Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение - ГИМНАЗИЯ № 13 ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ – гимназия №13 Р.Б.Стихина _________________ Протокол №16 от 25.08.2021г. Приказ № 286-01.09 от 01.09.2021 ЭСТРАДНОЕ МАСТЕРСТВО. ВОКАЛЬНАЯ ГРУППА «ФЕЛИЧЕ» Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности для обучающихся 8-15 лет, срок реализации 2 года Разработчик Дудулина Наталья Григорьевна Педагог дополнительного образования МАОУ – Гимназия N13 Екатеринбург 2021 1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Направленность и актуальность программы Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадное мастерство» (вокальная группа «Феличе»), приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. В связи с увлечением большого количества людей современной джаз, рок, поп музыкой, во внешкольной работе, помимо академического пения, народного пения встала необходимость ввести занятия эстрадного пения, как индивидуального, так и в группе (трио, квартет, квинтет). Занятия в вокальной группе призвано удовлетворить потребности музыкально одаренных учащихся гимназии в творческом самовыражении, а также обеспечить специфический музыкальный колорит всех традиционных, знаковых мероприятий гимназии в учебном году. Основные мотивы, которыми руководствуются дети, занимающиеся эстрадным пением: получение дополнительных углубленных знаний в области музыки, возможность интересно, содержательно организовать свой досуг; возможность творчески выразить себя индивидуально и в коллективе; возможность социального и предпрофессионального самоопределения. Цель программы: индивидуальное певческое развитие обучающихся через приобщение их к основам мировой музыкальной культуры, развитие музыкально-эстетического вкуса, расширение общего кругозора, на основе исполнения лучших образцов отечественной и зарубежной песенной культуры. Задачи: Обучающие: развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками; развитие навыков вокального интонирования; овладение техникой вокального исполнительства; обучение вокально-техническими приёмами с учётом специфики «эстрадное пение»; овладение навыком художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистической особенности произведения; обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном. 2 Развивающие: развитие голоса, его силы, диапазона; развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие художественного вкуса; развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре; духовно-нравственное развитие. Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; воспитание навыков самоконтроля и самореализации; воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных стилей и традиций. Задачи индивидуального певческого развития обучающихся будут решаться в процессе: практических работ (упражнений, этюдов, импровизаций) репетиционных работ и работ над концертными номерами; участие в фестивалях; конкурсах, концертах. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных вокальных данных ученика. Каждый учащийся в процессе обучения должен последовательно освоить технику эстрадного нения (дыхание, звукообразование, мышечная и голосовал раскрепощенность, координация голоса). Обучение основано на организации самонаблюдения, самоанализа и индивидуального творчества ученика, что будет способствовать реализации возможностей и способностей ребенка. 3 Структура программы Программа обучения рассчитана на 2 года обучения без предварительного отбора. На освоение каждого годичного цикла отводится 105 часов (3 часа в неделю) на каждую группу. 1 год обучения теории 38 часов, практики 67 часа, 2 год обучения теории 22 часа, практики 83 часа. 1 год обучения - дети с 8 до 12 лет. Количество занятий в неделю на 1 ребёнка – 3. Количественный состав групп: от 10 до 15 человек. Занятия строятся на основе личного опыта и интересов ребенка. Проявляется это в вокальных, дыхательных упражнениях, связанных с жизнью, со знакомыми звуковыми представлениями и ассоциациями. Для раскрытия творческого потенциала, используются коллективно разыгрываемые этюды, музыкально-танцевальные импровизации. Теория дается небольшими порциями, на доступном ребенку языке. 2 год обучения - дети с 13 до 15 лет. Количество занятий в неделю на 1 ребёнка – 3. Количественный состав групп: от 10 до 15 человек. Группа второго года обучения комплектуется, прежде всего, из детей успешно закончивших первый год обучения. Добор в эту группу производится при наличии свободных мест. Занятия строятся на основе приобретенных знаний, умений, навыков. Это предполагает самостоятельные занятия дома и контроль пройденного материала в классе в самостоятельно приготовленном сообщении на заданную тему, к вокальным упражнениям добавляется работа над произведением и сценическая постановка номера, что требует более серьезного занятия хореографией и актерским мастерством. Программа состоит из следующих разделов Постановка голоса Работа над произведением Постановка номера Этюды на развитие актерских способностей, импровизация Танцевальные движения Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса Концертная деятельность Музыкально-познавательные беседы, слушание музыки. Итоговое занятие. 