Я - исследователь 5-6 класс

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение –
ГИМНАЗИЯ № 13

Приложение к основной образовательной
программе основного общего образования

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности

Курс: «Я – исследователь»
Срок реализации: 2 года
Класс: 5, 6 классы
Количество часов: в 5 классах: недельных – 1, годовых – 35,
в 6 классах: недельных – 1, годовых – 35.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Личностные, метапредметные результаты освоения курса внеурочной деятельности
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной
программы
основного
общего
образования
Федерального
государственного
образовательного стандарта обучение на занятиях внеурочной деятельности направлено
на достижение обучающимися личностных, метапредметных результатов.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествах обучающихся,
которые они должны приобрести в процессе освоения курса:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения
к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание
своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа,
своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение
гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального
российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к
обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной
траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных
предпочтений с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе
формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально
значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному
уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное,
культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного,
уважительного и доброжелательного
отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению; готовность и способность
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной
жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в
школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с
учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

формирование коммуникативной компетентности в общении и
сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, общественно
полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни;

формирование
основ
экологической
культуры,
соответствующей
современному уровню экологического мышления, наличие опыта экологически
ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных
ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы
основного общего образования должны отражать:
1. Умение самостоятельно определять цели обучения, ставить и формулировать
новые задачи в проектно-исследовательской и познавательной деятельности, развивать
мотивы и интересы своей познавательной деятельности.
2. Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе
альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и

познавательных задач.
3. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами,
осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата,
определять способы действий в рамках предложенных условий и требований,
корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией.
4. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные
возможности ее решения.
5. Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и
осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
6. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии,
классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации,
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение,
умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы.
7. Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и
схемы для решения учебных и познавательных задач.
8. Смысловое чтение.
9. Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и
разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать,
аргументировать и отстаивать свое мнение.
10. Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и
регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической
контекстной речью.
11. Формирование и развитие компетентности в области использования
информационно-коммуникационных технологий (далее - ИКТ компетенции); развитие
мотивации к овладению культурой активного пользования словарями и другими
поисковыми системами.
12. Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в
познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной
ориентации.
Планируемые результаты экологического воспитания отражаются в
индивидуальных качествах обучающихся, которые они должны приобрести в процессе
освоения курса:

ориентация на применение знаний из социальных и естественных наук для
решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их
возможных последствий для окружающей среды;

повышение уровня экологической культуры, осознание глобального
характера экологических проблем и путей их решения;

активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде;

осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи
природной, технологической и социальной сред;
готовность к участию в практической деятельности экологической направленности
Учащиеся приобретут опыт проектно-исследовательской деятельности,
познакомятся с основными этапами исследования, овладеют базовым понятийным
аппаратом исследовательской деятельности, научатся правильно употреблять и объяснять
научно-исследовательские термины и понятия, овладеют навыками устанавливать и
выявлять причинно-следственные связи, навыками создания аргументации для
подкрепления собственной точки зрения на основе собранного материала. Получат
первоначальные умения изучать и систематизировать информацию из различных
источников.
Исследовательская проектная деятельность школьников с учетом их возрастных
особенностей может быть в большей мере ориентирована на организацию
самостоятельных исследований.

