследовательской работы Общая схема хода 5 научного исследования Методы научного 6 познания Применение логических 7 законов и правил 8 Поиск информации Раздел 2. Этапы работы в рамках научного исследования 9 Выбор темы Составление плана научно10 исследовательской работы Работа с научной 11 литературой Работа с понятийным 12 аппаратом Опытно13 экспериментальная работа Раздел 3. Оформление исследовательской работы Структура содержания 14 исследовательской работы Общие правила оформления текста 15 исследовательской работы Раздел 4. Научная организация труда Общее количество часов 4 в том числе теоретич. практич. 4 - Форма/методы контроля 2 2 - Групповая/наблюдение 1 1 - Групповая/наблюдение 1 1 - Групповая/наблюдение 20 8 12 4 2 2 Групповая/наблюдение 4 2 2 Групповая/тест 4 2 2 Групповая/наблюдение 4 2 2 4 - 4 Групповая/практическая работа Групповая/тест 10 2 8 2 - 2 Групповая/наблюдение 2 - 2 Групповая/практическая работа 2 - 2 Групповая/наблюдение 2 - 2 Групповая/практическая работа 2 2 - Групповая/практическая работа 8 4 4 4 2 2 Групповая/наблюдение 4 2 2 Групповая/наблюдение 4 2 2 16 Рабочее место 17 Составление карточек 1 1 1 - 1 18 Работа с книгой 2 1 1 24 5 19 2 1 1 Групповая/практическая работа 2 1 1 Групповая/практическая работа 4 - 4 Индивидуальная/практическая работа 6 - 6 Индивидуальная/практическая работа 2 1 1 4 - 4 4 2 2 Раздел 5. Представление результатов научноисследовательской работы 17 Подготовка доклада Подготовка 18 иллюстративных материалов к докладу Отработка навыков 19 публичного выступления Психологический аспект 20 готовности к выступлению (тренинг) Культура выступления и 21 ведения дискуссии 22 Публичная защита Критерии оценки качества выполнения и 23 презентации результатов научноисследовательских работ Всего: Групповая/наблюдение Групповая/наблюдение Групповая/практическая работа Групповая/практическая работа Групповая/практическая работа Групповая/практическая работа 70 часов МАССОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ Тема Месяц. числа недели, Круглый стол с представителями Центра «Одаренность и технологии» по вопросам участия в мероприятиях ГЦП «Одаренные дети». Консультирование по вопросам участия в интеллектуальных мероприятиях, по вопросам актуальности исследований. Встреча с выпускниками гимназии, публичная защита проектов выпускников. Консультирование по вопросам участия в школьном туре олимпиад. Беседа с представителем психологической службы гимназии по вопросам психологической готовности к интеллектуальным испытаниям. Подготовка к отборочному туру игры «Что? Где? Когда?» Сентябрь, (1-6) 1 группа (кол-во часов) 2 Сентябрь, (1-6) 2 Сентябрь, (7-13) 2 Сентябрь, (7-13) 2 Сентябрь, (14-20) 2 Сентябрь, (14-20) 2 Сентябрь, (21-27) 2 Знакомство с новыми членами НОУ, презентация результатов исследовательского проекта, представленного на Городском форуме школьных научных обществ. Специфика проведения вузовских олимпиад г. Екатеринбурга, разбор заданий по предметам естественнонаучного цикла. Встреча с ведущими преподавателями-исследователями УрФУ Специфика проведения вузовских олимпиад г. Екатеринбурга, разбор заданий по предметам лингвистического цикла. Встреча с ведущими преподавателями-исследователями УрГЭУ Специфика проведения вузовских олимпиад г. Екатеринбурга, разбор заданий по предметам гуманитарного цикла. Встреча с ведущими сотрудниками-исследователями института физики металлов, традиционными руководителями школьных исследований. Беседа с психологом гимназии о возможных схемах подготовки к районному туру олимпиад. Посещение научного лектория Участие в отборочном туре городской игры «Что? Где? Когда?» Обсуждение тематики работ, выбранных для исследования в текущем году. Тренинг уверенного поведения. Экскурсия в музей радио. Консультирование (групповое, затем индивидуальное) по структуре исследовательской работы и проекта. Обсуждение участия и структуры выдвигаемой работы на Форум ШНО. Знакомство с центром ядерной энергетики. Экскурсия в центр народных промыслов. Представление замысла о обсуждение промежуточных результатов проекта «Изобретения человечества, подсмотренные у природы». Презентация дополнительных материалов. Специфика проведения олимпиад, входящих в перечень, утвержденный министерством образования и науки РФ (олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», ВШЭ, и т.