4 Методы и технологии реализации содержания программы В группе используются следующие формы занятий с обучающимися: групповые «ансамблевые» занятия; занятия по подгруппам; концертные выступления; индивидуальные занятия Занятия по подгруппам и индивидуальные занятия направлены на более глубокое освоение репертуара ансамбля, совершенствование вокальных навыков, детальную проработку партий, работу с солистами. Состав подгруппы определяется педагогом в начале учебного года, исходя из педагогической целесообразности, и в течение учебного года может изменяться. Основной формой обучения является занятие, состоящее из двух частей: теоретической и практической. Теоретическая часть включает наглядный и словесный методы. Решение практических задач осуществляется с помощью систематического повторения упражнений и последовательного возрастания трудностей заданий. Помимо основной формы обучения используются и другие формы организации занятий: выступления на конкурсах, концертах, фестивалях; анализ своих выступлений; посещение концертных программ, с последующим анализом, осмыслением услышанного и увиденного; прослушивание дисков и просмотр музыкальных видео и DVD фильмов. В процессе обучения используются методы: наглядный: концентрический и фонетический метод обучения пения – показ; словесный: музыкально-тематические и познавательные беседы, пояснения, указания и замечания; практический: упражнения на технику пения и выразительность исполнения; работа на сцене – постановка номера. Методика проведения занятий предусматривает теоретическую подачу материала (словесные методы) с демонстрацией таблиц и наглядных пособий (наглядные методы), а так же практическую деятельность, являющуюся основной, необходимой для закрепления информации в виде вокально-хоровой работы. Необходимо живое общение педагога с детьми, позволяющее легко переходить от хорошо знакомого материала к новому, поскольку носит эмоциональный характер. Методы музыкального воспитания представляют собой различные способы совместной деятельности учителя и детей, где ведущая роль принадлежит педагогу. Развивая воображение, эмоциональную 5 отзывчивость, музыкальное мышление, педагог стремиться к тому, чтобы общение с искусством вызывало у ребят чувство радости, проявлению их активности и самостоятельности. Такой процесс восприятия информации наиболее эффективен. Мы не преследуем цели обязательно каждого сделать солистом эстрады. Главное, чтобы занятия доставляли удовольствие, укрепляли здоровье воспитанника, улучшали его самочувствие, способствовали развитию творческих начал личности, что, конечно же, не исключает возможности впоследствии всерьез заняться эстрадным пением. Формы и методы контроля. Оценочные материалы В учебном процессе используются групповые формы контроля освоения курса программы. Контроль качества освоения программы осуществляется на двух уровнях: текущем (поурочном) и итоговом. Поурочный контроль. Его цель – проверка степени усвоения воспитанником изучаемого материала, отработка практических навыков, своевременное выявление возникающих проблем в ходе реализации программы с целью их устранения. Поурочный контроль проводится методом наблюдения. Методы поурочного контроля: - выполнения самостоятельных заданий на занятии; сдача вокальной партии; проверка знания текста; владение техникой пения в микрофон; мини-тест. Итоговый контроль проводится по итогам полугодий, в конце всего курса обучения. Его цель – получение поэтапных срезов и итогового результата реализации программы по основным направлениям деятельности. Формой итогового контроля являются: - итоговые концерты, концерты, посвящённые праздничным датам; конкурсы, фестивали. Результаты предоставляются в форме записей выступлений обучающихся, портфолио отдельных студийцев и группы в целом. Данная общеразвивающая программа создана на основе государственных программ для внешкольных учреждений по музыке, с учетом рекомендаций педагогов-консультантов училища им. Гнесиных (г. Москва). Планируемые результаты формирование способности к самооценке на основе критериев успешности творческой деятельности; формирование основ гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, 6 представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю; формирование эмоциональное отношение к искусству; формирование духовно-нравственных оснований; реализация творческого потенциала в процессе коллективного (индивидуального) вокала. умение работать в коллективе, осознавая себя его частью; интерес к возможностям собственного голоса; стремление к получению новых знаний в данной области; понимание ценности здорового образа жизни. К концу курса обучения учащиеся должны знать: цикл упражнений на дыхание, цикл упражнений на развитие резонаторов, основные стили и направления джазовой и эстрадной музыки, жизнь и творчество известных исполнителен и коллективов, музыкальную терминологию. Обучающиеся должны уметь: пользоваться приобретенными знаниями и навыками вдоха и выдоха в упражнениях и произведениях, добиваться ровности звучания головного и грудного резонаторов, самостоятельно заниматься сценическим оформлением номера, исполнить 1-2 концертных номера, анализировать свое и чужое исполнение. Обучающиеся должны понимать: особенности и отличия сольного исполнения произведения и исполнения произведения в ансамбле, как грамотно пользоваться микрофоном, отличия исполнения под фонограмму от исполнения под живой аккомпанемент, соответствие исполняемого произведения возрастным особенностям исполнителя, специфику сценического поведения. Принципы подбора репертуара: Репертуар для вокальной группы и солистов подбирается с учетом их возрастных особенностей, личностных качеств и голосовых данных. Уровень сформированности той или иной компетентности определяется методом педагогического наблюдения. 