В ходе изучения курса обучающиеся приобщатся к особой форме учебной работы,
способствующей воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности,
повышению мотивации и эффективности учебной деятельности; в ходе реализации
исходного замысла на практическом уровне овладеют умением выбирать адекватные
стоящей задаче средства, принимать решения, в том числе и в ситуациях
неопределенности. Они получат возможность развить способность к разработке
нескольких вариантов решений, к поиску нестандартных решений, поиску и
осуществлению наиболее приемлемого решения.
2. Содержание курса с указанием форм организации и видов деятельности
1 год обучения
Тема 1. Мои домашние питомцы (4 часа). Подготовительный этап, планирование
работы. Исследовательская деятельность. Оценка процессов и результатов работы.
Представление готового продукта. Презентация проекта (устный доклад-защита, слайдшоу).
Тема 2. Составление сборника упражнений для утренней зарядки и
динамической паузы по результатам наблюдений за домашними животными (4
часа). Подготовительный этап, планирование работы. Исследовательская деятельность.
Оценка процессов и корректировка результатов работы. Представление готового
продукта. Презентация проекта (устный доклад-защита, инсценировка, электронная
презентация). Оценка процесса и результатов работы.
Тема 3. Числа в загадках, пословицах, поговорках. Секреты быстрого счета (3
часа). Подготовительный этап, планирование работы. Исследовательская деятельность.
Представление готового продукта. Презентация проекта
(устный доклад-защита,
инсценировка, электронная презентация). Оценка процесса и результатов работы.
Тема 4. Моя малая Родина (4 часа). Подготовительный этап, планирование
работы. Исследовательская деятельность. Оценка процессов и корректировка результатов
работы. Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита,
электронная презентация и фильм). Оценка процесса и результатов работы.
Тема 5. Моя семья (6 часов). Подготовительный этап, планирование работы.
Исследовательская деятельность. Оценка процессов и корректировка результатов работы.
Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная
презентация, родословное дерево).
Оценка процесса и результатов работы.
Тема 6. Деловой стиль в одежде (3 часа). Подготовительный этап, планирование
работы. Исследовательская деятельность. Представление готового продукта. Презентация
проекта (доклад-защита, электронная презентация и эскизы комплектов школьной
одежды). Оценка процесса и результатов работы.
Тема 7. Жизнь гимназии (4 часа). Подготовительный этап, планирование работы.
Исследовательская деятельность. Оценка процессов и корректировка результатов работы.
Представление готового продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная
презентация «Моя гимназия»). Оценка процесса и результатов работы.
Тема 8. Сказочные страницы. Научные ошибки (4 часа). Подготовительный
этап, планирование работы. Исследовательская деятельность. Представление готового
продукта. Презентация проекта (доклад-защита, электронная презентация). Оценка
процесса и результатов работы.

Тема 9.
Итоговое повторение. Подведение итогов (3 часа). Анализ
положительных и отрицательных моментов исследования и представления результатов.
Идеи для дальнейших исследований. Чему новому мы научились в текущем учебном году
в рамках занятий по курсу «Я – исследователь».
2 год обучения
Тема 1. Теоретические и тренинговые занятия
по развитию
исследовательских навыков (11 часов). Знакомство с методами исследования.
Наблюдение и наблюдательность. От наблюдений к экспериментам. Учимся выделять
главное и ставить цели. Суждения и гипотезы. Что такое классификация. Как правильно
провести классификацию. Что такое определения? Как давать определения понятиям.
Учимся делать умозаключения и выводы. Как задавать вопросы? Тренируемся выделять
главное и второстепенное. Как составить план и схему исследования. Анализ и синтез.
Тема 2. Исследовательская практика (7 часов). Мысленные эксперименты и
эксперименты на моделях. Знакомство со школьной лабораторией. Тренировочное занятие
по использованию лабораторного оборудования (весы, линейка, тела разной мпссы.
Тренируемся составлять схемы исследований. Как правильно провести опрос. Искусство
задавать вопросы. Особенности исследований в области естественных наук.
Тема 3. Выполнение исследовательского проекта « Прогнозы синоптиков и
народные приметы. Чему верить?» (14 часов). Обсуждение проекта дневника
наблюдений. У истоков создания народных примет. Народные приметы зимы и прогнозы
синоптиков. Народные приметы весны и прогнозы синоптиков. Народные приметы лета и
прогнозы синоптиков. Народные приметы осени и прогнозы синоптиков. Особенности
погоды нашего региона. Представление фотоотчетов. Определение и сравнение точности
предсказания погодных условий по данным гидрометцентра и народным приметам.
Обсуждение и анализ полученных результатов. Оформление результатов исследования.
Создание презентации проекта. Публичная защита проектов по группам.
Тема 4. Самооценка исследовательской деятельности (3 часа). Анализ
положительных и отрицательных моментов исследования и представления результатов.
Идеи для дальнейших исследований. Чему новому мы научились в текущем учебном году
в рамках занятий по курсу «Я – исследователь».
Сроки реализации программы:
Программа рассчитана на два года обучения (70 часов): 35 занятий в 5 классах
(первый год обучения) - 1 занятие в неделю, 35 занятий в 7 классах (2 год обучения) - 1
занятие в неделю.
Формы организации занятий:
- занятие – обсуждение;
- устный доклад-защита;
- презентация проекта;
- конференция;
- деловая игра;
- исследовательский практикум;
- аналитический практикум;
- театрализованное занятие-инсценировка и т.д.
Виды деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная, проектноисследовательская, проблемно-ценностное общение, лабораторная практика, рефлексия.

