Департамент образования Администрации города Екатеринбурга Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – гимназия № 13 (МАОУ – гимназия № 13) ПРИНЯТО: на заседании педагогического совета (протокол от «28» августа 2024 г. № 18) УТВЕРЖДЕНО: Директор МАОУ – гимназии №13 ________ Р.Б.Стихина СОГЛАСОВАНО: с советом обучающихся (протокол от «11» сентября 2024 № 1) Приказ № 363-01.09 от 28 августа 2024 г. СОГЛАСОВАНО: С советом родителей (Протокол от «04» сентября 2024 №61) Положение о формах, периодичности текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МАОУ – гимназии №13 Екатеринбург 2024 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии со следующими документами: • Федеральным Законом Российской Федерации от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • Уставом муниципального автономного общеобразовательного учреждения гимназии № 13 г. Екатеринбурга, утвержденный приказом начальника департамента образования администрации Города Екатеринбурга; • Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286; • Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, утвержденным приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287; • Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования, с изменениями, утвержденными приказом Министерства просвещения РФ от 12.08.2021 № 732; ▪ Другие нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность. 1.2. Действие настоящего Положения распространяется на всех обучающихся, принятых в гимназию на обучение по федеральным образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также на родителей (законных представителей) детей и педагогических работников, участвующих в реализации указанных образовательных программ. 1.3. Основным объектом системы оценки, её содержательной и критериальной базой выступают требования ФГОС ООО, которые конкретизируются в планируемых результатах освоения обучающимися ООП ООО. 1.4. Данное Положение регламентирует содержание и порядок текущего контроля успеваемости, обучающихся в условиях реализации Федеральных образовательных стандартов (ФГОС), их перевод в следующий класс по итогам учебного года, а также учет достижения планируемых результатов освоения обучающимися Образовательной программы общего образования. 1.5. Положение принимается педагогическим советом гимназии, имеющим право вносить в него изменения и дополнения, утверждается приказом директора и согласовывается на заседании педагогического совета гимназии. 1.6. Образовательные достижения обучающихся подлежат текущему контролю успеваемости и аттестации в обязательном порядке только по предметам, включенным в учебный план класса, в котором они обучаются, либо в соответствии с индивидуальным учебным планом. 1.7. Система оценки включает процедуры внутренней и внешней оценки. Внутренняя оценка включает: стартовую диагностику; текущую и тематическую оценку; итоговую оценку; промежуточную аттестацию; психолого-педагогическое наблюдение; внутренний мониторинг образовательных достижений обучающихся. Внешняя оценка включает: независимую оценку качества подготовки обучающихся; итоговую аттестацию. 1.8. В соответствии с ФГОС система оценки реализует системно- деятельностный, уровневый и комплексный подходы к оценке образовательных достижений. II. Цель и задачи текущего контроля 2.1. Целью текущего контроля успеваемости являются: Установление фактического уровня теоретических знаний учащихся по предметамучебного плана, их практических умений и навыков; Соотнесение фактического уровня с требованиями федерального государственногообразовательного стандарта; Контроль выполнения учебных программ и календарно-тематического планированияизучения учебных предметов; Формирование мотивации, самооценки и помощь в выборе дальнейшей индивидуальнойобразовательной траектории учащегося 2.2. Задачами текущего контроля успеваемости являются: оценка индивидуальных образовательных достижений, обучающихся и динамики ихроста в течение всего учебного года; выявление индивидуально значимых и иных обстоятельств, способствующих или препятствующих достижению обучающимися планируемых образовательных результатов освоения соответствующей общеобразовательной программы; изучение и оценка эффективности методов (методик), форм и средств обучения, используемых в образовательной деятельности общеобразовательной организации; принятие организационно-педагогических и иных решений по совершенствованию образовательной деятельности. III. Виды оценки учебных достижений, виды и формы текущего контроля 3.1. Оценка учебных достижений в Гимназии строится на основе критериального подхода. 3.2. В Гимназии приняты два вида оценки учебных достижений с критериальным подходом: формирующие и констатирующие, которые используются при текущем контроле. 3.2.1 Формирующая оценка используется в текущей аттестации и является показателем успешности/неуспешности освоения изучаемого материала в процессе обучения. Такое оценивание осуществляется в форме комментариев к работе и позволяет учителю и ученику скорректировать свою работу и устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующей работы. Отметки за формирующее оценивание не выставляются не влияют на итоговые отметки за триместр. Темы, виды работ формирующего оценивания включаются в календарно-тематическое планирование наряду с темами, видами и формами констатирующего оценивания. Результат оценивается в соответствии с уровнем, но не переводится в отметку. 