Читательская грамотность 3 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -

ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе начального общего образования

Рабочая программа
по учебному предмету
ЧИТАТЕЛЬСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ
Уровень образования: начальное общее образование (ФГОС)
Количество часов по учебному плану МАОУ-гимназии №13
3 классы: недельных - 1, годовых – 34

Екатеринбург

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Литературное чтение»
1.1. Личностные результаты
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою
Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной
принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества;
становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и
развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных
ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
1.2. Метапредметные результаты
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные
способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания
моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и
коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных
задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом
учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации,
передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными
задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью
клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать
изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим
сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в
соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с
задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения,
классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных
связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность
существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и
аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении
функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной
деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и
явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии
с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего
образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета; формирование начального уровня культуры пользования словарями в системе
универсальных учебных действий.
1.3 Предметные результаты
1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения
и передачи нравственных ценностей и традиций;
2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире,
российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле,
нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в
систематическом чтении;
3) понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное,
изучающее,выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и
специфику
различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку
поступков героев;
4) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности,
общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными
приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и
учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;
5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными
источниками для понимания и получения дополнительной информации.

2. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
Виды речевой и читательской деятельности
Аудирование (слушание)
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, чтение различных текстов).
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию
услышанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному, научно-познавательному и
художественному произведению.
Чтение
Чтение вслух. Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному правильному
чтению целыми словами вслух (скорость чтения в соответствии с индивидуальным темпом чтения),
постепенное увеличение скорости чтения. Установка на нормальный для читающего темп беглости,
позволяющий ему осознать текст. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения.
чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых
особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования.
Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное,
просмотровое, выборочное). Умение находить в тексте необходимую информацию. Понимание
особенностей разных видов чтения: факта, описания, дополнения высказывания и др.
Работа с разными видами текста. Общее представление о разных видах текста:
художественных, учебных, научно-популярных – и их сравнение. Определение целей создания этих
видов текста. Особенности фольклорного текста.
Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование
содержания книги по ее названию и оформлению.
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры; деление текста на смысловые
части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.
Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме,
слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение
справочных и иллюстративно-изобразительных материалов.
Библиографическая культура. Книга как особый вид искусства. Книга как источник
необходимых знаний. Первые книги на Руси и начало книгопечатания (общее представление). Книга
учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный
лист, аннотация, иллюстрации. Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на
внешние показатели книги, ее справочно-иллюстративный материал).
Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений,
периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским
книгам в библиотеке. Алфавитный каталог. Самостоятельное пользование соответствующими
возрасту словарями и справочной литературой.
Работа с текстом художественного произведения. Понимание заглавия произведения, его
адекватное соотношение с содержанием. Определение особенностей художественного текста:
своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Осознание того, что фольклор есть
выражение общечеловеческих нравственных правил и отношений.
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание мотивации поведения героев,
анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о
проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть
тем, идей, героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с
использованием выразительных средств языка: последовательное воспроизведение эпизода с
использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ
по иллюстрациям, пересказ.
Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств
данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Анализ
(с помощью учителя), мотивы поступка персонажа. Сопоставление поступков героев по аналогии

или по контрасту. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских
помет, имен героев.
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, выраженные через поступки и
речь.
Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и
краткий (передача основных мыслей).
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или
ключевых слов, озаглавливание, подробный пересказ эпизода; деление текста на части, определение
главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста,
составление плана в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно
сформулированного высказывания.
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя
произведения (отбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание
места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе
текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций,
эмоциональной окраске, характеру поступков героев.
Работа с учебными, научно-популярными и другими текстами. Понимание заглавия
произведения; адекватное соотношение с его содержанием. Определение особенностей учебного и
научно-популярного текста (передача информации). Понимание отдельных, наиболее общих
особенностей текстов былин, легенд, библейских рассказов (по отрывкам или небольшим текстам).
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов текста: установление причинноследственных связей. Определение главной мысли текста. Деление текста на части. Определение
микротем. Ключевые или опорные слова. Построение алгоритма деятельности по воспроизведению
текста. Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему. Подробный пересказ
текста. Краткий пересказ текста (выделение главного в содержании текста).
Говорение (культура речевого общения)
Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: понимать вопросы,
отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать, не перебивая,
собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению
(учебному, научно-познавательному, художественному тексту). Доказательство собственной точки
зрения с опорой на текст или собственный опыт. Использование норм речевого этикета в условиях
внеучебного общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе фольклорных
произведений.
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов, их многозначность),
целенаправленное пополнение активного словарного запаса.
Монолог как форма речевого высказывания. Монологическое речевое высказывание
небольшого объема с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в виде (форме) ответа на
вопрос. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или
прослушанного с учетом специфики научно-популярного, учебного и художественного текста.
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного
искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана
собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение) с учетом особенностей монологического высказывания.
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных
линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.
Письмо (культура письменной речи)
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места
действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка
(синонимы, антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение),
рассказ на заданную тему, отзыв.
Круг детского чтения
Произведения устного народного творчества разных народов России. Произведения классиков
отечественной литературы XIX–ХХ вв., классиков детской литературы, произведения современной
отечественной (с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы,
доступные для восприятия младших школьников.