3.Тематическое планирование
3.1. Тематическое планирование. 1 год обучения
№
зан
-я

1

Этапы проекта
Тема

Тема 1.
Мои
домашние
питомцы

2

Форма организации
занятия

Подготовительн «Мозговой штурм»
ый
этап. (занятие –
Планирование
обсуждение)
работы

Исследовательск
ая деятельность

Исследовательский
практикум

Виды
деятельности
учащихся

Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Элементы
реализации
программы
воспитания

Формирование
целостного
мировоззрения,
соответствующег
о современному
уровню развития
науки и
общественной
практики,
учитывающего
социальное,
культурное,
языковое,
духовное
многообразие
современного
мира
Практическая
Воспитание
работа в группах. российской
Основные виды
гражданской
работы:
идентичности
наблюдение,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований

3

Оценка процесса Аналитический
и
результатов практикум. Оценка
работы
процесса
и
корректировка
результатов работы

Рефлексия.
Анализ и
систематизация
информации.
Оформление
результатов
(практическая
работа в группах)

4

Представление
готового
продукта.
Презентация
проекта
Оценка
процесса
и
результатов
работы.

Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями

5

6

Тема 2.
Составление
сборника
упражнений
для утренней
зарядки и
динамической
паузы по
результатам
наблюдений за
домашними
животными

Презентация
проекта (устный
доклад-защита,
слайд-шоу).

Подготовительн «Мозговой штурм»
ый
этап. занятиеПланирование
обсуждение
работы

Проблемноценностное
общение
(установка цели,
выработка плана
действий,
формулирование
задач)

Исследовательск
ая деятельность

Практическая
работа в группах
(наблюдение,
интервью,
опросы,
систематизация
информации из
различных
источников,
проведение
исследований

Исследовательский
практикум

Развитие
морального
сознания и
компетентности в
решении
моральных
проблем на
основе
личностного
выбора,
формирование
нравственных
чувств и
нравственного
поведения,
осознанного и
ответственного
отношения к
собственным
поступкам
Осознание
значения семьи в
жизни человека и
общества,
принятие
ценности
семейной жизни,
уважительное и
заботливое
отношение к
членам своей
семьи
Развитие
эстетического
сознания через
освоение
художественного
наследия народов
России и мира,
творческой
деятельности
эстетического
характера
Готовность к
выполнению
обязанностей
гражданина и
реализации его
прав, уважение
прав, свобод и
законных
интересов других
людей

7

Оценка процесса Аналитический
и корректировка практикум
результатов
работы

Аналитическая
деятельность
(оценка процесса
и корректировка
результатов
работы)

Активное
участие в жизни
семьи,
Организации,
местного
сообщества,
родного края,
страны

8

Представление
готового
продукта.
Презентация
проекта
Оценка
процесса
и
результатов
работ.

Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)
Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Ориентация на
моральные
ценности и
нормы в
ситуациях
нравственного
выбора

9

Тема 3.
Числа
загадках,
пословицах,
поговорках.
Секреты
быстрого
счета

10

Презентация
проекта (докладзащита,
инсценировка,
электронная
презентация или
слайд-шоу)

Подготовительн Занятиеый
этап. обсуждение
«Погружение в
в Планирование
работы.
проблему»

Исследовательск
ая деятельность

Исследовательский
практикум

Готовность
оценивать свое
поведение и
поступки,
поведение и
поступки других
людей с позиции
нравственных и
правовых норм с
учетом осознания
последствий
поступков
Практическая
ктивное
работа в группах неприятие
(основные формы асоциальных
работы:
поступков,
наблюдение,
свобода и
решение
ответственность
промежуточных личности в
задач, опросы,
условиях
систематизация
индивидуального
информации из
и общественного
различных
пространства
источников;
проведение
исследований

Представление
готового
продукта.
Презентация
проекта
Оценка
процесса
и
результатов
работы

11

12

Тема 4.