3.2.2. Констатирующая оценка используется в текущем, тематическом, административном контроле и является показателем уровня сформированности предметных, метапредметных результатов и специальных умений, и способов деятельности; соответствия/несоответствия сформированности знаний, умений, способов деятельности. Работы с констатирующей отметкой оцениваются по заранее разработанным критериям, результат переводится в отметку, отметка выставляется в электронный журнал. 3.4. Виды текущего контроля: Текущий поурочный контроль (формирующее оценивание); Текущий тематический (диагностический) контроль (констатирующее, оценивание). 3.5. Формы проведения текущего тематического контроля: Письменная работа — это письменный ответ учащегося на один или систему вопросов (заданий). К письменным работам относятся: домашние, проверочные, лабораторные, практические, контрольные, творческие работы; письменные отчёты о наблюдениях; ответы на вопросы; тестирование; сочинения, изложения, диктанты, рефераты и другое. Устный ответ — это ответ обучающегося на один или систему вопросов в форме рассказа,беседы, собеседования, зачета и др. Комбинированная проверка предполагает сочетание письменных и устных форм проверок. Проверка с использованием электронных систем тестирования, иного программного обеспечения, обеспечивающего персонифицированный учёт учебных достижений учащихся. 3.6. Для планирования и проведения тематического контроля (работ с констатирующей отметкой) педагогические работники используют Перечень видов работ с констатирующейотметкой (Приложение 1). 3.7. Текущий поурочный контроль (формирующее оценивание) 3.7.1. Текущий поурочный контроль осуществляется педагогом в процессе проведения учебных занятий (урочных и внеурочных), а также по результатам выполнения домашнегозадания. 3.7.2. Основная цель текущего поурочного контроля – своевременно отреагировать на успехи и затруднения обучающихся при освоении содержания учебного занятия. 3.7.3. Задачи текущего поурочного контроля: развитие у обучающихся мотивации к самооценке; становление устойчивого позитивного опыта понимания причин успеха/неуспеха; формирование навыков правильного реагирования в ситуациях неуспеха. IV. Уровни и критерии достижения планируемого результата и перевод результата вотметку 4.1. Система оценки образовательных результатов предусматривает уровневый подход ксодержанию оценки и инструментарию для оценки достигнутых результатов. Уровни достижения Критерии и показатели Оценка Отметка в планируемого результата баллах результата Высокийуровень Полнота освоения планируемых отлично результатов;уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. Повышенный Полнота освоения планируемых хорошо уровень результатов;уровень овладения учебными действиями; сформированность интересов к предметной области. отметка «5» отметка «4» Базовый уровень Ученик демонстрирует освоение учебных удовлетворите отметка «3» действий с опорной системой знаний вльно рамках диапазона выделенных задач. Пониженный уровень Отсутствие систематической базовой неудовлетвори отметка «2» подготовки; обучающийся освоил меньше тельно половины планируемых результатов; имеются значительные пробелы в знаниях, дальнейшее обучениезатруднено. Низкий уровень Наличие отдельных фрагментарных знанийнеудовлетвори отметка «1» по предмету, обучающемуся требуется тельно специальная помощь в освоении учебного предмета и в формировании мотивации к обучению. 4.2. Особенности оценивания учебно-проектной деятельности 4.2.1. Основными критериями учебного исследования является насколько доказательно и корректно решена поставленная проблема, насколько полно и последовательно достигнуты сформулированные цель, задачи,гипотеза. 4.2.2. При оценке результатов УИД учитывается то, насколько обучающимся в рамках проведения исследования удалось продемонстрировать базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формулировать вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, самостоятельно устанавливать искомое и данное; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану опыт, несложный эксперимент, небольшое исследование; оценивать на применимость и достоверность информацию, полученную в ходе исследования (эксперимента); самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, исследования, владеть инструментами оценки достоверности полученных выводов и обобщений; прогнозировать возможное дальнейшее развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, выдвигать предположения об их развитии в новых условиях и контекстах. 4.2.3. На основе названных критериев и требований, учитель разрабатывает оценочный лист оценки учебного проекта, включающий критерии, дескрипторы и результат. V. Содержание и общие принципы организации текущего контроля успеваемости обучающихся 5.1. Общие принципы аттестации и текущего контроля успеваемости: • объективность и обоснованность, т.е. соответствие единым критериям оценивания,известных обучающимся заранее и выработанным совместно; • учет возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся; • открытость: доступность информации (график ОП, демоверсии КИМ), возможность проанализировать результаты и сделать соответствующие выводы об учебных достиженияхобучающихся. 