д. Посещение Ельцин-центра (в субботу и воскресенье) Брейн-ринг с участием выпускников гимназии (смешанные команды. первенство в группах) Обсуждение заданий для интеллектуального марафона, составление заданий для марафона Разбор совместно с педагогами гимназии заданий олимпиад, входящих в перечень, утвержденный министерством образования и науки РФ (олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», ВШЭ, и т.д. Финал брейн-ринга. Сентябрь, (21-27) 2 Сентябрь – октябрь (28-4) Сентябрь – октябрь (28-4) 2 Октябрь (5-11) Октябрь (5-11) 2 Октябрь (12-18) 2 Октябрь (12-18) Октябрь (19-25) Октябрь (19-25) Октябрь-ноябрь (26-1) Ноябрь (9-15) Ноябрь (9-15) Ноябрь (16-22) Ноябрь (16-22) Ноябрь (23-29) Ноябрь (23-29) Ноябрь-декабрь (30-6) 2 Ноябрь-декабрь (30-6) 2 Декабрь (7-13) Декабрь (14-20) Декабрь (14-20) Декабрь (21-27) 3 Декабрь 1 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 (28-30) Посещение научного лектория УрГАПС. Представление и обсуждение работ, выдвинутых на районный тур НПК. Отработка навыков публичного выступления (гуманитарное направление). Представление и обсуждение работ, выдвинутых на районный тур НПК. Отработка навыков публичного выступления (естественно-научное направление). Консультирование и рецензирование работ участников районного тура НПК (структура, формулирование цели и задач, корректность гипотезы, уместность методов исследования. Встреча с представителями научно-исследовательских учреждений города. Научных лабораторий вузов и заводов. Отборочный тур игры «Хочу все знать». Посещение современного цеха по химико-термической обработки металлов на заводе гражданской авиации. Подготовка и проведение гимназического Дня науки Консультирование по вопросу оформления работ и корректного использования источников информации. Конкурс буктрейлеров "ВИДЕОБУКС", знакомство с работами обучающихся. Составление и апробация заданий для проведения интеллектуальных конкурсов. Экскурсия в геологический музей , встреча с представителями горного университета. Посещение выставки «Наука Урала в годы войны» (в выходные дни). Консультирование участников всероссийской конференции «Эволюция российского права», «Евразийского экономического форума» и «Урал-Иннова». Подготовка и консультирование педагогом и обучающимися участников гимназического конкурса «Юный академик». Предварительный этап. Проведение дня науки. Районный тур НПК, отработка ораторских навыков. Безопасность жизнедеятельности в школе. Проект «Определение скользкости напольных покрытий». Теория вопроса, экспериментальная установка. Безопасность жизнедеятельности в школе. Проект «Определение скользкости напольных покрытий». Эксперимент и обсуждение его результатов. Посещение музея военной техники в Верхней Пышме, встреча с уральскими конструкторами. Занимательная игра «По следам народных промыслов Урала». Тренинг «Правила проведения и оформления социального опроса». Январь (11-17) Январь (11-17) 2 Январь (18-24) 2 Январь (18-24) 2 Январь (25-31) Январь (25-31) Февраль (1-7) Февраль (8-14) Февраль (8-14) Февраль (15-21) Февраль (15-21) Февраль (22-28) Февраль (22-28) Февраль-март (29-7) 2 Февраль-март (29-7) 2 Февраль (8-14) Февраль (8-14) Февраль (15-21) 2 Февраль (15-21) 2 Февраль (22-28) Февраль-март (29-6) Февраль-март (29-6) 3 2 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 Тренинг «Проведение исследований в группах». Урок в центре атомной энергетики (астрономия). Консультирование учащихся, допущенных к очной защите на городском туре НПК, публичная защита работ. Посещение современной лаборатории УрФУ, знакомство с профессией инженера-металлурга. Урок в центре атомной энергетики. Встреча с работниками Белоярской АЭС. Экологические проекты как пример проработки межпредметных связей .