Подготовительн
ый
этап.
Моя
малая Планирование
работы
родина

13

Исследовательск
ая деятельность

Презентация
проекта (докладзащита,
инсценировка,
электронная
презентация или
слайд-шоу)

Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)

Восприимчивост
ь к разным видам
искусства,
традициям и
творчеству
своего и других
народов,
понимание
эмоционального
воздействия
искусства;
осознание
важности
художественной
культуры как
средства
коммуникации и
самовыражения

Занятие рассуждение
«Погружение в
проблему»

Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)
Практическая
работа в группах
(основные виды
работы:
наблюдение, сбор,
обработка,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований)

Стремление к
самовыражению
в разных видах
искусства

Исследовательский
практикум

Осознание
ценности жизни

14

Оценка процесса Аналитический
и корректировка практикум.
результатов
работы

Рефлексия.
Анализ и
систематизация
информации.
Оформление
результатов
(практическая
работа в группах)

Ответственное
отношение к
своему здоровью
и установка на
здоровый образ
жизни (здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированны
й режим занятий
и отдыха,
регулярная
физическая
активность)

15

Представление
Презентация
готового
проекта
продукта
(выступление с
Презентация
подготовленным
проекта
сообщением,
Оценка
опираясь на
процесса
и фотографии
результатов
(слайды)
работы

Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)

Подготовительн «Погружение» в
ый
этап проблему (занятие Планирование
рассуждение)
работы

Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Осознание
последствий и
неприятие
вредных
привычек
(употребление
алкоголя,
наркотиков,
курение) и иных
форм вреда для
физического и
психического
здоровья
Соблюдение
правил
безопасности, в
том числе
навыков
безопасного
поведения в
интернет-среде

Исследовательск Исследовательский
ая деятельность практикум

Практическая
работа в группах
Основные виды
работы:
наблюдение,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований

16

17

Тема 5.
Моя семья

Способность
адаптироваться к
стрессовым
ситуациям и
меняющимся
социальным,
информационны
м и природным
условиям, в том
числе осмысляя
собственный
опыт и
выстраивая
дальнейшие цели

Умение
осознавать
эмоциональное
состояние себя и
других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состоянием

18

Оценка процесса Аналитический
и корректировка практикум
результатов
работы

Рефлексия.
Анализ и
систематизация
информации.
Оформление
результатов
(практическая
работа в группах)
Представление
Презентация
Защита проекта.
готового
проекта
Рефлексия,
продукта
(выступление с
самоанализ и
Презентация
подготовленным
самооценка
проекта
сообщением,
проделанной
Оценка
опираясь на
работы,
процесса
и фотографии
взаимооценка,
результатов
(слайды) и
обмен
работы
родословное дерево впечатлениями
(практическое
занятие)

19

20

21

22

Тема 6.

Подготовительн
ый
этап
Деловой стиль Планирование
работы
в одежде

«Погружение» в
проблему
(занятие рассуждение)

Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Умение
принимать себя и
других, не
осуждая

Сформированнос
ть навыка
рефлексии,
признание своего
права на ошибку
и такого же права
другого человека
Готовность
адаптироваться в
профессионально
й среде

Ориентация на
применение
знаний из
социальных и
естественных
наук для решения
задач в области
окружающей
среды,
планирования
поступков и
оценки их
возможных
последствий для
окружающей
среды

23

Исследовательск
ая деятельность

24

Представление
Презентация
готового
проекта (докладпродукта.
защита,
Презентация
электронная
проекта
презентация и
Оценка
эскизы комплектов
процесса
и школьной одежды;
результатов
выступление с
работы.
подготовленным
сообщением,
опираясь на
слайды)
Подготовительн Занятие
–
ый
этап. рассуждение
Планирование
«Погружение
в
работы.
проблему»

25

Тема 7.
Жизнь
гимназии

26

Исследовательск
ая деятельность

Исследовательский
практикум

Исследовательский
практикум

Практическая
работа в группах
(основные виды
работы:
наблюдение,
поиск,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований
Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)

Повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального
характера
экологических
проблем и путей
их решения

Проблемноценностное
общение
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Осознание своей
роли как
гражданина и
потребителя в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической
и социальной
сред