5.2. Мероприятия текущего контроля успеваемости: планирование текущего контроля по отдельным учебным предметам (курсам) учебного плана Образовательной программы, разработка содержания и методики проведения; проверка (оценка) хода и результатов выполнения обучающимися контролирующих заданий; документальное оформление результатов проверки (оценки). 5.3. Текущий контроль осуществляется педагогическим работником, реализующимсоответствующую часть образовательной программы. 5.4. Порядок, формы, периодичность, количество обязательных мероприятий при проведении текущего контроля успеваемости учащихся определяются учителем с учетом образовательной программы, согласуются на заседаниях кафедр и утверждаются на административно-методического совета гимназии. 5.5. Фиксация результатов текущего контроля осуществляется по пятибалльной шкале оценивания. 5.6. При оценивании учитель руководствуется разработанными едиными требованиями к отметке и оценке учебных достижений, обучающихся (Приложение 3), ориентируясь на: шкалу оценок классификацию ошибок критерии оценивания письменного, устного ответа, критерии оценивания проектных, исследовательских, творческих работ критерии оценивания лабораторных и практических работ принципы оценивания в начальной школе требования к оцениванию по предмету «Физическая культура» принципы оценивания по ИУП 5.7. Текущий контроль успеваемости учащихся первого класса в течение учебного года осуществляется без фиксации достижений учащихся в виде отметок по пятибалльной системе, допустимо использовать только положительную и не различаемую по уровням фиксацию. 5.8. Оценочные процедуры по предмету – часть промежуточной аттестации: 5.8.1. Промежуточная аттестация по итогам года обучающихся 2-10-х классов проводится по результатам триместровой аттестации; обучающихся 9 – по результатам триместровой аттестаций и Итогового собеседования; в 11 классе - по результатам полугодовых аттестаций и результатам Итогового сочинения. 5.8.2. Итоговые контрольные мероприятия в 5-8, 10-х классах проводятся в форме устных и письменных контрольных работ. Устные итоговые контрольные работы могут проводиться в форме собеседования, защиты рефератов, проектных работ и тестовых работ. В форме тестовой работы могут проводиться и письменные итоговые контрольные работы. 5.8.3. В гимназии выполняются итоговые контрольные работы по следующим предметам: • Во 2-х классах – русский язык (диктант), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме контрольной работы по проверке уровня сформированности фонетического навыка и навыка чтения); • в 3-х классах – русский язык (диктант), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по ряду навыков и умений: аудированию, чтению, письму, грамматике и лексике); • в 4-х классах – русский язык (диктант с грамматическими заданиями), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по ряду навыков и умений: аудированию, чтению, письму, грамматике и лексике, а также защиты творческой или проектной работы на английском языке); в 5-х классах – русский язык (диктант с грамматическими заданиями), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по ряду навыков и умений: аудированию, чтению, письму, грамматике и лексике, а также устного собеседования); в 6-х классах – русский язык (изложение), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по следующим навыкам и умениям: аудирование, чтение, письмо, лексика и грамматика, а также устного собеседования); в 7-х классах – русский язык (собеседование, включающее теоретические вопросы разделов «Морфология», «Орфография» и практические задания), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по следующим навыкам и умениям: аудированию, чтению, письму, лексике, грамматике и итогового собеседования, включающего три задания: чтение и пересказ текста, монологическое высказывание по одной из пройденных тем, ситуативный диалог); в 8-х классах – русский язык (собеседование, включающее теоретические вопросы раздела «Синтаксис» и практические задания), математика (контрольная работа), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по следующим навыкам и умениям: аудированию, чтению, письму, лексике, грамматике и устного собеседования), индивидуальная проектная работа (тема и предмет, по которому пишется проект, определяется по выбору обучающихся); в 10-х классах – русский язык (работа в формате ЕГЭ), математика (контрольная работа в формате ЕГЭ), английский язык (контроль осуществляется в форме тестовой работы по следующим навыкам и речевым умениям: аудированию, чтению, письму, лексике, грамматике и устного собеседования), а также работа по профилю обучающихся (формы проведения работ утверждаются на кафедрах). 5.8.4. Одной из форм оценивания метапредметных результатов на уровне среднего общего образования является индивидуальный проект, который обучающиеся пишут в 10 классе. Оценивание индивидуального проекта осуществляется по традиционной пятибалльной системе. 5.9. Успеваемость учащихся, занимающихся по индивидуальному учебному плану, подлежит аттестации и текущему контролю успеваемости с учетом особенностей освоения образовательной программы, предусмотренных индивидуальным учебным планом. Аттестация и текущий контроль успеваемости обучающихся, временно находящихся в санаторных, медицинских организациях осуществляется в этих заведениях и полученные результаты учитываются при выставлении триместровых отметок. 