Разбор проекта «Световое загрязнение окружающей среды и его влиян7ие на жизнь растений». Практика «Создание межпредметных проектов. Задумки и перспективы». Обсуждение результатов открытых всероссийских олимпиад, отличие форм олимпиадных заданий от заданий ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка, формирование комиссий, проведение консультаций и конкурса «Юный академик». Встреча с представителями Уральского клуба нового образования, знакомство с новыми конкурсами исследовательских и прикладных проектов. Знакомство с мини-исследованиями «Забытый полк». Подготовка информации и определение участников парада. Представление и оформление материалов в школьную газету и сайт (по подготовке к участию в параде 9 мая). Возрождение уральской физической школы, актуальность технических исследований. Представление прикладных проектов обучающихся-победителей различных конкурсов. Занимательная практика «Молекулярная кухня» Занимательная практика «Физика для лириков». Занимательная практика «Создание макета – технология плюс математика». Круглый стол с участием педагогов гимназии по результатам участия гимназистов в олимпиадах, НПК и иных интеллектуальных конкурсах. Итого Март (7-13) Март (14-20) Март (14-20) Март (21-27) Апрель (4-10) Апрель (4-10) 1 Апрель (11-17) Апрель (11-17) 2 Апрель (18-24) Апрель (18-24) 2 Апрель-май (25 – 1) Май (2-8) Май (9 – 15) 4 Май (9 – 15) Май (16 – 22) Май (16 – 22) Май (23 – 29) 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 140 Материально-техническое обеспечение Кабинет Компьютер Проектор Экран Лабораторное оборудование стандартных кабинетов физики, химии, биологии Канцелярские принадлежности Электронные носители информации Учебно - методическое обеспечение 1. Организация исследовательской деятельности https://arz.unn.ru/2016-05-20-10-37-29/1229-2016-05-20-10-10-58 2. Материалы для проведения элективного курса «Основы исследовательской деятельности учащихся» https://infourok.ru/materiali-dlya-provedeniya-elektivnogo-kursa-osnoviissledovatelskoy-deyatelnosti-uchaschihsya-2431684.html 3. Научно-исследовательская деятельность учащихся https://urok.1sept.ru/articles/619991 4. Кельсина А.С. Исследовательская деятельность школьников как одно из основных направлений работы Научно-образовательного центра ИСЭРТ РАН // Современные научные исследования и инновации. 2012. № 5 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2012/05/12113 (дата обращения: 05.10.2021). 5. Презентация Основы научно-исследовательской деятельности http://www.myshared.ru/slide/236452/ 6. Список общеметодической литературы по проектной деятельности https://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskietekhnologii/library/2018/01/25/spisok-literatury-dlya-organizatsii 7. Проектная деятельность обучающихся на уровнях общего образования как обязательное требование ФГОС : сборник методических материалов / «БелИРО»; М.А. Яшина, Е.В. Чуприкова. – Белгород, 2020. – 260 с. https://beliro.ru/assets/resourcefile/2589/sbornik-proektnaya-deyatelnostobuchayushhixsya.pdf 8. Яковлева Н.Ф. Проектная деятельность в образовательном учреждении [Электронный ресурс]: учеб.пособие. – 2-е изд., стер. – М. : ФЛИНТА, 2014. 144с. http://www.kspu.ru/upload/documents/2015/10/19/71da327648fc882ccefc7530c24 077b1/proektnaya-deyatelnost-v-obrazovatelnom-uchrezhdenii.pdf Список литературы 1. Бороздина Г.В. Психология делового общения: учебное пособие. – М.: ИНФРА – М, 1999 2. Безрукова В.С. Настольная книга педагога –исследователя. – Екатеринбург.: Издательство Дома учителя, 2001 3. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24 4. Глущенко, Н.Н. Развитие интеллектуальной одаренности детей – важнейшая задача учебно-исследовательской деятельности в учреждении дополнительного образования / Н.