Представленность разных видов книг: историческая, приключенческая, фантастическая,
научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература; детские периодические издания (по
выбору).
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе,
детях, братьях наших меньших, добре и зле, юмористические произведения.
Литературоведческая пропедевтика (практическое освоение)
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи (с помощью учителя)
средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол.
Ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, художественный
образ, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли; отношение автора к герою.
Общее представление о композиционных особенностях построения разных видов
рассказывания: повествование (рассказ), описание (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение
(монолог героя, диалог героев).
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение, выделение особенностей
стихотворного произведения (ритм, рифма).
Фольклор и авторские художественные произведения (различение).
Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни,
потешки, пословицы и поговорки, загадки) – узнавание, различение, определение основного смысла.
Сказки (о животных, бытовые, волшебные). Художественные особенности сказок: лексика,
построение (композиция). Литературная (авторская) сказка.
Рассказ, стихотворение, басня – общее представление о жанре, особенностях построения и
выразительных средствах.
Творческая деятельность обучающихся (на основе литературных произведений)
Интерпретация текста литературного произведения в творческой деятельности учащихся:
чтение по ролям, инсценирование, драматизация; устное словесное рисование, знакомство с
различными способами работы с деформированным текстом и использование их (установление
причинно-следственных связей, последовательности событий: соблюдение этапности в выполнении
действий); изложение с элементами сочинения, создание собственного текста на основе
художественного произведения (текст по аналогии), репродукций картин художников, по серии
иллюстраций к произведению или на основе личного опыта.

3.Тематическое планирование, в том числе с учетом рабочей программы воспитания с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы

3 класс
№
п/п
1

2

3
4

5

6

7
8

9

Элементы содержания учебного предмета
Книга как источник необходимых знаний. Книга учебная,
художественная, справочная. Элементы книги: содержание или
оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.
Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать
на вопросы по содержанию услышанного произведения, определение
последовательности
событий,
осознание
цели
речевого
высказывания, умение задавать вопрос по услышанному учебному,
научно-познавательному и художественному произведению. Л.
Уланова «Вопросительный стишок».
Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника,
чтение различных текстов). А. Игнатова «Защитились»
Основные темы детского чтения: фольклор разных народов,
произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших,
добре и зле, юмористические произведения. А. Игнатова
«Защитились»
Ориентировка
в
литературных
понятиях:
художественное
произведение, художественный образ, искусство слова, автор
(рассказчик), сюжет, тема; герой произведения: его портрет, речь,
поступки, мысли; отношение автора к герою. Л.Фадеева «Двойка»
Прозаическая и стихотворная речь: узнавание, различение,
выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).
Л.Фадеева «Двойка»
Понимание заглавия произведения; адекватное соотношение с его
содержанием. Р.Карапетьян «Умножение»
Освоение разных видов пересказа художественного текста:
подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).
Р.Карапетьян «Умножение»
Произведения классиков отечественной литературы XIX–ХХ вв.,
классиков детской литературы, произведения современной
отечественной (с учетом многонационального характера России) и
зарубежной литературы, доступные для восприятия младших
школьников. И.Соколов-Микитов «Перед зимой»

Элементы реализации программы воспитания
Уважительное отношение и интерес к художественной
культуре

Кол-во
часов
1

1
Стремление к самовыражению
художественной деятельности

в

разных

видах

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками

1

Развитие этических чувств, доброжелательности и
эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и
сопереживания чувствам других людей

1

1
Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств
Наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат

1

Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств

1

Уважительное отношение и интерес к художественной
культуре, восприимчивость к разным видам искусства