5.10. Педагогические работники доводят до сведения родителей (законных представителей) сведения о результатах текущего контроля успеваемости учащихся как посредством заполнения предусмотренных документов, в том числе в электронной форме (дневник учащегося для 1-6 классов, электронный дневник -- 2-11 классы), так и по запросу родителей (законных представителей) учащихся. Педагогические работники в рамках работы с родителями (законными представителями) учащихся обязаны прокомментировать результаты текущего контроля успеваемости учащихся в устной форме. Родители (законные представители) имеют право на получение информации об итогах аттестации учащегося в письменной форме в виде выписки из соответствующих документов, для чего должны обратиться к заместителю директора по УВР гимназии. VI. процедур Регламентация по планированию и контролю графика оценочных 6.1. При планировании оценочных процедур учитываются рекомендации Минпросвещения России и Рособрнадзора для системы общего образования по основным подходам к формированию графика проведения оценочных процедур в общеобразовательных организациях в 2021/2022 учебном году (Приложение к письму Минпросвещения России от 06.08. 2021 г. № СК -228/03, письму Рособрнадзора от 06.08. 2021 г. № 01- 169/08-01; далее - Рекомендации). В график оценочных процедур включаются контрольные, проверочные, диагностические работы гимназического (Приложение 2), регионального, федерального уровня. С учетом указанных выше рекомендаций оценочные процедуры продолжительностью 30 и более минут, выполняемые одновременно всем классом, могут проводиться по каждому предмету не чаще, чем в 2,5 недели. Количество оценочных процедур менее 30 минут определяется необходимостью проведения текущего контроля по предмету в соответствии с рабочей программой и КТП, учитывая завершенность изучения темы или необходимость контроля определенного умения или навыка по предмету. 6.2. Общая продолжительность времени для проведения контроля (КО) может составлять не более 10 % от общей нагрузки (рассчитывать в минутах: кол-во уроков *40 мин = общее время, продолжительность КР в минутах = не более 10 %); 6.3. Разработка графиков работ с констатирующей отметкой (оценочных процедур) и содержания КИМ происходит по определенному алгоритму с установленной последовательностью мероприятий, с указанием сроков, ответственных и полученных результатов. График работ с констатирующей отметкой и содержания контрольноизмерительных материалов (далее КИМ) должны соответствовать рабочей программе и календарно – тематическому планированию по предмету. VII. Учет успеваемости за учебные периоды 7.1. Отметка за триместр по предмету определяется по среднеарифметическому числу суммы констатирующих отметок в электронном журнале (далее - ЭЖ) за период обучения и информирует участников образовательных отношений о промежуточном результате освоения программы. 7.2. О промежуточном результате освоения программы на «5» свидетельствует среднеарифметическая отметка не ниже 4,5. Средний балл констатирующих отметок от 3,5 в ЭЖ свидетельствует об усвоении программы/части программы на «4». О промежуточном результате освоения программы на «3» свидетельствует «средняя оценка» в ЭЖ не ниже 2,5. Если средний балл констатирующих отметок ниже 2,5, программа считается не усвоенной. 7.3. Отметка за год определяется как среднее арифметическое число отметок за все триместры и выставляется в ЭЖ. Выставление годовой отметки в ЭЖ по предмету осуществляется с округлением до десятых по следующей схеме: Среднеарифметическая отметка округлением до десятых ≥ 4,5 < 4,5 ≥ 3,5 < 3,5 ≥ 2,5 < 2,5 Отметка за период с 5 4 4 3 3 2 7.4. Выставление итоговых отметок в аттестаты об основном общем образовании и среднем общем образовании регулируется Порядком заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов, утвержденного Приказом Минпросвещения от 05.10.2020 №546 "Об утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи аттестатов об основном общем и среднем общем образовании и их дубликатов" (ред. от 22.05.2023) 8. Учет успеваемости за триместр в случае длительного отсутствия обучающегося на занятиях по уважительным причинам 8.1. В случае, если обучающийся пропустил более 50% уроков в конкретном аттестационном периоде (триместре), не имеет отметок за констатирующие работы в соответствии с графиком констатирующих работ на данный период, родители (законные представители) обучающегося подают заявление на имя директора гимназии на продление учебного периода с указанием причин пропуска занятий и приложением подтверждающих документов. 8.2. Решение о продление аттестации в триместре принимается на заседании педагогического совета и закрепляется приказом директора. В случае положительного решения о продлении триместра в резолютивной части протокола педагогического совета указываются сроки продления промежуточной аттестации, порядок сдачи работ с констатирующей отметкой по каждому предмету. 8.3. В течение срока продления учебного триместра с обучающимся проводится индивидуальная работа по освоению учебных программ в соответствии с календарнотематическим планом в очной, очно-заочной и дистанционной форме. 