Н. Глущенко, М.А. Медведева,. Н.В. Еремина. // Методист. – 2014. – №8. – с. 24-28. 5. Горбунова 1I.B., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом // Образование в современной школе. - 2000. - №4. 6. Игнатьева, Г. А. Проектные формы учебной деятельности обучающихся общеобразовательной школы // Психология обучения. – 2013. - № 11. – С. 20-33 7. Иманова, Ж.П. Проектная деятельность как одно из инновационных направлений развития / Ж.П. Иманова // Дополнительное образование и воспитание. – 2016. – №9. – с. 15-16 8. Кузнецова, С. И. Проектная деятельность как механизм развития детской одаренности // Управление качеством образования. – 2013. - № 7. – С. 80-84 9. Меренкова, О.А. Научно-исследовательская работа в школе: в помощь учителю, классному руководителю. Методическое пособие. – М.: УЦ Перспектива, 2011. – 48 с 10. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. - Издательство М., Академия, 2005. – 217с. 11. Образцов П.И. Методы и методология психологического исследования. СПб.: Питер, 2004 12. Петунин О. В. Проектная и исследовательская деятельность учащихся как способ выполнения требований ФГОС / О. В. Петунин // Инновации в образовании. – 2014. – № 1. – С. 20-26. 13. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 правил. М.: ГУ – ВШЭ: ИНФРА – М, 2001 14. Сауренко, Н. Е. Проектный подход: интеграция теории и практики // Профессиональное образование. – 2014. - № 1. – С. 44-47Шилова О.Н. 15. Тимонина, Г. В. Управление качеством образовательного процесса по развитию проектно- исследовательской деятельности обучающихся как основы самореализации // Все для администратора школы. – 2014. - № 1. – С. 18-30 16. Титов, Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности [Текст] / Е.В.Титов // Педагогика, 2003.- № 9.С.35- 39 Литература для учащихся: 1. Витте И. Маленькая кузница большой науки (формирование навыков научно-исследовательской работы учащихся и этапы научного исследования) // Управление школой (ПС). – 2008. - № 5. 2. Глебова, С.В. Исследовательская деятельность школьников – когда и с чего начинать / С.В. Глебова // Внешкольник. – 2016.– №5 (173). – с. 43. 3. Николаев Н.А. Учись быть читателем: старшекласснику о культуре работы с научно-популярной книгой. – М.: Просвещение, 1982 Сведения о разработчике Сафонова Наталия Валерьевна Педагог дополнительного образования МАОУ – гимназия №13 Образование – высшее, УПИ им. Кирова. Профессиональная переподготовка отделения дополнительного образования ООО «Издательство «Учитель». Педагогическое образование: учитель (технология, физика) Педагогический стаж – 19 лет Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования. Аннотация к программе «Основы исследовательской деятельности обучающихся» Участие обучающихся гимназии в научной деятельности, приобщение подрастающего поколения к проведению научных исследований обеспечивает каждому гимназисту развитие интеллектуально-творческого потенциала, формирование исследовательского стиля мышления, творческое видение мира, навыки самостоятельности, самоопределение и самопонимание через саморазвитие, адаптацию в условиях современного общества. Данный курс предназначен для одаренных обучающихся 14-18 лет, склонных заниматься исследовательской деятельностью Данная программа содействует развитию образовательной среды гимназии – созданной педагогами, обучающимися и родителями атмосфере интеллектуального поиска и творческой деятельности, являющейся составной частью общения и воспитания. В основу курса положены концептуальные идеи развития детской одаренности в условиях массового обучения и формирования исследовательской культуры учащихся, разработанные А.И.Савенковым, Т.А.Файн, А.В.Масленниковой, Н.И.