1

1
Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств

10

11

12
13

14

15

16

17

18

19

20

Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. чтение
предложений с интонационным выделением знаков препинания.
И.Соколов-Микитов «Ласка»
Понимание нравственного содержания прочитанного, осознание
мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки
зрения норм морали. Г.Скребицкий «Белая шубка»
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений).Э Шим «Белые штаны»
Знакомство с простейшими приемами анализа различных видов
текста: установление причинно-следственных связей. Э Шим «Белые
штаны»
Работа со словом (распознавать прямое и переносное значения слов,
их многозначность), целенаправленное пополнение активного
словарного запаса. Г Скребицкий «Следопыты»
Особенности диалогического общения: понимать вопросы, отвечать
на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; выслушивать,
не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою
точку зрения по обсуждаемому произведению (учебному, научнопознавательному, художественному тексту). Г Скребицкий
«Следопыты»
Характеристика
героя
произведения
с
использованием
художественно-выразительных
средств
данного
текста.
К.Станюкович «Рождественская ночь»
Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного
произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание,
рассуждение, повествование). К.Станюкович «Рождественская ночь»
Нахождение в тексте, определение значения в художественной речи
(с помощью учителя) средств выразительности: синонимов,
антонимов, эпитетов, сравнений, метафор, гипербол. А.Игнатова
«Сова ушастая»
Постепенный переход от слогового к плавному осмысленному
правильному чтению целыми словами вслух (скорость чтения в
соответствии с индивидуальным темпом чтения), постепенное
увеличение скорости чтения. Г.Скребицкий «Дружба»
Самостоятельное воспроизведение текста с использованием
выразительных средств языка: последовательное воспроизведение

Уважительное отношение и интерес к художественной
культуре

1

Стремление к самовыражению
художественной деятельности

1

в

разных

видах

Первоначальные представления о научной картине мира
Формирование эстетических потребностей, ценностей и
чувств
Наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат

1
1

1

1
Наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат

многонационального

1

Наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат

1

Формирование целостного, социально ориентированного
взгляда на мир

1

Осознание ценности труда в жизни человека и общества,
ответственное потребление и бережное отношение к
результатам труда, навыки участия в различных видах
трудовой деятельности, интерес к различным профессиям.
Проявление
сопереживания,
уважения
и
доброжелательности

1

Формирование
ценностей
российского общества

1

21

22

23
24

25

26

27

28
29

30
31

эпизода с использованием специфической для данного произведения
лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.
Г.Скребицкий «Дружба»
Общее представление о композиционных особенностях построения
разных видов рассказывания: повествование (рассказ), описание
(пейзаж, портрет, интерьер), рассуждение (монолог героя, диалог
героев). В. Бианки «Голубой зверек»
Подробный пересказ текста: определение главной мысли фрагмента,
выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание, подробный
пересказ эпизода; деление текста на части, определение главной
мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и
всего текста, составление плана в виде назывных предложений из
текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированного
высказывания. В. Бианки «Голубой зверек»
Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по
объему и жанру произведений). Л. Пантелеев «АУ»
Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по
общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков
героев. Л. Пантелеев «АУ»
Общее представление о разных видах текста: художественных,
учебных, научно-популярных – и их сравнение. М. Антошин
«Осьминог и мурена»
Воспроизведение текста с опорой на ключевые слова, модель, схему.
М. Антошин «Осьминог и мурена»
Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения,
отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо
на заданную тему.
Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и
событие. Г. Скребицкий «Счастливый Жучок»
Самостоятельное определение темы, главной мысли, структуры;
деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Г.
Скребицкий «Счастливый Жучок»

1
Наличие мотивации к творческому труду, работе на
результат
1
Проявление
сопереживания,
доброжелательности

уважения

и

Уважительное отношение и интерес к художественной
культуре

1

Стремление к самовыражению
художественной деятельности

1

в

разных

видах

1
Первоначальные представления о научной картине мира
Развитие самостоятельности и личной ответственности за
свои поступки, в том числе в информационной
деятельности

1

Осознание ценности труда в жизни человека и общества
Признание индивидуальности каждого человека

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и
сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не
создавать конфликтов и находить выходы из спорных
ситуаций
Характеристика героя произведения. Портрет, характер героя, Уважительное отношение и интерес к художественной
выраженные через поступки и речь. А. Потапова «Танечка»
культуре
Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: Восприимчивость к разным видам искусства

1
1

1
1

32

33

34

характеристика героя произведения (отбор слов, выражений в тексте,
позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия
(выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное
описание на основе текста). А. Потапова «Танечка»
Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку
(отражение темы, места действия, характеров героев), использование
в письменной речи выразительных средств языка (синонимы,
антонимы, сравнение) в мини-сочинениях (повествование, описание,
рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв. Написание отзывов
по прочитанным произведениям.
Интерпретация текста литературного произведения в творческой
деятельности учащихся: чтение по ролям, инсценирование,
драматизация (по прочитанным произведениям).
Выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки,
открытого доступа к детским книгам в библиотеке. Участие в
коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать
по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу
беседы, используя текст. Обобщающий урок.

1
Познавательные интересы, активность, инициативность,
любознательность и самостоятельность в познании.

Стремление к самовыражению
художественной деятельности

в

разных

видах

1

1
Уважительное отношение и интерес к художественной
культуре


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».