8.4 Решение об освоении учебной программы по каждому предмету принимает учитель- предметник на основании результатов работ с констатирующей отметкой, руководствуясь п. 7.1, 7.2 настоящего Положения. 8.5. Отметки за сданные работы с констатирующей отметкой выставляются учителем- предметником в те же колонки, с указанием в «примечании» даты пересдачи. Приложение № 1 Перечень видов работ с констатирующей отметкой предмет Виды работ с констатирующей отметкой математика, алгебра,геометрия, ТВиС Проверочная работа Контрольная работа Математический (арифметический) диктант Самостоятельная работа Комбинированная контрольная работа Проектная работа Творческая работа Тестирование Устный ответ История, Развернутый устный ответ (монологическое высказывание по обществознание,право, теме/проблеме) экономика Проверочный тематический тест Лабораторная работа (письменное исследование текста) Эссе (сочинение-рассуждение по обозначенной проблеме/теме) Письменная характеристика исторической личности Контрольная работа по разделу (блоку) тем Проект (в том числе групповой проект) Письменный ответ на вопрос Заполнение таблицы ( хронологическая, сравнительная) Работа с контурной картой Работа с исторической картой Работа с ПОПС формулой Составление плана Работа с презентацией Литература Развернутый устный ответ Пересказ с заданием Тест по теории литературы и программному материалу с практическим заданием Эссе Контрольная работа по контексту Литературоведческий диктант Сочинение (изложение) на литературную тему Письменный литературоведческий анализ текста Зачетная тематическая работа Учебный проект или учебное исследование Лабораторная работа (письменное исследование текста) Практическая работа Чтение наизусть Практическая/проверочная работа по смысловому чтению Русский язык Контрольный диктант Контрольный словарный диктант Тестирование Химия, физика, биология,экология, астрономия Изложение Сочинение Комплексные итоговые контрольные работы Зачетная тематическая работа Лингвистический анализ текста Защита проекта Контрольная работа по разделу, блоку тем Проверочная работа по теме Лабораторная работа Практическая работа Зачет Терминологический диктант Тест Учебный проект или учебное исследование Устный развернутый ответ Проектная работа Иностранные языки Развёрнутый устный ответ (монологическое высказывание по теме) Сочинение по обозначенной теме Проверочная письменная работа (написание личногописьма, описание картинки) Контрольная работа по аудированию Лексико-грамматический проверочный тест Контрольная работа по чтению Комплексная контрольная работа по блоку тем (четвертная, полугодовая, годовая контрольная работа) Контрольный зачёт по навыкам диалогической речи Орфографическая письменная работа (2-4 кл) Защита проекта Контроль фонетических навыков. Практическая работа по лексике (грамматике) Контроль диалогической речи. Контроль речевых навыков (чтение вслух, диалог,ответы на вопросы, описание картинки по плану) ОБЗР Труд (технология) Изобразительное искусство Тест Презентация Практическая работа Самостоятельная работа Решение ситуационных задач Устный развернутый ответ Письменный развернутый ответ Тест Практическая работа Самостоятельная работа Проектная работа Практическая работа Физическая культура Проектная работа Сдача нормативов Практическая работа Зачет Тест по теории Тест Лабораторная работа Проектная работа Практическая работа Устный развернутый ответ Топографический диктант Терминологический диктант Комплексная контрольная работа Проверочная работа География Музыка Проверочная работа Викторина Проектная работа Творческая работа Проверка исполнительских навыков (музыка) Тестирование Информатика Тестирование Проверочная работа Практическая работа Самостоятельная работа Контрольная работа Проектная работа Приложение № 2 Порядок проведения внутригимназических оценочных процедур 1. Контрольные работы (КР), проводятся в соответствии с утвержденным и опубликованным на сайте гимназии графиком оценочных процедур. Конкретная дата (день) проведения КР устанавливается учителем. Для КР, время выполнения которых составляет 30 и более минут, конкретная дата проведения согласовывается с заместителем директора с целью исключения случаев проведения нескольких КР в один день или совпадения с датой проведения внешних оценочных процедур (регионального и федерального уровней) 2. КР оценивается на основе критериального оценивания. Критерии и дескрипторызаранее обсуждаются с учащимися. 3. Проверка КР осуществляется учителем, фиксируется набранное количество баллов и выставляется отметка по пятибалльной шкале в соответствии с п.1 Приложения № 3 Настоящего Положения. На проверку КР отводится не более 1 недели. Проверенные работы выдаются ученикам. 4. Отметки за КР выставляются в журнал в колонку, соответствующую дате проведения КР. Для учащихся, которые сдают КР в другие даты по различным причинам, действует аналогичное правило. 5. Учащимся гимназии предоставляется возможность (одна попытка) улучшить результат КР. Данная процедура обозначается как «Пересдача КР». С этой целью учащийся обращается непосредственно к учителю. Конкретный срок для использования права пересдачи КР не устанавливается: ученик может воспользоваться правом пересдачи в любое время после проведенной КР. Пересдача КР возможна только в день консультаций учителя. 