Дереклеевой и др. Цель программы – оказание методической поддержки интеллектуально одаренным учащимся, склонным к исследовательской деятельности Задачи: - выявление одаренных детей и обеспечение реализации их интеллектуальнотворческого потенциала; - развитие аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и проведения научных исследований; - обучение методологии проведения учебного и научного исследований; - формирование начальных навыков поиска и обработки информации; - развитие культуры устной и письменной речи; - развитие личностных качеств учащихся-исследователей. курс рассчитан на 1 год обучения; содержание теоретико-практической части охватывает весь процесс научного исследования и в целях сохранения логики его изучения разделен на 5 основных частей. Курс рассчитан на 70 часов групповых теоретико-практических занятий, а также 140 часов индивидуально-групповых консультаций и проведение интеллектуальнотворческих мероприятий. Календарный учебный график 2020 – 2021 учебный год № Учебные недели 4 3 5 4 6 5 7 6 8 7 9 8 10 9 11 10 12 11 Название темы. Содержание тем для журнала Введение в научное исследование Виды исследовательских работ Основные всероссийские и региональные научнопрактические конференции, конкурсы школьников Основные понятия научноисследовательской работы Основные понятия научноисследовательской работы Общая схема научного исследования Общая схема научного исследования Методы научного познания Методы научного познания Применение логических законов и правил Применение логических законов и правил Поиск информации 1 1 2 2 13 12 Поиск информации 14 13 Выбор темы 15 14 16 15 17 16 Составление плана научноисследовательской работы Работа с научной литературой Работа с понятийным аппаратом 3 Форма занятий Теоретическое занятие Комбинированное занятие Кол- Форма/методы контроля во часов Групповая/наблюдение 2 1 Групповая/практическая работа Теоретическое занятие 1 Групповая/наблюдение Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение Комбинированное занятие 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие Практическое занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Групповая/тест 2 Групповая/тест 2 Групповая/наблюдение 2 Групповая/тест 2 Групповая/наблюдение Практическое занятие 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Групповая/тест 2 Групповая/практическая работа Групповая/наблюдение 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение 2 Групповая/практическая работа 2 18 17 19 18 20 19 21 20 22 21 23 22 Опытноэкспериментальная работа Структура содержания исследовательской работы Структура содержания исследовательской работы Общие правила оформления текста научноисследовательской работы Общие правила оформления текста научноисследовательской работы Рабочее место Составление карточек 24 25 23 Работа с книгой 26 24 Подготовка доклада 27 25 28 26 29 27 30 28 31 29 32 30 33 31 34 32 Подготовка иллюстративных материалов Отработка навыков публичного выступления Отработка навыков публичного выступления Психологический аспект готовности к выступлению (тренинг) Психологический аспект готовности к выступлению (тренинг) Психологический аспект готовности к выступлению (тренинг) Культура выступления и ведения дискуссии Публичная защита 35 33 Публичная защита Практическое занятие 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение Практическое занятие 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие Комбинированное занятие 1 Групповая/наблюдение 1 Групповая/наблюдение 2 Групповая/наблюдение 2 Групповая/практическая работа Групповая/практическая работа Комбинированное занятие 2 Групповая/устное выступление Практическое занятие 2 Индивидуальная/ устное выступление Комбинированное занятие 2 Групповая/наблюдение Комбинированное занятие 2 Групповая/практическая работа Практическое занятие 2 Групповая/практическая работа Комбинированное занятие Комбинированное занятие Практическое занятие 2 Групповая/наблюдение 2 Групповая/проектная работа Групповая/проектная работа 2 2 36 34 37 35 Критерии оценки Комбинированное качества выполнения и занятие презентации результатов