Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – ГИМНАЗИЯ № 13 Приложение к основной образовательной программе среднего общего образования Рабочая программа курса внеурочной деятельности Курс: «Математическая логика» Срок реализации: 2 года Классы: 10, 11 классы (первый год обучения) Количество часов: недельных – 1, годовых – 35. 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы среднего общего образования Федерального государственного образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов. Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе освоения курса: 1) российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн); 2) гражданскую позицию как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности; 3) готовность к служению Отечеству, его защите; 4) сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире; 5) сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; 6) толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения, способность противостоять идеологии экстремизма, национализма, ксенофобии, дискриминации по социальным, религиозным, расовым, национальным признакам и другим негативным социальным явлениям; 7) навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебноисследовательской, проектной и других видах деятельности; 8) нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей; 9) готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности; 10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; 11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков; 12) бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь; 13) осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем; 14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности; 15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать: 1) умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях; 2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты; 3) владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания; 4) готовность и способность к самостоятельной информационнопознавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; 5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности; 6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов; 7) умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей; 8) владение языковыми средствами - умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства; 9) владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения. Предметные результаты (математическая логика) В результате освоения курса у учащихся должны сформированы: 1) сформированность представлений о математической логике как части мировой культуры и о месте математики в современной цивилизации, о способах описания на математическом языке явлений реального мира; 2) сформированность представлений о математических понятиях как о важнейших математических моделях, позволяющих описывать и изучать разные процессы и явления; понимание возможности аксиоматического построения математических теорий; 3) владение методами доказательств и алгоритмов решения; умение их применять, проводить доказательные рассуждения в ходе решения задач; 4) представления об основных понятиях, идеях и методах математической логики; 6) представления о процессах и явлениях, имеющих вероятностный характер, о статистических закономерностях в реальном мире, об основных понятиях элементарной теории вероятностей; умениях находить и оценивать вероятности наступления событий в простейших практических ситуациях и основных характеристик случайных величин; 7) владение навыками использования готовых компьютерных программ при решении задач. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности Программа курса ориентирована на базовые знания обучающихся по математике. Курс дополняет и развивает школьный курс математики, а также является информационной поддержкой дальнейшего образования и ориентирован на удовлетворение образовательных потребностей старших школьников, их аналитических и синтетических способностей. Методической основой предлагаемого курса является деятельностный подход к обучению математике. Данный подход предполагает обучение не только готовым знаниям, но и деятельности по приобретению этих знаний, способов рассуждений, доказательств, самообразованию. В связи с этим в процессе изучения курса учащимся предлагаются задания, стимулирующие самостоятельное открытие ими математических фактов, новых, ранее неизвестных, приёмов и способов решения задач. В результате целенаправленной учебной деятельности, осуществляемой в формах учебного исследования, учебного проекта, получит дальнейшее развитие способность к информационно-поисковой деятельности: самостоятельному отбору источников информации в соответствии с поставленными целями и задачами. Учащиеся научатся систематизировать информацию по заданным признакам, критически оценивать и интерпретировать информацию. Изучение курса способствует развитию ИКТкомпетентности учащихся. Практическая значимость курса обусловлена тем, что его объектами являются фундаментальные структуры и количественные отношения действительного мира. Математическая логика является инструментом для естественных, гуманитарных и технических наук, юриспруденции, журналистики. С её помощью моделируются и изучаются явления и процессы, происходящих в локальных и мировых сообществах. Практические умения и навыки математического логики необходимы для дальнейшей жизни, трудовой и профессиональной подготовки школьников. Изучение курса существенно расширяет кругозор учащихся, знакомя их с индукцией и дедукцией, обобщением и конкретизацией, анализом и синтезом, классификацией и систематизацией, абстрагированием, аналогией. Активное использование задач на всех этапах учебного процесса развивает творческие способности школьников. Первый год обучения Модуль 1. Математика и логика. 3 занятия. История развития математической логики, мыслители и ученые. Связь математики и логики, их взаимное проникновение и обогащение. Роль обладания знаниями в области логики. Понятие логики, представление о формах человеческого мышления, которыми занимается логика. Модуль 2. Алгебра (логика высказываний). 32 занятия. Три формы осуществления мышления: понятие, суждение и умозаключение. Логические высказывания. Понятие. Суждение. Отрицание. Объем понятия. Операции над объемами понятий. Суждения частные и общие, простые и сложные. Логическое умножение (конъюнкция), таблицы истинности. Логическое сложение (дизъюнкция), таблицы истинности. Логическое следование (импликация), таблица истинности. Логическое тождество (эквиваленция). Неравнозначность. Высказывания и операции над ними. Высказывания, формулы, логические функции. Унарные и бинарные логические операции. Полные системы логических функций. Правило замены. Тавтологии. Второй год обучения Модуль 2. Алгебра (логика высказываний). 11 занятий. Формулы алгебры высказываний, нормальные формы. Проблема разрешения. Критерии тождественной истинности и ложности формулы, дизъюнкции. Гипотезы и следствия. Схемы умозаключений. Модуль 3. Логика предикатов. 14 занятий. Предикаты и кванторы. Формулы логики предикатов в различных формах. Основные равносильности, содержащие кванторы. Законы де Моргана. Тавтология логики предикатов. Теорема Чёрча. Модуль 4. Умозаключения. 10 занятий. Рассуждение, умозаключение: понятие, примеры, формирование, вывод. Предпосылка (условие) и следствие (вывод, заключение). Истинность или ложность вывода. Принципы индукции и дедукции. Формы организации занятий курса: занятие - беседа ,обсуждение, дискуссия; занятие-конструирование, практикум по решению задач, выполнению упражнений; консультация, ситуационная ролевая игра, защита проектной работы, конкурс. Виды деятельности обучающихся; групповая, индивидуальная работа, познавательная деятельность, практическая работа, проблемноценностное общение, проектно-исследовательская деятельность, защита проектов, рефлексия. 