6. Контрольно-измерительный материал для пересдачи КР составляется учителем. Данный вариант КИМ должен быть повышенного уровня сложности и не дублировать задания основного варианта КИМ КР. 7. В журнал выставляется отметка, соответствующая результату «пересдачи КР», при этом первая отметка (за основной вариант КР) удаляется. 8. Отдельные КР не подлежат пересдаче. При этом учитель обязан обосновать невозможность пересдачи этой КР с целью улучшения результата. Информация об КР, по которым обоснована невозможность пересдачи, заранее доводится до сведения учащихся. 9. Неудовлетворительные результаты КР подлежат коррекционной работе. Отметка за коррекционную работу (Работа над ошибками – РНО) выставляется в колонку, следующую за неудовлетворительной отметкой за КР. При этом, неудовлетворительная отметка за КР сохраняется. 10. С целью оптимизации учебной нагрузки для учащихся, пропустивших по уважительной причине более одной КР по предмету, учитель составляет отдельный вариант КИМ, включающий в себя содержание всех пропущенных по уважительной причине КР. Дата проведения комплексной КР согласуется с учащимся или с родителями учащегося. До этого времени отметка «единица» в журнал не выставляется. 11. Учащимся, пропустившим КР по неуважительной причине, в журнал выставляется «единица». Учащиеся обязаны сдать пропущенные по неуважительной причине КР в полном объеме. Приложение № 3 Единые требования к отметке и оценке учебных достижений, обучающихся 1. Шкала перевода баллов в отметки, выставляемых в классный (электронный) журнал: Каждая работа (ответ) ученика оценивается в баллах в соответствии с критериями к данной оценочной процедуре. Сумма баллов переводится в отметку, которая выставляется в классный(электронный) журнал. Отметка «5» выставляется при 90 - 100 % от суммы всех баллов. Отметка 4 ставится при 75 - 89 % от суммы всех баллов. Отметка 3 ставится при 60 -74 % от суммы всех баллов. Оценка 2 ставится при менее 60 % от суммы всех баллов. Отметка «1» ставится, если ученик: 1) не предоставил ответ или работу по неуважительной причине в установленные учителемсроки, 2) отказался от выполнения работы с констатирующей отметкой без уважительнойпричины. 2. Рекомендации по классификации ошибок при критериальном оценивании В критериях ответа учитываются ошибки, допущенные учеником: • грубые ошибки (незнание определений основных понятий, законов, правил, основных положений теории, формул, общепринятых символов обозначения величии, единиц их измерения; ошибки, затрудняющие или искажающие смысл; неумение выделить в ответе главное; неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений; неправильно сформулированные вопросы задачи или неверные объяснения хода ее решения; незнание приемов решения задач, аналогичных ранее решенных в классе, ошибки, показывающие неправильное понимание условия задачи или неправильное истолкование решения; неумение читать и строить графики и принципиальные схемы; неумение подготовить к работе установку или лабораторное оборудование, провести опыт, необходимые расчеты, или использовать полученные данные для выводов;, небрежное отношение к лабораторному оборудованию и измерительным приборам; не умение определить показание измерительного прибора; нарушение требований правил безопасного труда при выполнении эксперимента) • однотипные ошибки (ошибки на одно и то же правило, тему и т. п); • негрубые ошибки (неточности формулировок, определений, понятий, законов, теорий, вызванные неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия, ошибки, вызванные несоблюдением условий проведении опыта или измерений; ошибки в условных обозначениях на принципиальных схемах, неточности чертежей, графиков, схем; пропуск или неточное написание наименований единиц физических величин; нерациональный выбор ходарешения;) • недочеты (орфографические ошибки в терминологии; нерациональные записи при вычислениях, нерациональные приемы вычислении, преобразований и решений задач; арифметические ошибки в вычислениях, если эти ошибки грубо не искажают реальность полученного результата, отдельные погрешности в формулировке вопроса или ответа; небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков). 3. Отметки «зачет», «незачет» по итогам освоения программы, либо ее части. «Зачет» - ученик освоил программу (посещал занятия, выполнял на занятиях необходимые работы, задания, освоил теоретические знания и овладел практическими навыками, либо сдалзачетную работу по итогам освоения программы); «Незачет» - ученик не освоил программу (не посетил более 50% занятий, не выполнял на занятиях необходимые работы, задания, не освоил теоретические знания и не овладел практическими навыками, либо не сдал зачетную работу по итогам освоения программы). По данной системе оцениваются: предметы «Музыка» и «Изобразительное искусство» 4. Особенности оценивания в начальной школе Знания, умения и навыки обучающихся в 1 классе не оцениваются в виде «отметок». В 2-4 классах оценивание письменных и устных ответов оценивается по критериям, соответствующих единым требованиям, изложенных выше. В начальной школе в рамках требований ФГОС организуется работа по накопительной системе оценки в рамках Портфеля достижений обучающихся 1-4 классов по трем направлениям: -систематизированные материалы наблюдений (оценочные листы, материалы наблюдений и т.