Практическая
работа в группах
(основные виды
работы:
наблюдение, сбор,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований

Готовность к
участию в
практической
деятельности
экологической
направленности

ктивное
неприятие
действий,
приносящих вред
окружающей
среде

27

Оценка процесса Аналитический
и корректировка практикум
результатов
работы

28

Представление
готового
продукта.
Презентация
проекта
Оценка
процесса
и
результатов
работы

29

Тема 8.
Сказочные
страницы.
Научные
ошибки

Презентация
проекта (докладзащита,
электронная
презентация «Моя
гимназия»)

Рефлексия.
Анализ и
систематизация
информации.
Оформление
результатов
(практическая
работа в группах)

Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ
и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)
Подготовительн
«Погружение» в
Проблемноый
этап. проблему (занятие - ценностное
Планирование
рассуждение)
общение
работы.
(определение
цели, плана
действий,
формулировка
задач)

Ориентация в
.
деятельности на
современную
систему научных
представлений об
основных
закономерностях
развития
человека,
природы и
общества,
взаимосвязях
человека с
природной и
социальной
средой
Овладение
языковой и
читательской
культурой как
средством
познания мира

Овладение
основными
навыками
исследовательско
й деятельности,
установка на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствоват
ь пути
достижения
индивидуального
и коллективного
благополучия

30

Исследовательск
ая деятельность.

Исследовательский
практикум

31

Представление
готового
продукта.

Презентация
проекта (докладзащита,
электронная
презентация,
сообщение с
демонстрацией
фотографий
(слайдов)

Презентация
проекта
32

33

34

Итоговая
проектная
конференция

Подготовительн
ый
этап.
Планирование
работы.
Исследовательск
ая деятельность.

Представление
готового
продукта.

Практическая
работа в группах
Основные виды
работы:
наблюдение, сбор,
систематизация
информации из
различных
источников.
Проведение
исследований
Защита проекта.
Рефлексия,
самоанализ
и
самооценка
проделанной
работы,
взаимооценка,
обмен
впечатлениями
(практическое
занятие)

«Погружение» в
Проблемнопроблему (занятие - ценностное
рассуждение)
общение
(определение
Исследовательский цели, плана
действий,
практикум
формулировка
задач).
Практическая
работа в группах
Основные виды
работы:
наблюдение, сбор,
систематизация
информации из
различных
источников.
Презентация
Защита проекта.
проекта (докладРефлексия,
защита,
самоанализ и
электронная
самооценка
презентация,
проделанной
сообщение с
работы,
демонстрацией
взаимооценка,
фотографий
обмен

Способность
обучающихся во
взаимодействии в
условиях
неопределенност
и, открытость
опыту и знаниям
других

Быть готовым
действовать в
отсутствие
гарантий успеха
Формулировать и
оценивать риски
и последствия,
формировать
опыт, уметь
находить
позитивное в
произошедшей
ситуации
Оценивать
ситуацию
стресса,
корректировать
принимаемые
решения и
действия

Воспринимать
стрессовую
ситуацию как
вызов,
требующий
контроль

(слайдов)

35
Презентация
проекта

впечатлениями
(практическое
занятие)

Способность
обучающихся
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие
изменения и их
последствия

3.2.Тематическое планирование. 2 год обучения
№ Тема
заня Этапы проекта
тия

Форма организации
занятия

Виды деятельности учащихся

Элементы
реализации
программы
воспитания

1. Теоретические и тренинговые занятия по развитию
исследовательских навыков
1

Знакомство с
методами
исследования

Занятиеобсуждение

2

Наблюдение и
наблюдательность

Занятие–
обсуждение,
практикум

3

От наблюдений к
экспериментам

Занятие –
обсуждение,
практикум

Познавательная,
исследовательская деятельность
(обсуждение применение
знакомых методов исследования,
применяют новые методы).