3. Тематическое планирование № Тема 1 2 3 4 Элементы реализации программы воспитания Математика и логика История сформированность мировоззрения, возникновения и соответствующего современному уровню развития логики как развития науки и общественной практики, науки. основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Связь математики и сформированность мировоззрения, логики соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Роль знаний в сформированность мировоззрения, области логики соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире Алгебра (логика) высказываний Логические навыки сотрудничества со сверстниками, высказывания детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других Кол-во часов 3 1 1 1 43 1 5 Понятие. Суждение 6 Определение понятий. 7 Отрицание 8 Объем понятия 9 Операции над объемами понятий 10 Суждение Суждения частные и общие. 12 Суждения простые и сложные. 11 13 Логическое умножение (конъюнкция 14 Таблица истинности конъюнкции. 15 Логическое сложение видах деятельности навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 (дизъюнкция) творчества, спорта, общественных отношений 16 Таблица истинности эстетическое отношение к миру, включая дизъюнкции. эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 17 Логическое сформированность экологического мышления, следование понимания влияния социально-экономических (импликация) процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности 18 Таблица истинности сформированность экологического мышления, импликации. понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности 19 Логическое навыки сотрудничества со сверстниками, тождество детьми младшего возраста, взрослыми в (эквиваленция) образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности 20 Исключающее навыки сотрудничества со сверстниками, «или» детьми младшего возраста, взрослыми в (неравнозначность) образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности 21 Высказывания и навыки сотрудничества со сверстниками, операции над ними детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности 22 Формулы алгебры готовность и способность к образованию, в том высказываний числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 23 Логические готовность и способность к образованию, в том функции числе самообразованию, на протяжении всей высказываний жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 24 Равносильность бережное, ответственное и компетентное формул отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей 25 Логические бережное, ответственное и компетентное функции отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей 26 Унарные и осознанный выбор будущей профессии и бинарные возможностей реализации собственных логические жизненных планов; отношение к операции профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 общенациональных проблем 27 Полные системы сформированность мировоззрения, логических соответствующего современному уровню функций развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 28 Правило замены сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 29 Тавтологии. сформированность мировоззрения, Выполнимые соответствующего современному уровню формулы развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 30 Нормальные формы сформированность основ саморазвития и для формул самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 31 Проблема сформированность мировоззрения, разрешения и соответствующего современному уровню методы ее решения развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире 32 Критерий сформированность основ саморазвития и тождественной самовоспитания в соответствии с истинности общечеловеческими ценностями и идеалами формулы. гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 33 Критерий готовность и способность к образованию, в том тождественной числе самообразованию, на протяжении всей истинности жизни; сознательное отношение к элементарной непрерывному образованию как условию дизъюнкции успешной профессиональной и общественной деятельности 34 Критерий готовность и способность к образованию, в том тождественной числе самообразованию, на протяжении всей ложности формулы жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 35 Критерий эстетическое отношение к миру, включая тождественной эстетику быта, научного и технического ложности творчества, спорта, общественных отношений элементарной конъюнкции 36 Гипотезы и готовность и способность к образованию, в том 2 1 2 1 2 1 1 1 1 2 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 следствия в алгебре числе самообразованию, на протяжении всей высказываний жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Основные схемы готовность и способность к образованию, в том логически числе самообразованию, на протяжении всей правильных жизни; сознательное отношение к умозаключений непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Логика предикатов Предикаты эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Кванторы готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Расширение логики навыки сотрудничества со сверстниками, высказываний детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Формулы логики навыки сотрудничества со сверстниками, предикатов детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности Формула в эстетическое отношение к миру, включая конъюнктивной эстетику быта, научного и технического нормальной форме творчества, спорта, общественных отношений Основные толерантное сознание и поведение в равносильности, поликультурном мире, готовность и содержащие способность вести диалог с другими людьми, кванторы достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Законы де Моргана толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Предваренная эстетическое отношение к миру, включая нормальная форма эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений Формула логики толерантное сознание и поведение в предикатов поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения Тавтологии логики толерантное сознание и поведение в предикатов поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, 2 14 2 1 1 1 2 1 2 1 1 1 достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения 48 Теорема Чёрча. готовность и способность к образованию, в том 1 числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности Умозаключения 10 49 Примеры сформированность основ саморазвития и 1 умозаключений. самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 50 Что такое эстетическое отношение к миру, включая 1 рассуждение. эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 51 Предпосылка эстетическое отношение к миру, включая 2 (условие) и эстетику быта, научного и технического следствие (вывод, творчества, спорта, общественных отношений заключение). 52 Формирование готовность и способность к образованию, в том 1 умозаключений. числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 53 Вывод готовность и способность к образованию, в том 1 умозаключений. числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности 54 Вывод сформированность основ саморазвития и 1 умозаключений по самовоспитания в соответствии с аналогии. общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности 55 Истинность или эстетическое отношение к миру, включая 1 ложность вывода. эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений 56 Принципы эстетическое отношение к миру, включая 2 индукции и эстетику быта, научного и технического дедукции. творчества, спорта, общественных отношений 70ч