д. -выборка детских творческих работ, стартовая диагностика, промежуточные и итоговые стандартизированные работы по русскому языку, математике, окружающему миру; -материалы, характеризующие достижения обучающихся в рамках внеучебной и досуговой деятельности (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, выставках, смотрах, конкурсах, спортивных мероприятиях и т.д.) 5. Оценивание по предмету «Физическая культура» Освобождение обучающихся от занятий физической культурой не освобождает их от посещения данных уроков, если к тому нет медицинских противопоказаний. Учащимся, освобожденным на основании медицинской справки от занятий на учебный период или целый учебный год по физической культуре, отметка выставляется на основе сдачи теоретического материала. Ответ оценивается по критериям, соответствующих единым требованиям, изложенных выше. Оценивание учащихся, посещающих занятия ЛФК по рекомендации врача, производится на основании справки из соответствующего лечебного учреждения. 6. Оценивание обучающихся по ИУП Обучающиеся по ИУП оцениваются только по предметам, входящим в индивидуальный учебный план; Применяется «5» - балльная шкала оценивания в соответствии с установленными вгимназии едиными требованиями; Оценивающие процедуры проводятся в соответствии с графиком оценочных процедур. 7. Отметки не выставляются программам: - внеурочной деятельности; - платных образовательных услуг; - дополнительного образования. 1 за освоение реализуемых в По итогам защиты ИП в 10 классе выставляется отметка, которая вноситсяв аттестат. гимназии Приложение 4 Требования и рекомендации к разработке КИМ для проведения оценочных процедур сконстатирующей отметкой 1. Требования к структуре КИМ Контрольно-измерительные разрабатываются по утвержденному шаблону и материалы включают: Пакет для учителя: Информация о работе: вид работы, форма проведения, предмет, название темы, раздела, по которому проводится процедура и/или вид деятельности, класс, цель проведения процедуры, длительность процедуры (необходимое время), условия проведения с описанием материально-технического оснащения рабочих мест при необходимости); критерии, дескрипторы и баллы оценивания к каждому заданию; шкалу перевода баллов в отметку; инструкцию для проведения РКО. Пакет для ученика • Демовариант (должен отражать типы и количество заданий, критерии, проверяемые элементы содержания, которые могут быть даны в виде списка); • Вариант (-ы); • Бланк ответа (необязательно); • Вариант для пересдачи (если предусмотрена пересдача). 2. Требования к содержанию КИМ КИМ должен соответствовать программному содержанию и уровню обучения. Выбор типов заданий зависит от учебного предмета, назначения теста, уровня обучения(класса) Работа должна сочетать различные типы тестовых заданий. Все задания теста, независимо от содержания тем, разделов и от учебных предметов,располагаются в порядке возрастающей трудности. 3. Требования и рекомендации к выбору типов заданий 3.1. Контрольные задания могут быть разных типов и зависят от уровня познавательнойдеятельности обучающихся. Разновидности типов заданий в зависимости от уровня познавательной деятельностиприведены в таблице 1. Таблица 1 Уровни познавательной деятельности 1. Знание Восприятие информации, знакомство с предметом. Признак опознаваниеобъектов, явлений. Типы контрольных заданий Задания (вопросы, задачи), способствующие усвоению информации на уровне знакомства, в т. ч. на узнавание, воспроизведение отдельных фактов, понятий, правил. 2. Понимание Задания, предполагающие усвоение и воспроизведение Восприятие и механическое информации на уровне простых мыслительных отображение полученной операций. Формируются навыки деятельности по информации. Признак – передача, образцу в стандартах, известных условиях. пересказинформации. 3. Применение Задания, требующие для усвоения информации Информация воспринимается, сложных мыслительных операций и формирующие отображается, анализируется, умения действовать в нестандартной обстановке: осмысливается и на основе этого проблемные, предполагающие мыслительные действия применяется. Признак – на интерпретацию. практическое применение полученных знаний в различных ситуациях. 4. Анализ Задания, проверяющие способность разделять Информация анализируется, информацию на составляющие сравнивается, используется для Например: проведения экспериментов и т.д. подразделять, сравнивать, противопоставлять, подтверждать, решать, посвящать, делать вывод, критиковать, задавать вопрос, диагностировать, категоризировать/ классифицировать, указывать, разъяснять. 5. Синтез Проблемные задания, развивающие продуктивноПолученные знания не только творческое мышление: создавать, творить, изобретать, применяются, но на их основе проектировать, объяснять, производить, видоизменять, создаются новые. Признак – организовывать, планировать, реконструировать, творческое репродуцирование переставлять, рассказывать и т.д. нового знания. 