Ориентация в
деятельности на
современную
систему научных
представлений об
основных
закономерностях
развития
человека,
природы и
общества,
взаимосвязях
человека с
природной и
социальной
средой
Познавательная,
Овладение
исследовательская деятельность
языковой и
(формулирование определения
читательской
наблюдения как одного из
культурой как
методов исследования, выявление средством
разницы в понятиях «наблюдение» познания мира
и «наблюдательность»).
Познавательная,
исследовательская деятельность
(формулирование определения
эксперимента как одного из
методов исследования в рамках
поставленных задач, поиск
экспериментальных путей
решения)

Овладение
основными
навыками
исследовательско
й деятельности,
установка на
осмысление
опыта,
наблюдений,
поступков и
стремление
совершенствоват
ь пути
достижения
индивидуального
и коллективного
благополучия

4

Учимся выделять
главное и ставить
цели

Аналитический
практикум,
занятиеобсуждение

Познавательная
деятельность,
смысловое чтение,
(освоение
умений выделять главное и
второстепенное;
главная
информация,
второстепенная
информация (примеры); слова,
помогающие сформулировать цель
исследования (изучить, сравнить,
оценить, найти и т.д.))

Освоение
обучающимися
социального
опыта, основных
социальных
ролей,
соответствующи
х ведущей
деятельности
возраста, норм и
правил
общественного
поведения, форм
социальной
жизни в группах
и сообществах,
включая семью,
группы,
сформированные
по
профессионально
й деятельности, а
также в рамках
социального
взаимодействия с
людьми из
другой
культурной
среды

5

Суждения и гипотезы

Аналитический
практикум,
занятиеобсуждение

Познавательная деятельность,
смысловое чтение (знакомство с
понятиями «гипотеза» и
«суждение»; формулирование в
группах гипотез и суждений по
предложенным различным
ситуациям; участие в оценке
путем коллективного обсуждения
и самооценок)

Способность
обучающихся во
взаимодействии в
условиях
неопределенност
и, открытость
опыту и знаниям
других

6

Что
такое
классификация? Как
правильно провести
классификацию?

Аналитический
практикум,
занятиеобсуждение

Познавательная деятельность,
смысловое чтение (определение
понятия «классификация,
признаки классификаций;
проведение классификации
предметов по определенным
признакам в группах; обсуждение,
корректировка)

Способность
действовать в
условиях
неопределенност
и, повышать
уровень своей
компетентности
через
практическую
деятельность, в
том числе умение
учиться у других
людей,
осознавать в
совместной
деятельности
новые знания,
навыки и
компетенции из
опыта других

7

Что
такое
определения?
Как
давать
определения
понятиям?

Занятие–
обсуждение,
аналитический
практикум

Познавательная
деятельность,
смысловое чтение (отработка
приемов определения понятий
(описание, характеристика и т.д.),
определение
понятия
«определение»;
разновидности
определения)

Навык выявления
и связывания
образов,
способность
формирования
новых знаний, в
том числе
способность
формулировать
идеи, понятия,
гипотезы об
объектах и
явлениях, в том
числе ранее не
известных,
осознавать
дефициты
собственных
знаний и
компетентностей,
планировать свое
развитие

8

Учимся делать
умозаключения и
выводы

Лабораторный
практикум,
занятиеобсуждение

Аналитическая, исследовательская
деятельность (анализ данных,
определение их достаточности,
формулировка умозаключения
или выводов; умение делать
умозаключения и выводы на
основании имеющихся данных)

Умение
анализировать и
выявлять
взаимосвязи
природы,
общества и
экономики

9

Как
задавать Тренинг,
практическое
вопросы?
занятие
Тренируемся
выделять главное и
второстепенное

Аналитическая,
познавательная
деятельность, смысловое чтение
(навыки выделения главного и
второстепенного в различных
информационных массивах)

Умение
оценивать свои
действия с
учетом влияния
на окружающую
среду,
достижений
целей и
преодоления
вызовов,
возможных
глобальных
последствий

10

Как составить план и Тренинг,
практическое
схему исследования
занятие

Практическая
работа
по
составлению
схем,
отработке
логических цепочек; определение
понятий «схема», «алгоритм»,
видов схематичного изображения

Способность
обучающихся
осознавать
стрессовую
ситуацию,
оценивать
происходящие
изменения и их
последствия

11

Анализ и синтез

Практическая работа (обработка и
выстраивание
логики
доказательств),
работа
с
понятиями «анализ», «синтез»,
построение
цепочки
доказательств)

Воспринимать
стрессовую
ситуацию как
вызов,
требующий
контрмер

Тренинг,
логический
практикум

2.Исследовательская практика
12 Мысленные
эксперименты и
эксперименты на
моделях

Занятие –
обсуждение,
практикум

Исследовательская практическая
деятельность (определение
«эксперимент», модель для
эксперимента)