7 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (базовый уровень, 1 год обучения) РАЗДЕЛ 1. Постановка голоса, импровизация. ТЕМА 1. Теория образования звука и работа вокального аппарата, теория: Образование звука. Строение и работа вокального аппарата. ТЕМА 2. Освоение практических навыков вдоха и выдоха теория: Особенности выполнения вдоха и выдоха, практика: Выполнение упражнений на основе дыхательной гимнастики. длинный вдох-длинный выдох (Д-]) Короткий вздох - короткий выдох (К-К) Короткий вдох - длинный выдох (К-Д) ТЕМАЗ. Вдохи в грудь теория: Научить выполнять озвученные и не озвученные вдохи в грудь. практика: Выполнение упражнений на звуки А Э О Ы. Выполнять с эмоциональным состоянием (удивление, восторг, радость, испуг) Для раскрепощения аппарата добавляется раскрытие рук, медленное поднятие глаз. Делается стоя, сидя, приседая. ТЕМА 4. Мягкое нёбо. теория: Проверка работы мышц мягкого неба, практика: Выполнение упражнений «Зевок», «Диалог поросят» (обязательно эмоциональное состояние) «Шприц»- вдох на звук - вдох и выдох на одном звуке - вдох на 1-5 звуках. «Греческие крики» (вдохи на шепоте) выполняется упражнение на гласных А ОЭ ТЕМА 5. Гимнастика для губ и языка, теория: Научить разогревать артикуляционный аппарат, практика: Выполнить гимнастику для губ и языка покусать кончик языка (4-8 раз) пожевать язык попеременно с одной стороны и с другой стороны на коренных зубах. пощелкать языком меняя конфигурацию рта. попротыкать языком верхнюю, нижнюю губы, щеки Упражнение «Иголочка» «Щеточка» чистить зубы круговыми движениями языка покусать нижнюю губу от одного края до другого, потом верхнюю «Обиженное лицо - обрадованное лицо» вытянуть губы трубочкой, вращение в обе стороны на звуки Н М и т д 8 ТЕМА 6. Корень языка теория: Научить раскрепощать мышцы корня языка, гортани практика: Выполнение упражнения для корня языка «Собачка спит» плюс внутренний, монолог. Высунуть язык и погладить его ложкой, как бы успокаивая его «Пассажир в автобусе» Поболтать языком на звуки А Э Ы добиваясь свободы движения «Лягушка» Язык «выпрыгивает» и «запрыгивает» загибаясь вверх Темп меняется от медленного к быстрому «Щелчки языком» Язык присасывается к твердому небу и со щелчком резким движением опускается «Куить» Движение губ от трубочки к раскрытому, язык двигается по твердому небу, произносить слово «куить» «Змеиное жало». Кончиком платка берется кончик языка, приподнимается и максимально вытаскивается изо рта «Суперфальцет» Делается на вдохе Маленький язычок, как бы втягивается в себя. Упражнение делается для развития маленького языка и разно режимной работы мягкого неба ТЕМА 7. Резонаторные ощущения теория: Освоение и развитие головного и грудного резонаторов практика: Выполнение упражнении для развития резонаторных ощущений «Мычание-нычание» делается при вращении сомкнуты губ в одну сторону на звук М, в другую сторону на звук Н три позиции звука В Делается на вдохе а) губы в обычном состоянии б) верхняя губа над нижней в) нижняя губа над верхней Упражнение делается для развития резонаторных ощущений и ампушурного развития Два «продыха» на звук П а) верхняя губа сверху б) нижняя губа сверку Делается на активной подаче воздуха на выдохе Упражнение используется для активизации работы мышц низа живота, спины, для развития головного резонирования (верхняя позиция) Упражнение «Лошадка» Крупная вибрация губ, выполняется без звука, со звуком на 3-5 нотах по 63, м3, октаве, способствует ампушурному развитию ТЕМА 8 Знакомство с музыкальными терминами, теория: Научить понимать и применять музыкальные термины. 9 практика: Письменный опрос. ТЕМА 9 Музыкально-образовательные беседы. РАЗДЕЛ 2. Музыкально-образовательные беседы, слушание музыки. ТЕМА 1. Беседа: «Охрана голоса и основные правила гигиены», теория: Строение голосового аппарата. Основные заболевания голосового аппарата. Способы предупреждения и профилактика заболеваний. ТЕМА 2. Блюз. теория: Песни американских негров. Импровизация в блюзе. Влияние блюзов на джаз, рок и профессиональную академическую музыку ХХ века. Рапсодия в блюзовых тонах для фортепиано с оркестром Дж. Гиршвина. ТЕМА 3. История джаза, теория: Новый Орлеан. Стили джаза Чикаго. Свинг. Бибоп, Кул, Симфо джаз. История джаза в России. ТЕМА 4. Корнет и Луи Армстронг. теория: Новый Орлеан. История жизни и творчества Луи Армстронга. ТЕМА 5. Рок-н-ролл. теория: История возникновения рок-н-ролла Элвис Пресли - король рок-нролла Бадци Холли, Джери Ли Льюис. Вудртонский фестиваль (1969 г.) ТЕМА 6. Битлз, теория: Джон Ленон, Пол Макартни, Джордж Харрисон, Ринго Старр. Жизнь и творчество «Битлз». РАЗДЕЛ 3 Этюды, игры на развитие актёрских способностей. ТЕМА 1. Этюды, игры. теория: Научить передавать в упражнениях эмоциональное состояние радости, восторга, удивления, страха, печали и т.