научноисследовательских работ Критерии оценки Практическое качества выполнения и занятие презентации результатов научноисследовательских работ Итого 2 Групповая/проектная работа 2 Групповая/проектная работа 70 МАССОВЫЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ И ГРУППОВОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ 2020 – 21 учебный год Тема Месяц. числа недели, Круглый стол с представителями Центра «Одаренность и технологии» по вопросам участия в мероприятиях ГЦП «Одаренные дети». Консультирование по вопросам участия в интеллектуальных мероприятиях, по вопросам актуальности исследований. Встреча с выпускниками гимназии, публичная защита проектов выпускников. Консультирование по вопросам участия в школьном туре олимпиад. Беседа с представителем психологической службы гимназии по вопросам психологической готовности к интеллектуальным испытаниям. Подготовка к отборочному туру игры «Что? Где? Когда?» Сентябрь, (1-6) 1 группа (кол-во часов) 2 Сентябрь, (1-6) 2 Сентябрь, (7-13) 2 Сентябрь, (7-13) 2 Сентябрь, (14-20) 2 Сентябрь, (14-20) 2 Сентябрь, (21-27) 2 Сентябрь, (21-27) 2 Сентябрь – октябрь (28-4) Сентябрь – октябрь (28-4) 2 Октябрь (5-11) Октябрь 2 Знакомство с новыми членами НОУ, презентация результатов исследовательского проекта, представленного на Городском форуме школьных научных обществ. Специфика проведения вузовских олимпиад г. Екатеринбурга, разбор заданий по предметам естественнонаучного цикла. Встреча с ведущими преподавателями-исследователями УрФУ Специфика проведения вузовских олимпиад г. Екатеринбурга, разбор заданий по предметам лингвистического цикла. Встреча с ведущими преподавателями-исследователями УрГЭУ Специфика проведения вузовских олимпиад г. 2 2 Екатеринбурга, разбор заданий по предметам гуманитарного цикла. Встреча с ведущими сотрудниками-исследователями института физики металлов, традиционными руководителями школьных исследований. Беседа с психологом гимназии о возможных схемах подготовки к районному туру олимпиад. Посещение научного лектория Участие в отборочном туре городской игры «Что? Где? Когда?» Обсуждение тематики работ, выбранных для исследования в текущем году. Тренинг уверенного поведения. Экскурсия в музей радио. Консультирование (групповое, затем индивидуальное) по структуре исследовательской работы и проекта. Обсуждение участия и структуры выдвигаемой работы на Форум ШНО. Знакомство с центром ядерной энергетики. Экскурсия в центр народных промыслов. Представление замысла о обсуждение промежуточных результатов проекта «Изобретения человечества, подсмотренные у природы». Презентация дополнительных материалов. Специфика проведения олимпиад, входящих в перечень, утвержденный министерством образования и науки РФ (олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», ВШЭ, и т.д. Посещение Ельцин-центра (в субботу и воскресенье) Брейн-ринг с участием выпускников гимназии (смешанные команды. первенство в группах) Обсуждение заданий для интеллектуального марафона, составление заданий для марафона. Разбор совместно с педагогами гимназии заданий олимпиад, входящих в перечень, утвержденный министерством образования и науки РФ (олимпиады «Ломоносов», «Покори Воробьевы горы», ВШЭ, и т.д. Финал брейн-ринга. Посещение научного лектория УрГАПС. Представление и обсуждение работ, выдвинутых на районный тур НПК. Отработка навыков публичного выступления (гуманитарное направление). Представление и обсуждение работ, выдвинутых на районный тур НПК. Отработка навыков публичного выступления (естественно-научное направление). Консультирование и рецензирование работ участников (5-11) Октябрь (12-18) 2 Октябрь (12-18) Октябрь (19-25) Октябрь (19-25) Октябрь-ноябрь (26-1) Ноябрь (9-15) Ноябрь (9-15) Ноябрь (16-22) Ноябрь (16-22) Ноябрь (23-29) Ноябрь (23-29) Ноябрь-декабрь (30-6) 2 Ноябрь-декабрь (30-6) 2 Декабрь (7-13) Декабрь (14-20) Декабрь (14-20) Декабрь (21-27) 3 Декабрь (28-30) 1 Январь (11-17) Январь (11-17) 