Оценивать
ситуацию
стресса,
корректировать
принимаемые
решения и
действия

13 Знакомство со
школьной лабораторией

Лабораторный
практикум, беседаинструктаж по
технике
безопасности

14 Тренировочное занятие
по использованию
лабораторного
оборудования (весы,
линейка, тела разной
массы)
15 Тренируемся составлять
схемы исследования

Лабораторный
Исследовательская практическая
практикум, занятие деятельность (знакомство с
–обсуждение
алгоритмом измерений,
выполнение измерений,
формулировка выводов)

Быть готовым
действовать в
отсутствие
гарантий успеха

Лабораторный
практикум, занятие
– обсуждение

Практическая работа по
составлению схем, чтению схем.

Готовность к
участию в
практической
деятельности
экологической
направленности

Исследовательская практическая
деятельность (определение
выборки респондентов и
задаваемых вопросов, правил
выбора аудитории для проведения
опросов, оптимальное количество
и перечень вопросов)

Осознание своей
роли как
гражданина и
потребителя в
условиях
взаимосвязи
природной,
технологической
и социальной
среде

16 Как правильно провести Занятие –
обсуждение,
опрос?
практикум по
проведению
социологических
опросов

Исследовательская практическая
деятельность (знакомство с
физической лабораторной базой,
техникой безопасности при
проведении работ)

Формулировать и
оценивать риски
и последствия,
формировать
опыт, уметь
находить
позитивное в
произошедшей
ситуации

17 Искусство задавать
вопросы

Занятие –
обсуждение,
практикум по
проведению
социологических
опросов

Исследовательская практическая
деятельность (поиск информации
по своевременности, логичности
задаваемых вопросов)

Активное
неприятие
действий,
приносящих вред
окружающей
сред

18 Особенности
исследований в области
естественных наук

Занятие –
обсуждение,
аналитический
практикум

Исследовательская аналитическая
деятельность (обмен
информацией, изучение
особенностей исследований в
области естественных наук,
применяемых приемов и методов)

Повышение
уровня
экологической
культуры,
осознание
глобального
характера
экологических
проблем и путей
их решения

1. Выполнение исследовательского проекта «Прогнозы синоптиков

и народные приметы. Чему верить?»
19 Обсуждение
проекта Занятие
обсуждение,
дневника наблюдений
аналитический
практикум

– Проектно-исследовательская
деятельность (установка цели,
формулирование задач, выработка
плана действий, создать разделов
дневника наблюдений, анализ
которых позволит сделать
правомерные выводы в рамках
заявленного исследования)

20 У истоков создания Занятие
– Исследовательская аналитическая
обсуждение,
деятельность (поиск известных
народных примет
ситуационная игра народных примет, касающихся
погоды, объяснение
необходимости предугадывания
погоды для хозяйственной
деятельности; определение
исторических истоков народных
примет)
21 Народные
– Практическое занятие по
приметы Занятие
проведению сравнения точности
зимы
и
прогнозы обсуждение,
ситуационная игра предсказаний синоптиков и
синоптиков
народных примет. Основные
формы работы: наблюдения,
изучение литературных
источников, сбор и обработка
информации)

22 Народные
весны
и
синоптиков

– Практическое занятие по
приметы Занятие
проведению сравнения точности
прогнозы обсуждение,
ситуационная игра предсказаний синоптиков и
народных примет. Основные
формы работы: наблюдения,
изучение литературных
источников, сбор и обработка
информации, решение
промежуточных задач

Ориентация на
применение
знаний из
социальных и
естественных
наук для решения
задач в области
окружающей
среды,
планирования
поступков и
оценки их
возможных
последствий для
окружающей
среды
Уважение к
труду и
результатам
трудовой
деятельности

Осознанный
выбор и
построение
индивидуальной
траектории
образования и
жизненных
планов с учетом
личных и
общественных
интересов и
потребностей
Уважение к
труду и
результатам
трудовой
деятельности

23 Народные приметы лета Занятие
– Практическое занятие по
обсуждение,
проведению сравнения точности
и прогнозы синоптиков
ситуационная игра предсказаний синоптиков и
народных примет. Основные
формы работы: наблюдения,
изучение литературных
источников, сбор и обработка
информации, решение
промежуточных задач