д. Особенности и передача актёрского образа, практика: Работа над этюдами, игровые упражнения. «Кошка и воробей», «Печатная машинка», «Голодная кошка и сытый кот» и другие. ТЕМА 2. Декламация на дыхании. теория: Освоение декламации на дыхании на основе изучения произведений поэтов-классиков (басни, стихи) практика: Читать стихи (басни), контролируя дыхание, актёрски передавая содержание произведения. РАЗДЕЛ 4. Танцевальные движения. ТЕМА 1. Танцевальная импровизация под музыку. 10 практика: Танцевальная импровизация под музыку. Освоение элементов музыкальной выразительности. В задание на импровизацию включаются темы, близкие детскому воображению. ТЕМА 2 Разучивание простых танцевальных движений. практика: Знакомство и разучивание танцевальных элементов. Выработка умения соединить движения в танцевальную композицию. РАЗДЕЛ 5. Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса практика: Выполнение упражнений на развитие и укрепление мышц брюшного пресса Общее физическое развитие РАЗДЕЛ 6. Итоговое занятие. теория: Обобщение всего материала. практика: Выполнение упражнений из пройденных тем. Письменный опрос. К концу 1-го года обучения учащиеся должны знать: как образуется звук о работе вокального аппарата об охране голоса и основных правилах гигиены музыкальные термины о творческой деятельности известных авторов и исполнителей. Учащиеся должны уметь: через вокальные упражнения добиваться мышечной раскрепощенности губ, языка, корня языка, мягкого неба. применять на практике освоенные приёмы вдоха и выдоха ритмически непринужденно двигаться под заданную мелодию передавать в упражнениях эмоциональное состояние СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (базовый уровень, 2 год обучения) РАЗДЕЛ 1. Постановка голоса ТЕМА 1 Повторение дыхательных упражнений 1 -го года обучения. практика: Отработать дыхательные упражнения на основе дыхательной гимнастики. Повторить тему «вдохи в грудь». ТЕМА 2 Дыхательные упражнения «Порции» практика: Научить дыхательным упражнениям «Порции». Выполнение Короткий вдох-Два коротких одинаковых выдоха, или короткий вздох четыре коротких одинаковых выдоха. Это упражнение выполняется с целью тренировки активного вдоха и выдоха. 11 ТЕМА 3 Дыхательная гимнастика Стрельниковой. практика: Выполнять: а) с движениями головы «Болванчик» б) с движениями корпуса «Насос», «Колено», «Выпад», «книга на столе» Эти упражнения служат для координации правильного вдоха выдоха с движением головы или корпуса. ТЕМА 4 Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании, Практика: -упражнение «озвученные вдохи приёмом в себя» (на 1-б нотах) - упражнение «Шприц», «Качели» на 1 ноте. - упражнение «Голубь». Соединить грудное звучание с движениями низа живота. - упражнение «Лошадка». Для развития губного резонатор-артикуляционного аппарата. Научиться делать атаку звука щ помощи движения живота: а) без звука б) на звуке в) со скачками (на сопоставление октав) - упражнение «Тигренок». Усложнение задач: а) на 3 нотах б) на 5 нотах в) скачки на сопоставление октав. - упражнение «двойной звук». Для развития крайних обертонов мышц брюшного пресса - упражнение «Свист», (на примере детской песни). Активизация работы дыхательного аппарата и мышц брюшного пресса - упражнение «Ветер» (на 1-2, 1-3 порыва) с использование динамических оттенков от р до / -Упражнение «Вьюга» (на 1-2; 1-3 порыва, приёмом 2-ой звук с использованием музыкального сопровождения. - Усложнённое упражнение «Суперфальцет» (на вдохе мелодия). Крайний обертон необходим для развития голоса от нижней форманты до предельных обертонов. ТЕМА 5. Упражнение для развития грудного резонатора, практика: Упражнение на звуки У О Ю а) выполняется на секунду, терцию, октаву 12 Упражнение на созвучие РО-О-ОХ, исполняется как бы со стоном. Живот втягивается и опускается. Язык за нижними зубами. Опора на спину. Упражнение на слог МА. Выполняется с интонацией жалобы, плача; но малым секундам вверх, вниз. О Упражнение на гласные У А О Выполняются приемом нон легато по малым секундам вверх, вниз. -Упражнение «Стоны» (малая секунда) Выдох на позицию вдоха и обязательно состояние актерское: а) на звуке А 6) на созвучиях ЗА ЗЭ ЗО ЗУ. Для проведения респираторики руки ложатся на бёдра, на живот и спину, при выполнении упражнения плечи опущены. -Кантиленные упражнения, связанные с духовной музыкой: а) на одном звуке, на гласные Э А О У б) на чередованнии интервалов большая терция, малая терция в) петь гласные в следующем порядке ГА-Э-И, ГА-О-У г) для включения грудной резонаторики можно сделать озвученный вдох на гласные А Э Упражнение «Раструб» Мягко прижимаются к ноздрям подушечки больших пальцев При пении должна ощущаться вибрация в пальцах звучит «грудь» ТЕМА 6 Упражнение для развития головного резонатора практика Упражнение «Смех» для расслабления гортани и зажатия подбородка а) поется с поднятой головой на слоги ЗА ХА ЛЯ б) добавить скачки на сопоставление октав в) добавить «движение языком» (на «л» язык загибается к мягкому небу, на «а» выпрямляется) г) Упражнение на слоги ХЭ ХИ ГХИ ГХЭ ГХА Упражнение на слоги МИ, МЭИ МЭИ - петь мягко, не зажато, на мягкой полуулыбке. Упражнение «Волна» на слоги РА РО ЧХИ НЭ -Упражнение на слог НЭИ Звук не грудной. Не «пускать» его