2 Январь (18-24) 2 Январь 2 2 2 1 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 районного тура НПК (структура, формулирование цели и задач, корректность гипотезы, уместность методов исследования. Встреча с представителями научно-исследовательских учреждений города. Научных лабораторий вузов и заводов. Отборочный тур игры «Хочу все знать». Посещение современного цеха по химико-термической обработки металлов на заводе гражданской авиации. Подготовка и проведение гимназического Дня науки Консультирование по вопросу оформления работ и корректного использования источников информации. Конкурс буктрейлеров "ВИДЕОБУКС", знакомство с работами обучающихся. Составление и апробация заданий для проведения интеллектуальных конкурсов. Экскурсия в геологический музей , встреча с представителями горного университета. Посещение выставки «Наука Урала в годы войны» (в выходные дни). Консультирование участников всероссийской конференции «Эволюция российского права», «Евразийского экономического форума» и «Урал-Иннова». Подготовка и консультирование педагогом и обучающимися участников гимназического конкурса «Юный академик». Предварительный этап. Проведение дня науки. Районный тур НПК, отработка ораторских навыков. Безопасность жизнедеятельности в школе. Проект «Определение скользкости напольных покрытий». Теория вопроса, экспериментальная установка. Безопасность жизнедеятельности в школе. Проект «Определение скользкости напольных покрытий». Эксперимент и обсуждение его результатов. Посещение музея военной техники в Верхней Пышме, встреча с уральскими конструкторами. Занимательная игра «По следам народных промыслов Урала». Тренинг «Правила проведения и оформления социального опроса». Тренинг «Проведение исследований в группах». Урок в центре атомной энергетики (астрономия). Консультирование учащихся, допущенных к очной защите на городском туре НПК, публичная защита работ. Посещение современной лаборатории УрФУ, знакомство с профессией инженера-металлурга. Урок в центре атомной энергетики. Встреча с работниками Белоярской АЭС. Экологические проекты как пример проработки (18-24) Январь (25-31) Январь (25-31) Февраль (1-7) Февраль (8-14) Февраль (8-14) Февраль (15-21) Февраль (15-21) Февраль (22-28) Февраль (22-28) Февраль-март (29-7) 2 Февраль-март (29-7) 2 Февраль (8-14) Февраль (8-14) Февраль (15-21) 2 Февраль (15-21) 2 Февраль (22-28) Февраль-март (29-6) Февраль-март (29-6) Март (7-13) Март (14-20) Март (14-20) Март (21-27) Апрель (4-10) Апрель 3 2 4 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 2 2 2 2 2 межпредметных связей .Разбор проекта «Световое загрязнение окружающей среды и его влияние на жизнь растений». Практика «Создание межпредметных проектов. Задумки и перспективы». Обсуждение результатов открытых всероссийских олимпиад, отличие форм олимпиадных заданий от заданий ОГЭ и ЕГЭ. Подготовка, формирование комиссий, проведение консультаций и конкурса «Юный академик». Встреча с представителями Уральского клуба нового образования, знакомство с новыми конкурсами исследовательских и прикладных проектов. Знакомство с мини-исследованиями «Забытый полк». Подготовка информации и определение участников парада. Представление и оформление материалов в школьную газету и сайт (по подготовке к участию в параде 9 мая). Возрождение уральской физической школы, актуальность технических исследований. Представление прикладных проектов обучающихся-победителей различных конкурсов. Занимательная практика «Молекулярная кухня» Занимательная практика «Физика для лириков». Занимательная практика «Создание макета – технология плюс математика». Круглый стол с участием педагогов гимназии по результатам участия гимназистов в олимпиадах, НПК и иных интеллектуальных конкурсах. Итого (4-10) Апрель (11-17) Апрель (11-17) 2 Апрель (18-24) Апрель (18-24) 2 Апрель-май (25 – 1) Май (2-8) Май (9 – 15) 4 Май (9 – 15) Май (16 – 22) Май (16 – 22) Май (23 – 29) 2 2 2 1 2 2 2 2 140