6. Оценка Задания: Способность судить о ценности описывать как, критиковать, различать, объяснять, материала для данной конкретной защищать, оценивать, считать /исчислять, определять, цели выбирать, давать оценку, задавать вопрос Приложение 5 Порядок проведения внешних оценочных процедур оценки качества образования в МАОУ - гимназия №13 1. Общие положения Внешние оценочные процедуры (далее ВОП) оценки качества образования (ВПР, ДКР и др.) проводятся с соблюдением инструктивно-методического обеспечения проводимой процедуры оценки качества образования и соблюдением заявленных концептуальных подходов к ее проведению, включающим описание всех направлений работ при проведении оценочной процедуры: описание организационно технологического обеспечения всех этапов оценочной процедуры; описание кадрового обеспечения; описание действий всех категорий специалистов и участников в процессе проведения оценочной процедуры, план-график проведения оценочной процедуры, описание контрольных измерительных материалов для проведения оценочной процедуры или описаниедругого используемого инструментария. 2. Этапы проведения оценочной процедуры: -подготовка к проведению; -действия для формирования инструментария (разработка, приобретение, использованиеоткрытых материалов или иные варианты); -доставка и, при необходимости, хранение контрольных измерительных материалов,если предусмотрено их использование; -проведение оценочной процедуры; -обработка и анализ результатов; -обсуждение и использование результатов. 3. Организационно-технологического обеспечения оценочной процедуры включает: -соблюдение технологии проведения оценочной процедуры, включая технологию доставки, хранения и выдачи заданий участникам, технологии сбора и формирования базы результатов; -соблюдение технологии оценивания развернутых ответов участников (если есть заданияс развернутыми ответами); -соблюдение технологии сбора контекстной и иной информации об образовательных организациях и участниках (если проводится); -соблюдение технологии сбора результатов стандартизированного наблюдения (если проводится). 4. Кадровое обеспечения оценочной процедуры. Ответственность за проведение оценочной процедуры несет заместитель директора поуправлению качеством образования. К проведению оценочной процедуры и проверке результатов привлекаются педагоги, которые не ведут проверяемый предмет в классе, в котором проводится оценочная процедура и соответствуют всем требованиям к квалификации и условиям допуска к работе. Во время проведения оценочных процедур возможно привлечение родителей (законныхпредставителей) для наблюдения за процедурой. Для привлеченных специалистов (педагогов), родителей приказом директора определяются функции и роли и действия во время проведения оценочных процедур. 5. Использование инструктивных материалов для участников и всех категорийспециалистов: Во время проведения оценочных процедур используются инструктивные материалы,разработанные для проведения конкретной оценочной процедуры: отдельные документы для каждой категории специалистов, в которых описаны вседействия каждого из специалистов; документы для каждой категории участников, содержащие минимально необходимуюинформацию при проведении оценочной процедуры, инструкцию по выполнению заданий и контрольной (проверочной, диагностической ит.п.) работы в целом (если проводится); инструкцию по заполнению анкеты (при проведении анкетирования). 6. План-график проведения оценочной процедуры Оценочная процедура проводится с в соответствии планом-графиком, который размещен на сайте гимназии. В день проведения ВОП в классе не допускается проведение внутришкольныхоценочных процедур продолжительностью 30 и более минут. Порядок проведения ВОП утверждается Приказом директора МАОУ гимназии № 13 и включает мероприятия, сроки, ответственных за проведение внешних оценочных процедур. 7. Использование контрольно- измерительных материалов - Проведение оценочных процедур проводится только по контрольноизмерительным материалам, предназначенным для проведения конкретной оценочной процедуры. - Для подготовки к работе педагоги могут использовать демонстрационный вариант работы, который является примером варианта, составленного в соответствии со спецификацией (описанием). - При проверке и оценивании работ используется методика шкалирования, в том числе перевода баллов, набранных участниками оценочной процедуры за выполнение работы, в пятибалльную или иную шкалу оценивания в соответствии с целями оценочной процедуры. - Специалистам, принимающим участие в проведении оценочных процедур запрещается распространение и использование КИМ в других целях до завершения проведения оценочныхпроцедур в гимназии. 8. Анализ и использование результатов оценочной процедуры (если предполагается собиратьинформацию) Анализ результатов проводится заведующими кафедр и заместителем директора с использованием алгоритмов обработки результатов оценочной процедуры по направлениям, соответствующим ее целям. Результаты оценочной процедуры доводятся до сведения педагогов, учеников и их родителей (законных представителей) с определением круга возможных проблем, решению которых будет способствовать использование результатов. Результаты оценочной процедуры с обобщенными данными выносятся на обсуждение методических объединений и педагогического совета с целью принятия решения о компенсировании проблемных тем в том числе с использованием электронных образовательных ресурсов.