через нос. 13 -Упражнение на слог МА Добавить интонацию плача Следить за гортанью Мягкое небо расслаблено Упражнение на гласную О Сдерживать гортань от приподнимания. Чем выше, тем глуше звук ТЕМА 7 Упражнение на сглаживание регистров практика Упражнение «Лошадка» с большим диапазоном звучания (свободный язык) Упражнение «Волна» Добиться плавного, ровного движения волны ТЕМА 8 Блюзовые упражнения Практика: Добиваться чистого интонирования интервалов в более сложны ритмических и мелодических упражнениях Упражнение на слоги МА МЭ ЗО и др. Добиваться ровного звучания, чистого интонирования. Движение по малым секундам вверх и вниз Упражнение на слоги МА НА ЗА ЗЭ и др. Движение по малым секундам вверх и вниз. Добиваться чистого интонирования второй пониженной ступенью. ТЕМА 9. Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в эстрадном пении, практика: Знание музыкальной терминологии позволяет выработать у учащихся профессиональный подход к своему творчеству. Субтон - заглушённое звучание с продыхом Свинг - джазовая гибкость фразировки, состоящая в «соскальзывании» акцентов на слабые доли такта. Фурлатто - звучание голоса с хрипом. Скэт - пение на различные слоги: ТА- БА- ДА, придающие голосу инструментальное звучание. Импровизация - сочинение музыки на ходу, без подготовки во время самого исполнения, в джазе непременная основа исполнительства. Модуляция - переход из одной тональности в другую. Арт-Рок - совокупность форм, использующих в качестве музыкальной основы, элементы академической музыки. Ректайм - городская бытовая музыка американских негров, сложившаяся к концу ХIХ века. Джаз - синтез продуманной виртуозной точности и свободной виртуозной импровизации. Блюз - Негритянский фольклор, песня идущая из сердца с безграничной искренностью и откровенностью. Спиричуэл - духовные песни американских негров-рабов. Диксиленд - джазовые ансамбли, состоящие из белых музыкантов. Свит джаз тенденция к мягкой лирической манере исполнения. РАЗДЕЛ 2. Работа над произведением. Постановка номера. 14 Теория: Показ - исполнение песни, прослушивание магнитофонной записи. Раскрытие содержания произведения, его взаимосвязь со средствами музыкальной выразительности. Практика: Включает в себя разучивание текста, мелодии, работу над отдельными фразами на слоги, без текста. Работу над текстом без мелодии (проговаривание на дыхании), соединение отдельных фраз, используя вокальные упражнения, работу над звукообразованием. Очень важна, работа над эмоциональной передачей содержания исполняемого произведения и решение актёрских задач. Следующим этапом является пение под фонограмму, разучивание танцевальных движений для постановки номера (консультация хореографа) и работа с микрофоном под фонограмму на сцене (консультация режиссёра) РАЗДЕЛ З. Этюды на развитие актёрских способностей, импровизация. теория: Научить детей быть более наблюдательными, развивать воображение, творческую инициативу. практика: Выполнение творческих заданий, этюдов, музыкальных сценок, импровизаций РАЗДЕЛ 4. Танцевальные движения. ТЕМА 1. Выполнение упражнений с более сложными ритмическими рисунками. практика: Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком. ТЕМА 2. Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. практика: Выполняются под классическую музыку, народную, эстрадную музыку. ТЕМА 3. Знакомство с танцевальными ритмами, а так же элементами движений современных танцев практика: Выполняются элементы современных танцев типа: «диско-бит», «авто-стоп>, «диско-фанк», «джайв», «джаз-танец» (с использованием видеоаппаратуры) РАЗДЕЛ 5. Концертная деятельность. Практика: Выступления проходят сначала в виде показа для родителей, сверстников, затем в виде творческих отчетов и концертов. Уметь реализовать приобретённые знания, умения и навыки на практике. РАЗДЕЛ 6. Музыкально-познавательные беседы, слушание музыки ТЕМА 1. Золотой век джаза. 15 теория: Новый Орлеан в начале 30-х годов «Рифф» - сжатая мелодическая фраза Билл Каунт Бэйси. Аранжировщик. Флетгер Хенденсон, Дюк Эллинггон. Прослушивание записей. ТЕМА 2. Солисты и импровизация, теория: Бесси Смит, Элла Фитцжеральд, Билли Холидей Жизнь и творчество. Прослушивание записей ТЕМА З. Расцвет «Свинга» теория: Дирижер и кларнетист - Бенни Гудмен. ТЕМА 4. Революция «бопа» теория: Новый стиль джаза (1940). Телониус Монк, Диззи Гиллеспи, Чарли Паркер. Прослушивание записей. ТЕМА 5. Группы «Дип-Пёпл», «Пинк Флоид'^'Роллинг Стоунз» теория: Прослушивание записей. Джон Лорд, Ричи Блэкмор, Сид Баррет, альбом «Стена», Мик Джаггер и Кейт Ричарде. ТЕМА 6. Группы «Аквариум», «Машина времени», «Браво», «ДДТ», «Кино». теория: Рок в России. История создания групп Б.Гребенщикова, А Макаревич, Е.Хавтан, Ю.Шевчук, В.Цой. Прослушивание записей. РАЗДЕЛ 7. Итоговые занятия. теория: обобщение всего материала, практика: Концертное выступление. К концу 2-го года обучения учащиеся должны знать: цикл упражнений на дыхание цикл упражнении для развития резонаторов основные стили и направления джазовой и эстрадной музыки жизнь и творчество известных исполнителей и коллективов музыкальную терминологию Учащиеся должны уметь: пользоваться приобретёнными знаниями и навыками вдоха и выдоха в упражнениях и произведениях добиваться ровности звучания головного и грудного резонаторов самостоятельно заниматься сценическим оформлением номера исполнить 1-2 концертных номера анализировать своё и чужое исполнение 16 УЧЕБНЫЙПЛАН (первый год обучения) № Наименование темы Общее количество часов Всего 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 2. 