Осознание
важности
обучения на
протяжении всей
жизни для
успешной
профессионально
й деятельности и
развитие
необходимых
умений для этого

– Практическое занятие по
приметы Занятие
проведению сравнения точности
прогнозы обсуждение,
ситуационная игра предсказаний синоптиков и
народных примет. Основные
формы работы: наблюдения,
изучение литературных
источников, сбор и обработка
информации, решение
промежуточных задач

Интерес к
практическому
изучению
профессий и
труда различного
рода, в том числе
на основе
применения
изучаемого
предметного
знания

24 Народные
осени
и
синоптиков

25 Особенности
нашего региона

26 Представление
фотоотчетов

погоды Географический
практикум
–
загадка
«Как
направление хребта
Уральских
гор
влияет
на
температурный
режим и осадки?»

Представление
личных
фотоотчетов

Практическое работа в
группах(знакомство с
географической картой,
определение местоположение
Урала, высказывают
предположения, делают выводы)

Установка на
активное участие
в решении
практических
задач (в рамках
семьи,
Организации,
города, края)
технологической
и социальной
направленности,
способность
инициировать,
планировать и
самостоятельно
выполнять такого
рода
деятельность

Презентация фотоотчетов по
разделам исследования

Сформированнос
ть навыка
рефлексии,
признание своего
права на ошибку
и такого же права
другого человек

27 Определение
и Аналитический
сравнение
точности практикум
предсказания погодных
условий
по
данным
гидрометцентра
и
народным приметам

Аналитическая деятельность
Умение
(оценка процесса и корректировка осознавать
результатов работы в группах)
эмоциональное
состояние себя и
других, умение
управлять
собственным
эмоциональным
состояние

28 Обсуждение и анализ Аналитический
полученных результатов практикум

Аналитическая деятельность
Умение
(оценка процесса и корректировка принимать себя и
результатов работы в группах)
других, не
осуждая

29 Оформление
результатов
исследования

30 Создание
проекта

Творческая
мастерская

презентации Творческая
мастерская

Аналитическая
деятельность
(оценка процесса и корректировка
результатов работы в группах).
Практическая
работа
по
оформлению результатов

Способность
адаптироваться к
стрессовым
ситуациям и
меняющимся
социальным,
информационны
м и природным
условиям, в том
числе осмысляя
собственный
опыт и
выстраивая
дальнейшие цели

Практическая работа по
оформлению результатов
проекта, создание презентации
проекта

Соблюдение
правил
безопасности, в
том числе
навыков
безопасного
поведения в
интернет-среде

31 Публичная
защита Презентация
, проектов по группам
проекта (докладзащита с
использованием
32
мультимедийного
оборудования)

Защита проекта, рефлексия
(самоанализ и самооценка
проделанной работы,
взаимооценка, обмен
впечатлениями (практическое
занятие))

Ответственное
отношение к
своему здоровью
и установка на
здоровый образ
жизни (здоровое
питание,
соблюдение
гигиенических
правил,
сбалансированны
й режим занятий
и отдыха,
регулярная
физическая
активность

4. Самооценка исследовательской деятельности
33 Анализ положительных
и
отрицательных
моментов исследования
и
представления
результатов
34 Идеи для дальнейших
исследований

Занятиеобсуждение,
аналитический
практикум

35 Чему
новому
мы
научились в текущем
учебном году в рамках
занятий по курсу «Я –
исследователь»?

Конференцияобсуждение,
аналитический
практикум

Занятиеобсуждение,
аналитический
практикум

Рефлексия
(самоанализ
и
самооценка проделанной работы,
участие в
оценке путем
коллективного
обсуждения
и
самооценок)
Рефлексия
(самооценка,
определение
перспективных
направлений
исследований,
создание базы возможных тем
исследований
на
будущий
учебный год)
Рефлексия (анализ проделанной
работы за учебный год, оценка
динамики в обретении новых
знаний, умений и навыков)

Осознание
ценности жизни

Стремление к
самовыражению
в разных видах
искусства
Ориентация на
моральные
ценности и
нормы в
ситуациях
нравственного
выбора


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».