2.1 2.2 2.3 2.4 2.5 2.6 3. 3.1 3.2 4. 4.1 4.2 5. 6. Постановка голоса, импровизация Теория образования звука и работа вокального аппарата Освоение практических навыков вдоха и выдоха Вдохи в грудь Мягкое небо Гимнастика для губ и языка Корень языка Резонаторные ощущения Знакомство с музыкальными терминами. Слушание музыки Беседа об охране голоса и основные правила гигиены Блюз История джаза Корнет и Луи Армстронг Рок-н-ролл Битлз Этюды, на развитие актерских способностей Этюды, игры Декламация на дыхании теория Формы/методы аттестации и контроля практика 58 18 40 12 2 10 10 8 10 4 8 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 8 6 8 2 6 26 2 12 2 14 Групповая/ беседа, опрос, наблюдение, выполнение контрольных заданий, Индивидуальна я/ наблюдение, выполнение контрольных заданий. 2 2 5 6 9 9 2 2 2 2 2 4 3 4 7 5 5 4 2 2 3 2 Танцевальные движения Танцевальная импровизация под музыку Разучивание простых танцевальных движений Физические упражнения на развитие мышц брюшного пресса Итоговое занятие 8 4 4 4 2 2 4 2 2 Групповая/ беседа, опрос, наблюдение, выполнение контрольных заданий. Индивидуальна я/выполнение контрольных заданий, сдача вокальных партий; проверка знания текста, владение техникой пения. 2 2 Групповая/ беседа, мини - тест, наблюдение. ИТОГО за 1 год обучения 2 2 105 38 67 17 УЧЕБНЫЙ ПЛАН (второй год обучения) № Наименование темы Общее количество часов Всего 1 1.1 1.2 1.3 1.4 1.5 1.6 1.7 1.8 1.9 Постановка голоса, импровизация Повторение дыхательных упражнений 1-го года обучения. Дыхательные упражнения «Порции» Дыхательная гимнастика Стрельниковой Цикл упражнений для закрепления навыка пения на дыхании Упражнения на развитие грудного резонатора Упражнения для развития головного резонатора Упражнения на сглаживание регистров Блюзовые упражнения Знакомство с музыкальными терминами, которые используются в эстрадном пении Работа над произведением. Постановка номера. 32 теория 2 2 2 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 4 2 20 26 16 10 Этюды, на развитие актерских способностей 10 3. 4.2 4.3 30 4 2. 4. 4.1 практика 4 2 2 10 Танцевальные движения Выполнение упражнений с более сложным ритмическим рисунком Тренировочные упражнения, танцевальные движения под музыку. Знакомство с танцевальными ритмами, а также элементами движений современных танцев. Формы/методы аттестации и контроля Групповая/ беседа, опрос, наблюдение, выполнение контрольных заданий, Индивидуальна я/ наблюдение, выполнение контрольных заданий. Групповая/ беседа, опрос, наблюдение, выполнение контрольных заданий. Индивидуальна я/выполнение контрольных заданий, сдача вокальных партий; проверка знания текста, владение техникой пения. 4 4 4 4 Групповая/ беседа, мини тест, наблюдение. 4 18 5. 6. 6.1 6.2 6.3 6.4 6.5 6.6 Концертная деятельность. Музыкально-познавательные беседы, слушание музыки Золотой век джаза Солисты и импровизация Расцвет «свинга» Революция «Бона» Группы «Дип-ПеПл», «Пинк Флоид», «Ролинг Стоунз» Группы «Аквариум», «Машина времени», «Браво», «ДДТ», «Кино» 4 11 12 12 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 105 22 11 Групповая/ новогодний концерт; отчётный концерт, концерты для ветеранов ВОВ и т.д. Итоговые занятия ИТОГО за 2 год обучения 7. 83 Групповая/ беседа, мини тест, наблюдение. Групповая/ беседа, мини тест, наблюдение. Перечень основных воспитательных мероприятий в учебном году гимназии N13, в которых участвует вокальная группа «Феличе»: Сентябрь Праздник знаний Октябрь Концерт ко Дню учителя Ноябрь Праздник посвящения в гимназисты Районный конкурс вокалистов Декабрь Праздник ко дню рождения школы Март Концерт для учителей к 8 марта Праздник искусств «Весна гимназии» Апрель Три этапа фестиваля военно-патриотической песни Концерты для ветеранов Великой Отечественной Войны 19 Материально – техническое обеспечение Актовый зал для проведения и кабинет для проведения теоретических и практических занятий. № Оборудование Количество/штук 1 Рояль 1 2 Аудиомагнитофон 1 4 Радиомикрофоны 2 Учебно – методическое обеспечение программы 1. Далецкий О.В. Школа пения. Учебное пособие – М.: С.М., 2011. 2. Овчинников Е. История джаза. Учебник. М.: С.К., 1994. 3. Словарь музыкальных терминов. М. Музыка, 1998. 4. Франио Г. Роль ритмики в зстетическом воспитании детей. Учебное пособие для детей дошкольного и младшего школьного возраста, под общей редакцией Г.Я.Нугер. М.: С.К., 1989. 5. Чугунов Ю. Гармония в джазе. Учебно-методическое пособие для фортепиано. М.: С.К., 1988. 6. Методика обучения эстрадному пению http://malishava.ru/content/pedprakt.pdf 7. Сарычева О В Вокальные упражнения для эстрадного пения https://reader.lanbook.com/book/151843/preview#1 8. Плужников КИ Механика пения Принципы постановки голоса : учебное пособие https://reader.lanbook.com/book/111800/preview#5 9. А. П. Иванов Искусство пения https://litportal.ru/avtory/a-p-ivanov/kniga-iskusstvo-peniya-1225677.html 20 Список литературы Белкин А.С. Основы возрастной педагогики, Екатеринбург, УГПИ, 1992г. 2. Гальперин П.П., Запорожец А.В., Карпова С.Н. Актуальные вопросы возрастной психологии, М; 1978г. 3. Далецкий Т. О вокальной культуре эстрадного исполнителя. ж. Молодежная эстрада Nо5, 1990г. 4. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей. М, Прогресс, 1994г. 5. Программа для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М; Просвещение, 1986г. 6. Программа для общеобразовательных учреждений. Музыка 1-8 классы М; Просвещение 1993г. 7. Психология современного подростка. (под.ред Фельдштейна) М; 1987г. 8. Рыцарева Музыка и я. М; Музыка, 1994г. 9. Семинары по эстрадному вокалу педагога-консультанта уч. им. Гнесиных. М; 1996г (Елена Катровская) 10. Хачатуров. Видео-школа по эстрадному вокалу. 1996г. 11. Энциклопедия юного музыканта. Санкт-Петербург, Золотой век, 1996г. 1. Сведения о разработчике Дудулина Наталья Григорьевна Педагог дополнительного образования МАОУ – гимназия №13 Образование – Балашовское музыкальное училище Саратовской области, учитель сольфеджио, муз. литературы и общего фортепиано. Педагогический стаж – 16 лет Высшая квалификационная категория педагога дополнительного образования. 21 Аннотация Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Эстрадное мастерство» (вокальная группа «Феличе») приобщает детей к музыкальному искусству через пение, самый доступный для всех детей, активный вид музыкальной деятельности. Наряду с эстетической важностью и художественной ценностью, пение является одним из факторов психического и духовного исцеления детей, а значит, помогает решить задачу охраны здоровья детей. Программы рассчитана на 2 года обучения. В вокальную студию приглашаются дети среднего школьного возраста. Специфика работы: предлагаем как индивидуальную работу по постановке голоса, так и ансамблевую. Программа включает в себя теоритические и практические занятия, участие в тематических концертах, творческих номерах и конкурсах. Цель программы – выявление и реализация творческих исполнительных возможностей ребёнка во взаимосвязи с духовно – нравственным развитием через вхождение в мир музыкального искусства. Задачи: Образовательные: развитие природных вокальных данных обучающегося, овладение профессиональными певческими навыками; развитие навыков вокального интонирования; овладение техникой вокального исполнительства; обучение вокально-техническими приёмами с учётом специфики «эстрадное пение»; овладение навыком художественной выразительности исполнения, работа над словом, раскрытием художественного содержания и выявлением стилистической особенности произведения; обучение навыкам сценического движения, умение работать с микрофоном. Развивающие: развитие голоса, его силы, диапазона; развитие слуха, музыкальной памяти, чувства метро-ритма; развитие художественного вкуса; развитие устойчивого интереса к вокально-исполнительской культуре; духовно-нравственное развитие. Воспитательные: воспитание трудолюбия, целеустремлённости и упорства в достижении поставленных целей; воспитание навыков самоконтроля и самореализации; воспитание культурной толерантности через вхождение в музыкальное искусство различных национальных стилей и традиций. 22 Эстрадное мастерство (первый год обучения) КАЛЕНДАРНЫЙ ГРАФИК № Учебные недели Наименование темы занятия Форма занятия Колво часов Формы/ методы контроля 1 Групповая/ опрос Наблюдение Постановка голоса, импровизация 1. 1 неделя 2. 3. 2 неделя 4. 5. 3 неделя 6. 7. 4 неделя 8. 9. 10. 5 неделя Работа с группой. Вводное занятие. Инструктаж по ТБ и ПБ. Организация певческой деятельности. Работа вокального аппарата. Освоение навыков вдоха и выдоха. Упражнения второго уровня. Мягкое небо. Гимнастика для губ и языка. Работа с подгруппой. Работа с микрофонами. Формирование ансамблевых навыков. Знакомство с музыкальными темпами. Совершенствование ансамблевых навыков. Мелодический и гармонический строй. Звукообразование («О», «Е», «Э») Совершенствование ансамблевых навыков. Мелодический и гармонический строй Упражнений. Работа с подгруппой. Атака звука. Комплекс вокальных упражнений Совершенствование ансамблевых навыков. Упражнения второго уровня. Работа с подгруппой. Работа с микрофонами. Беседа Комбинированное занятие 2 Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие 1 Групповая\наб людение Опрос. Входящая диагностика. Групповая\наб людение Беседа. Групповая\наб людение Опрос Групповая /Наблюдение 2 23 11. 6 неделя 12. 13. 7 неделя 14. 15. 8 неделя 16. 17. 9 неделя 18. 19. 10 неделя 20. 21. 11 неделя 22. Совершенствование ансамблевых навыков. Развитие артикуляционного аппарата Работа с подгруппой. Пение в дуэте. Канон. Совершенствование ансамблевых навыков. Укрепление дыхательной функции в пении. Работа с подгруппой. Комплекс вокальных упражнений. Комплекс вокальных упражнений. Работа над репертуаром. Работа с эстрадной песней. Работа с подгруппой. Окончания фраз, согласные. Работа с подгруппой. Упражнения второго уровня. (Придыхательная атака) Работа над репертуаром. Сценическое оформление номера. Работа с подгруппой. Комплекс вокальных упражнений. Сценическое оформление номера (актёрское мастерство и хореография). Работа над репертуаром. Сценическое оформление номера. Работа с подгруппой. Песни ко Дню Матери. Работа с подгруппой. Песня «Песня о маме». Работа над репертуаром. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие 1 Групповая /Наблюдение Сдача вокальных партий. Групповая /Наблюдение Опрос Групповая /Наблюдение Беседа 2 Комбинированное занятие 1 Групповая /Наблюдение Опрос 2 Комбинированное занятие 1 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая/Тес тирование, беседа Групповая/ опрос Наблюдение 2 24 23. 12 неделя 24. 25. 13 неделя 26. 27. 14 неделя 28. 29. 15 неделя 30. 31. 16 неделя 32. 33. 34. 17 неделя Средства музыкальной выразительности. Работа над репертуаром. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Романсы Булахова, средства музыкальной выразительности. Работа с подгруппой. Романсы Булахова, средства музыкальной выразительности. Работа над репертуаром. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа с подгруппой. «Серебристые снежинки» разучивание. Работа с подгруппой. «Серебристые снежинки» разучивание, средства музыкальной выразительности. Работа над репертуаром. Сценическое оформление номера (актёрское мастерство и хореография). Работа над репертуаром. Работа с популярными детскими песнями. Итоговый контроль: текущая аттестация. Работа с подгруппой. Музыка Дунаевского «Школьный вальс». Работа с подгруппой. Песня «Новый год» Работа над репертуаром. Работа с популярными детскими песнями. Работа с подгруппой. Работа с микрофонами. Работа с подгруппой. Микст. Работа над репертуаром. Работа с популярными детскими песнями. Формирование ансамблевых навыков. Микст. Комбинированное занятие. 1 Групповая/Бес еда, наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 2 Комбинированное занятие. Групповая/ наблюдение Опрос 1 Групповая/ наблюдение 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 2 Беседа Комбинированное занятие. 1 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая\наб людение. Опрос. Сдача партий Текущая аттестация Групповая /Наблюдение 2 25 35. 18 неделя 36. 37. 19 неделя 38. 39. 20 неделя 40. 41. 21 неделя 42. 43. 22 неделя 44. 45. 23 неделя 46. 47. 24 неделя 48. Работа с подгруппой. Формирование ансамблевых навыков. Канон, Вокализ. Совершенствование ансамблевых навыков. Мелодический диктант. Работа с подгруппой. Популярные исполнители. Совершенствование ансамблевых навыков. Мелодический и гармонический строй Установка в ситуациях сценического действия. Вокально-инструментальные ансамбли. Работа с подгруппой. Декламация стихов Работа с подгруппой Совершенствование ансамблевых навыков. Комплекс вокальных упражнений. Гимнастика для губ и языка. Работа с подгруппой. Совершенствование ансамблевых навыков. Упражнения второго уровня. ансамблевых навыков. Работа с подгруппой. Совершенствование ансамблевых навыков. Развитие артикуляционного аппарата. Работа в студии звукозаписи. Работа с подгруппой. Работа в студии звукозаписи. Закрепление навыков певческой установки. Установка в ситуациях сценического действия. Работа с подгруппой. Джазовые распевки. Работа с подгруппой. Джазовые распевки. Формирование музыкальной культуры. Участие в праздничном концерте. Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Комбинированное занятие. 1 2 Групповая /Наблюдение Опрос Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 1 Групповая /Наблюдение Опрос 2 Комбинированное занятие. 2 Комбинированное занятие. Концерт 1 Групповая /Наблюдение 2 26 49. 25 неделя 50. 51. 26 неделя 52. 53. 27 неделя 54. 55. 28 неделя 56. 57. 29 неделя 58. 59. 60. 30 неделя 61. 31 неделя 62. 63. Укрепление актерских способностей. Совершенствование ансамблевых навыков. Формирование музыкальной культуры. Участие в районном вокальном конкурсе. Работа с подгруппой. Работа с подгруппой. Работа над репертуаром. Средства музыкальной и актерской выразительности. Песня «Школа, школа, двери распахни». Работа с подгруппой. Работа над репертуаром. Сценическое оформление номера. Песня «Школа, школа, двери распахни». Работа с подгруппой. Работа над репертуаром. Сценическое оформление номера. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа с подгруппой. Работа над репертуаром. Работа с произведениями современных отечественных композиторов. Работа с подгруппой. Песня «За того парня». Работа над репертуаром к Фестивалю патриотической песни. Работа с популярными песнями. Работа с подгруппой. Песня «За того парня». Работа над репертуаром к Фестивалю патриотической песни. Работа с популярными песнями. Участие в Фестивале Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение, Опрос 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая/На блюдение 2 Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение Тестирование. 2 Комбинированное 1 Групповая/ 27 64. 32 неделя 65. 33 неделя 66. 67. 34 неделя 68. 69. 35 неделя 70. патриотической песни. Формирование музыкальной культуры. Просмотр видеозаписи. Формирование музыкальной культуры. Сценическое оформление номера (актёрское мастерство и хореография). Просмотр видеозаписей. Формирование ансамблевых навыков. Микст. Итоговый контроль Итоговая аттестация. занятие. Фестиваль 2 наблюдение Беседа Комбинированное занятие. 1 Групповая /Наблюдение Итоговое занятие Концерт для родителей. Концерт. Комбинированное занятие. 2 Комбинированное занятие. 1 2 1 Групповая\наб людение. Опрос. Промежуточна я аттестация. Подведение итогов. 2 Итого 105 28